Выразительные средства музыки
Любая волна эмоций, любое чувство, переживаемые композитором, запечатлеваются в его сознании, в его памяти, продолжают звучать в его душе, а затем ложатся в нотные строки его музыки. Волна пережитого истаивает и замолкает на страницах его партитур... Всем, кто прикоснётся к этим партитурам, этим сокровенным знакам душевного и духовного мира композитора, являются сначала загадки этого мира, а затем открываются и разгадки, когда уснувшая партитура вдруг оживает в звучании инструментов... И перед нами предстаёт посеянная композитором Красота увиденного им мира, Красота его собственной души. Её, эту Красоту, композитор воссоздал, применив весь арсенал имеющихся у него средств - эти выразительные средства музыки воздействуют на нас одновременно и демонстрируют применение одного из важнейших эволюционных качеств - качество общинности. Приведённый выше образ-ключ “Община. Колчан со стрелами” в применении к данному случаю разъясняет одну из великих тайн музыкального творчества. Вдумаемся и поразмышляем... Вот этот безграничный Космос, эта бесконечная Вселенная, вот множество звёзд, созвездий, планет, вот солнце, вот земля с её обширными ландшафтами, Флорой и Фауной, малыми и большими странами, а вот и композитор с его огромным внутренним миром, соприкасающимся со всем этим разнообразием дальних и ближних миров. Прочувствованный им мир вскоре находит отражение в нотных строках его партитур. Явленная нашему слуху музыка содержит живую общину выразительных средств музыки, является результатом общинной работы. В неё, эту общину, входят: мелодия, ритм, гармония, темп, лад, тональность, тембр, регистр, динамика, украшения и многие другие участники живого процесса развёртывания музыкального произведения перед слушателем, то есть добровольного процесса составления букета, в который каждый внесёт свой неповторимый цветок. Руководство же этой звучащей общиной выразительных средств осуществляется интуицией композитора, его художественным чутьём, тонким эстетическим вкусом, чувством Прекрасного, уровнем его духовного, нравственного, интеллектуального и культурного развития, глубиной душевного мира, ступенью его сознания, широтой охвата земных и надземных явлений, чистотой сердца, светоносностью мышления, высотой идеалов, общечеловеческой значимостью его идей. Та или иная комбинация этих качеств композитора даёт и конечный результат - музыкальное произведение. Выразительные средства музыки как раз и являются отражением, отпечатком этих качеств внутреннего мира композитора. Именно внутреннего мира, а не внешних условий его жизни, которые нередко даже стираются в памяти истории. В этом и состоит руководство - выразительные средства музыки подчинены воле композитора, выполняют её приказы.
Если пойти дальше в нашем размышлении, то мы можем сказать, что во всей совокупности музыкальных произведений, в музыкальных средствах, их раскрывающих, явлен духовный портрет композитора, подобно тому, как он явлен в работах художника-портретиста. Причём, этот духовный портрет нестираем в веках. Даже, если предположить, что все сочинённые композитором партитуры по какой-то роковой случайности исчезнут - то всё же мысли, чувства, настроения, идеи, идеалы, которые владели композитором, запечатлеваются и в пространстве и в его собственном духе в виде тончайших энергий, форм, сущностей...
<…>
(Из книги "Предстояние. Духовная самореализация через музыку" Фрагмент)
Рецензии