Царевна лебедь или история о гадком утёнке

Во время взросления, постепенного изменения нашей внешности от милого малыша до взрослого человека мы проходим большой путь и наше сознание должно поспевать за изменениями нашего тела, формировать адекватные представления о нашей внешности. В этом процессе большую роль играет как наше окружение, реагирующее на этот метаморфоз, так и мы сами, то, что мы видим в зеркале и как к этому относимся.
По Эрику Бёрну, все наши отношения формируются в тройном поле сознания: это условно «внутренний ребёнок» – творческая и стихийная часть, «внутренний родитель» – контролирующая часть, и «внутренний взрослый» – рациональная часть. В зависимости от этого формируются и наши ожидания от других при взаимоотношении с ними: ожидаем ли мы и соглашаемся с реакцией ребёнка, взрослого, родителя. Когда ожидаем другого, не соглашаемся – возникают конфликты. Например, в диаде руководитель–подчинённый обычна диспозиция родитель–ребёнок. Например, подчинённый не соглашается с ролью ребёнка – конфликт недооценивания или бунт, руководитель не берёт на себя роль мудрого родителя – конфликт попустительства, видимость некомпетентности руководства и т.п.
Однако, кроме взаимоотношений, диспозиции этих частей сознания важны и в самоотношении, в частности, в отношении к собственной внешности. Ожидание сохранения детскостных черт может возникнуть в период резкого изменения внешности, особенно – если до этого ребёнок часто вертелся у зеркала или взрослые часто говорили ему, какой он красивенький. Тогда, в подростковом периоде, человек может болезненно принимать свою изменённую внешность (конфликт детских ожиданий), это отношение может «застрять» в сознании и сопутствовать по жизни уже взрослому человеку.
У всех животных, в том числе и у человека, черты взрослого существа и детёныша разительно рознятся – всему своё время. Черты детёныша всегда более мягкие, все линии – короткие и округлые (вспомним мордочки щеночков). Это помогало детёнышам выживать и вызывать сочувствие у взрослых, поскольку такие черты не несут агрессии и не позволяют рассматривать такое существо как конкурента. Такое существо взрослой особи хочется приласкать и накормить. К сожалению, в культуре второй половины двадцатого века, с его эмансипацией, в восприятии женщин мужчинами стали модны инфантильные черты, так называемый «беби–фейс». Часто женщина, имеющая такие черты, кажется современному мужчине, не преодолевшему эдипов комплекс, более привлекательной, поскольку её он не боится и хочет иметь рядом «вечного ребёнка». Однако, у носителей инфантильных черт (я здесь говорю сейчас об инфантильной мимике, не о природных «породных» чертах) есть обратная сторона медали – они стареют резко и сразу, так и не проявляясь со взрослыми чертами, сразу становятся бабушками и дедушками. Это – следствие непроработанности мимики, и зависит от непроработанности чувств, обилия детских и подростковых застреваний в чувственной сфере. К примеру, такой феномен наблюдается у актёров, всю жизнь играющих детские роли, деятелей искусств. Например, Новелла Матвеева, Шаинский (всю жизнь пишет детские песенки). Хотя люди могут быть замечательными, но сфера их чувств своеобразна. Культ «беби–фейса» во многом задаёт сейчас и рекламные стандарты… Ну даже взять того же Дикаприо. А настоящая красота – иная, по мере развития чувств, их динамики, развития полноты самоосознания прорабатывается и мимика, после 30 лет несущая во многом отпечаток характера. Красивые люди и стареют красиво  – снова примеры сферы искусства – Лев Толстой, Набоков, Леся Украинка, Елена Ререх, Олег Янковский, Катрин Денёв, София Ратару и т.п. Конечно, и порода во многом берёт своё, но в основном – индивидуальность, индивидуальная «аура». Такое произведение природы, как красивый человек, не бывает массовым, хотя, нужно заметить, что каждый в чём–то красив. Однако, я говорю о красоте не в человеколюбческом, душевном, а в эстетическом плане. 
А застревания в приятии своей взрослой внешности обычно могут идти именно от подросткового феномена гадкого утёнка, который почему–то всё ещё не может осознать, что он давно уже – прекрасная лебедь… А тут ещё и наслаивается несоответствие сиюминутным (ну что такое 50 лет истории!) стандартам инфантильной моды…
Пример своего комплекса. В раннем детстве и чуть постарше я был очень смазливеньким ребёнком, и мне часто говорили взрослые, какой я красивый. Я как–то привык к своей внешности в зеркале… Между 6 и 7 классом я резко вытянулся, ну а к 10–му моё лицо изменилось для меня неузнаваемо. Помню, в 10–ом мне шили костюм в ателье. Там было тройное такое зеркало – я мог лицезреть себя анфас и в профиль одновременно. И то, что я там увидел, настолько не соответствовало моим ожиданиям, что заставляло меня и многие годы спустя относиться к своей новой внешности, как к уродливой… Плюс ещё мама, которая всё хотела видеть её прежнего маленького мальчика, ну, для мам это характерно…
Как с этим бороться? Просто глядеть на себя по–новому, каждый раз переосмысливая себя, своё место в мире и жизни.


Рецензии