Три ступени духовного развития

 

В православных кругах бытует мнение, что есть три ступени духовного развития человека: плотская, душевная и духовная. И соответственно есть три вида людей: плотские, душевные и духовные.

Лично я не встречал людей на сто процентов плотских, душевных или духовных (как правило, в человеке всё перемешано), но подобное разделение существует в умах большого числа верующих.

Под плотскими, как правило, имеют в виду людей грубых, в которых преобладает животное начало; под душевными – тех, в которых развито эстетическое начало (это люди искусства или просто люди, любящие искусство); под духовными – людей, близких к святости.

Многие верующие на момент их прихода в Церковь находятся как раз на первой ступени развития, то есть являются людьми плотскими, грубыми. То, что они стремятся достигнуть третьей, духовной ступени,  – похвально, но плохо, что они хотят сделать это сразу, минув ступень душевности. Перепрыгивая через ступень душевного (проще говоря, через ступень эстетики и искусства), они далеко не всегда оказываются на ступени духовности. Не разбитое лицо и сотрясение мозга, а побитая некрасивая душа – вот результат их прыжка.

Существует замечательная фраза: «Для того, чтобы стать выше виртуоза, нужно вначале быть таковым». Ее запросто можно применить к человеку, идущему по пути духовного совершенствования. Иными словами: «Для того, чтобы стать выше душевного человека, нужно вначале стать душевным человеком, а потом уже пытаться стать духовным».

Многие верующие считают, что духовные люди это те, кто ходят в церковь, и нередко духовностью называют ограниченность и косность, а духовным – всё церковное и околоцерковное.

Увы, не все люди, ходящие в церковь, духовны, и не всё, что в церкви и около нее, – духовно. Кроме того, и в миру есть духовные люди, и в атеистах встречается духовность, ибо атеист – тоже творение Бога, в нем тоже есть божественное начало.

Таким образом, не следует проводить четкую границу между церковью и миром, между церковным и мирским, потому что и в миру встречается духовное, и в церкви встречается мирское.

Часто люди, придя в церковь, начинают отрицать всё мирское, даже хорошее. Это болезнь, и называется она неофитством, в то время как подобные люди именуются неофитами. К сожалению, часто встречаются агрессивные неофиты, а также неофиты упорствующие, не желающие выходить из своей болезни.

Неофиты, как правило, отрицают искусство, называя его душевной сферой, недостойной внимания верующего человека. Поклонников искусства они называют душевными, а себя  – духовными, кем же еще.

Ничего кроме косности, гордыни и самомнения в этих людях и в их отношении к искусству – нет. Возможно, эти верующие не любят искусство также и по причине собственной несостоятельности в этой сфере. Здесь уже следует говорить о зависти.

Лично я считаю разделение людей на три разряда (плотских, душевных и духовных) неправильным и даже вредным. Такое разделение свидетельствует о чрезмерной прямолинейности мышления разделяющего, о его ограниченности.

Самое печальное, что такое разделение со стороны верующего может привести к идеи его богоизбранности, к делению им людей на своих и чужих, со всеми вытекающими последствиями: снисходительностью к своим и непримиримостью к чужим. Но это уже не христианство.
 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.