Язычник во гневе

               

      Сын княгини Ольги Святослав прославился воинственно-стью. Дружина Святослава была по вере разнородной: в нее входили и язычники, и христиане. И это никому не мешало, по-ка военные походы заканчивались успешно. Но  вот, в 971 году война в Болгарии не принесла успеха киевскому князю. Хотя  заключенный мир меж ним и греческим императором Цимисхи-ем был почетным, уныние царило среди киевских воинов. А тут еще голодная зимовка на острове Березань... Историки всех по-колений не понимали, почему Святослав не направился прямо в Киев, а застрял на полпути? Это так и осталось тайной. На Бере-зани разыгралась трагедия. Недовольные воины - язычники (а их было большинство) обвинили воинов-христиан в поражении. Поражение они объясняли гневом  своих богов – Перуна и Волоса на то, что в их рядах были христиане. Были замучены и убиты все русы-христиане, в числе их и родственник самого Святослава  Улеб.  Слухи об этой расправе дошли и до Киева. Не была ли последующая расправа над остатками дружины Святослава организована христианской общиной Киева, нанявшей для этой цели печенежского хана Куря?

В гневе страшен Святослав,-
Нет ничего святого!
Его познали жесткий нрав
Все, верящие в Бога!

На Березани был раскол!
Виновны – христиане?..
Когда сажали их на кол...
Те ж русичи -, славяне!

Печально кончился поход:
Ни славы, ни добычи!
И обозленным стал «народ»,
Вины не видя личной!

Вину взвалив на христиан,
Набросились, как волки.
Рекою лилась кровь славян,
И много, и без толка!

За то, что верою одной
С врагами они были,
Что жили с женщиной одной,
И пленных не рубили,

Что осеняли грудь крестом,
Молились тихо Богу...
По размышлению простом:
Причин скопилось много!..


Рецензии
Тут есть одно маленькое "но". Трудно нам судить, кто был там прав или виноват - и достоверных сведений не хватает, и понимания мироощущения той эпохи тоже. Однако христиане вместе с грубыми и жадными до добычи язычниками приняли участие в грабительской по сути войне Святослава с Византией. Как так? Почему? Как могло сочетаться смиренномудрие с алчностью военного наёмника?
Это непонятно. Хотя последующие века истории, в которых именно христианские страны явились колонизаторами остального мира, дают объяснение этой загадке. Оно таково: религиозный внешний антураж - это духовная ширма. Красивая занавеска истинной сути людской, которая, к сожалению, не меняется от перемены религии с одной на другую. И это зверское по сути нутро наше воистину интересно и по-настоящему загадочно.

Звери мы просто-напросто, господа, вот и вся разгадка. А постоянно меняющиеся боги в наших головах есть дело вообще-то второстепенное.

Владимир Радимиров   26.10.2013 14:44     Заявить о нарушении