Праздник спаса и богоматери
«Хранъник всей вселенной, крест церкви Божией, кото-рым царям – держава, которым верным – утверждение, кото-рым ангелам – слава, которым демонам – прогонитель...» Прежде крест этот стоял недалеко от храма Покрова на Нер-ли. Поставлен он был в честь победы 1164 года над Волжской Булгарией, дарованной Господом князю Андрею» Боголюб-скому.
Неспокойно было на границах,
Заварухи часты тут и там.
Русичей угрюмы стали лица,
Чаще посещают Божий храм.
Молятся о мире и покое.
И спокойны лики у икон:
Божий знак – пора побеспокоить
И врага. Почувствует и он,
Что терпенье кончилось соседа,-
Мира не сумели уберечь.
И остались – гибель иль победа,
Все решат – копье и острый меч.
Так уж повелося на Руси, -
Русь была терпению примером, -
Бога о победе попроси,
Поднимая меч во имя веры.
Мы теперь идем на мусульман,-
Знать, булгары сами захотели,-
Долго обижали христиан,
Долго те молчали и терпели.
Похищали девушек у нас,-
Не поймали – не было печали,-
Князем был на то издан указ.-
Мы им этим тоже отвечали.
Хоть чужая, сложная страна,
Но красива у булгаров дева,
Нет жены покорней, чем она,
За хозяйством хорошо смотрела.
Время шло. Булгары осмелели,-
Наших похищают мужиков,
Села пограничные горели,
Гарь неслась до самых облаков.
Доняли булгары князь Андрея:
«Хватит на Руси им воровать!»
А на солнце знамя пламенело,
Боголюбов возглавляет рать!
Битва была трудной, но недолгой,-
Жар пожарищ над страной и дым,
И рабов, освобожденных, толпы
К семьям возвращаются своим.
Пленниц много, всякого добра:
Соболиных шкурок связки, злато.
Шелка много, груды – серебра.
Ведь булгары – сказочно богаты.
Примечание: кроме алого полотнища, знаменем Андрея Боголюбского была знаменитая двухсторонняя икона Спаса Нерукотворного – Поклонения Кресту.
Праздник 1 августа в Византии назывался «Происхождение честного и животворящего креста» В этот день проводились во-досвятия в палатах императора и в константинопольском храме Святой Софии. Проводился крестный ход в честь Спаса и Бого-матери. Одновременно праздновали память семи мученикам Маккавеям и их матери Соломонии. Во многом, стремясь под-ражать Византии, суздальский князь Андрей Боголюбский, пе-ренес в Суздаль «Покров», что означало божественную защиту, милосердие, милость Божью.
Каждый год 1 августа князь устраивал освящение воды у по-строенного им белокаменного кивория на замковом дворе в Бо-голюбово.- водосвяточной чаши с крестом на дне. От храма По-крова на Нерли к озеру вела белокаменная лестница с резными изображениями львов, а вода в озере считалась у населения всей округи – святой.
Хотя по всей Руси культ Покрова Богоматери тогда еще не сложился, но предпосылки его создания уже были. Именно кня-жеский храм Андрея Боголюбского лежал у истоков популярно-го затем на Руси культа и праздника Покрова Богоматери.
Свидетельство о публикации №213102600955