Праздник спаса и богоматери

      В замковой резиденции князя Андрея Боголюбского, сына князя Юрия Долгорукого и внука Владимира Мономаха, хра-нится древний белокаменный крест с выбитым на нем тек-стом: «Похвалы кресту»:
      «Хранъник всей вселенной, крест церкви Божией, кото-рым царям – держава, которым верным – утверждение, кото-рым ангелам – слава, которым демонам – прогонитель...»  Прежде крест этот стоял недалеко от храма Покрова на Нер-ли. Поставлен он был в честь победы 1164 года над Волжской Булгарией, дарованной Господом князю Андрею» Боголюб-скому.

Неспокойно было на границах,
Заварухи часты тут и там.
Русичей угрюмы стали лица,
Чаще посещают Божий храм.

Молятся о мире и покое.
И спокойны лики у икон:
Божий знак – пора побеспокоить
И врага. Почувствует и он,

Что терпенье кончилось соседа,-
Мира не сумели уберечь.
И остались – гибель иль победа,
Все решат – копье и острый меч.

Так уж повелося на Руси, -
Русь была терпению примером, -
Бога о победе попроси,
Поднимая меч во имя веры.

Мы теперь идем на мусульман,-
Знать, булгары сами захотели,-
Долго обижали христиан,
Долго те молчали и терпели.

Похищали девушек у нас,-
Не поймали – не было печали,-
Князем был на то издан указ.-
Мы им этим тоже отвечали.

Хоть чужая, сложная страна,
Но красива у булгаров дева,
Нет жены покорней, чем она,
За хозяйством хорошо смотрела.

Время шло. Булгары осмелели,-
Наших похищают мужиков,
Села пограничные горели,
Гарь неслась до самых облаков.

Доняли булгары князь Андрея:
«Хватит на Руси им воровать!»
А на солнце знамя пламенело,
Боголюбов возглавляет рать!

Битва была трудной, но недолгой,-
Жар пожарищ над страной и дым,
И рабов, освобожденных, толпы
К семьям возвращаются своим.

Пленниц много, всякого добра:
Соболиных шкурок связки, злато.
Шелка много, груды – серебра.
Ведь булгары – сказочно богаты.

     Примечание: кроме алого полотнища, знаменем  Андрея Боголюбского была знаменитая двухсторонняя икона  Спаса  Нерукотворного – Поклонения Кресту.

      Праздник 1 августа в Византии назывался «Происхождение честного и животворящего креста» В этот день проводились во-досвятия в палатах императора и в константинопольском храме Святой Софии. Проводился крестный ход в честь Спаса и Бого-матери. Одновременно праздновали память семи мученикам Маккавеям и их матери Соломонии. Во многом, стремясь под-ражать Византии, суздальский князь Андрей Боголюбский, пе-ренес в Суздаль «Покров», что означало  божественную защиту, милосердие, милость Божью.
     Каждый год 1 августа князь устраивал освящение воды у по-строенного им белокаменного кивория на замковом дворе в Бо-голюбово.- водосвяточной чаши с крестом на дне. От храма По-крова  на Нерли к озеру вела белокаменная лестница  с резными изображениями львов, а вода в озере считалась у населения всей округи – святой.
      Хотя по всей Руси культ Покрова Богоматери тогда еще не сложился, но предпосылки его создания уже были. Именно кня-жеский храм Андрея Боголюбского лежал у истоков популярно-го затем на Руси культа и праздника Покрова Богоматери.


Рецензии