Афон молчит
Идти под папу не хотят,
Хоть обстоятельства велят.
Не жалуют священников в столице.
И чтобы выразить протест,
К Афону шли из разных мест,
Чтоб вере православной сохраниться.
Молчит себе Афон,
Хоть колокольный звон
Округу мерно оглашает;
Священники молчат,
На их устах молчания печать,
Лишь колоколом к службе приглашают.
Правительство бессильно против них:
Монах приветлив, тих,
Работу выполняет, службу,
Он пропаганды не ведет.
А в монастырь народ идет,
Испытывая в вере своей нужду.
Константинополь и Афон...
Пока безмолвствует закон...
Но патриарх поставлен властью...
О том прознали на Руси.
О чем «предателя» просить?
Скорее, нужно ждать напасти!
На Руси поняли опасность, таящуюся в Константинополе. Они были вынуждены признать духовную власть константино-польского патриарха. Но, поскольку патриарха ставил импера-тор, склонный к унии, практически выполнять его указания, означало вредить и себе, и вере. Пример уже был налицо, когда генуэзцы хлынули через пролив Босфор, захватывая земли в Крыму и оказывая католическое влияние вплоть до Великого Устюга. Русичи взяли на вооружение тактику афонских мона-хов, создавая на русской земле монастыри.
Москвою признан патриарх,
Но это только на словах,
Ведь следуя ему, утратишь веру.
Монастыри создали на Руси,
у стен родного дома,
Устав киновии Афона,
Во всем последовав, примеру.
Примечание: киновии – монашеские общежития.
Основателем первой киновии с самым строгим монастыр-ским уставом был великий русский подвижник Сергий Радо-нежский. Говорил Сергий мало, носил в монастырь воду, да стоял монастырские службы. Но, если он говорил, то его слу-шали все, так четко были аргументированы его речи, только дело говорил. Вокруг обители Сергия складывался ореол свя-тости.
В монастырях больницы, школы,
Тут души лечат делом, словом...
Скопленье книг – библиотеки...
И Сергий Радонежский первым
Служил в монастыре примером,
Чтоб пробудить сознанье в человеке.
Влияние игуменов и иноков росло. Люди шли к мона-хам, в надежде получить, как духовное, так и телесное исцеле-ние. Учились читать книги, монастырские врачи лечили при-хожан. Роль церкви в государственных делах стала огромной.
Что значит, русский монастырь?
Давал работу и заботу,
Уход в иной, духовный мир.
Возможны были и просчеты...
Давалось время на постриг,
Обдумать все и взвесить.
Один – здесь многого достиг!
Другие – топчутся на месте...
И было здесь понятие одно –
Надейся на себя и собственную
Силу.
Хоть не дадут упасть на дно,
Какие бы условия не были.
Монах готов поднять и меч
В защиту родины и Бога,
Готов с молитвой в землю лечь,
Довольствуясь совсем немногим.
Свидетельство о публикации №213102600974