Афон молчит

       Византия катилась к концу, теснимая с востока турками. Расчет на крестоносцев не оправдался. Они, пограбив, оставили Константинополь. Шел 1261 год. Трон захватили Палеологи. Они стали императорами без империи, в полуразрушенной сто-лице. Чтобы сохранить власть, они обратились за помощью к папе римскому. Тот обещал помощь при условии заключения религиозной унии. А это означало, - подчинение православия Риму, принять католический символ веры. Среди православных греков начался разброд и шатание. Нашлись и сторонники, и противники унии. В оппозицию ушло войско. Полководцы по-нимали, что надеяться на помощь папы – дело безнадежное. По-нимала это и интеллектуальная часть духовенства. Им, несо-гласным с императорским домом, пришлось покинуть Констан-тинополь и обосноваться в монастырях на горе Афон. Вести ре-лигиозную пропаганду им было запрещено. В знак протеста они избрали тактику молчания, обратив на себя внимание окружаю-щего населения, которое стало тянутся к умным монахам. Эту тактику приняли и русские священники, вынужденные признать власть константинопольского патриарха, но понимающие, что следовать ему, это – означало вредить самим себе.

Идти под папу не хотят,
Хоть обстоятельства велят.
Не жалуют священников в столице.
И чтобы выразить протест,
К Афону шли из разных мест,
Чтоб вере православной сохраниться.

Молчит себе Афон,
Хоть колокольный звон
Округу мерно оглашает;
Священники молчат,
На их устах молчания печать,
Лишь колоколом к службе приглашают.

Правительство бессильно против них:
Монах приветлив, тих,
Работу выполняет, службу,
Он пропаганды не ведет.
А в монастырь народ идет,
Испытывая в вере своей нужду.

Константинополь и Афон...
Пока безмолвствует закон...
Но патриарх поставлен властью...
О том прознали на Руси.
О чем «предателя» просить?
Скорее, нужно ждать напасти!

       На Руси поняли опасность, таящуюся в Константинополе. Они были вынуждены  признать духовную власть константино-польского патриарха. Но, поскольку патриарха ставил импера-тор, склонный к унии, практически выполнять его указания, означало вредить и себе, и вере. Пример уже был налицо, когда генуэзцы хлынули через пролив Босфор, захватывая земли в Крыму и оказывая католическое влияние вплоть до Великого Устюга. Русичи взяли на вооружение тактику афонских мона-хов, создавая на русской земле монастыри.

Москвою признан патриарх,
Но это только на словах,
Ведь следуя ему, утратишь веру.
Монастыри создали на Руси,
у стен родного дома,
Устав  киновии Афона,
Во всем последовав,  примеру.
         Примечание: киновии – монашеские общежития.


        Основателем первой киновии с самым строгим монастыр-ским уставом был великий русский подвижник Сергий Радо-нежский. Говорил Сергий мало, носил в монастырь воду, да стоял монастырские службы. Но, если он говорил, то его слу-шали все, так четко были аргументированы его речи, только дело говорил. Вокруг обители Сергия складывался ореол свя-тости.
В монастырях больницы, школы,
Тут души лечат делом, словом...
Скопленье книг – библиотеки...
И Сергий Радонежский первым
Служил в монастыре примером,
Чтоб пробудить сознанье в человеке.
            Влияние игуменов и иноков росло. Люди шли к мона-хам, в надежде получить, как духовное, так и телесное исцеле-ние. Учились читать книги, монастырские врачи лечили при-хожан. Роль церкви в государственных делах стала огромной.

Что значит, русский монастырь?
Давал работу и заботу,
Уход в иной, духовный мир.
Возможны были и просчеты...

Давалось время на постриг,
Обдумать все и взвесить.
Один – здесь многого достиг!
Другие – топчутся на месте...

И было здесь понятие одно –
Надейся на себя и собственную
Силу.
Хоть не дадут упасть на дно,
Какие бы условия не были.

Монах готов поднять и меч
В защиту родины и Бога,
Готов с молитвой в землю лечь,
Довольствуясь совсем немногим.


Рецензии