Избранные мысли об искусстве

Счастье – это когда ты умеешь высказать все то, что ты чувствуешь.

Вкус, как и талант: от Бога.

Вкус, как и талант: он либо есть, либо нет.

Настоящий талант – редкий дар, он либо есть либо нет. То же и со вкусом: вкус либо есть, либо его нет.

Всегда нужно ставить планку бОльшую, чем ты в состоянии взять. Тогда есть возможность хоть чего-то добиться.

Если талант согревает его обладателя, то гениальность – рано или поздно – его сжигает.

Мелкий тип и великое не совместимы. Но, что тогда делают мелкие типы в этом великом деле – в искусстве?

По-настоящему великий деятель искусства самодостаточен; ему не нужно никого унижать и тем самым возвышаться; он не жаден на похвалу,  не завидует, не ревнует, не боится конкурентов, не ставит никому палки в колеса,  чужой удаче  радуется как своей.

Для человека  самое высокое звание – Человек;  все остальные звания лишь маски. Можно по-разному себя называть (поэтом, музыкантом, актером и прочее), но если человек дерьмо, всё остальное уже не имеет никакого значения.

Деятели искусства торгуют своими чувствами (нежностью, тонкостью, страстью и прочее) и получают за это деньги. Ну чем они не торгаши?

Знать и уметь это разные вещи.

Злодейство и гений несовместимы (Пушкин), а вот злодейство и талант – вполне.

Есть материальные потребители. А есть и культурные потребители, потребители культуры. Разница межи ними невелика: и те, и другие – потребители. 

Если человек любит искусство,  но при этом нравственно не совершенствуется, то что толку, что он любит искусство?

Если человек занимается искусством, но лучше от этого не становится, то что толку, что он занимается искусством?

Хочу быть свободным художником. Не люблю рамок. Рамки в искусстве должны быть только нравственными.

Чтобы «раскусить» (то есть понять) незаурядного человека, нужно самому быть незаурядным.

Меня многое сегодня возмущает, но не потому что оно греховно, а потому что оно безвкусно.

В искусстве, к сожалению, очень много всякого сброда.

Если композитор, написав хорошее произведение, покорил вершину и стоит, то артист должен покорять вершину ежедневно.

Усталость от свой профессии чувствует любой артист, но не каждый позволяет себе в этом признаться.

Мой недостаток и мое же достоинство – это моя брезгливость. Да, я не могу говорить, как некоторые маэстро, об унитазе, а затем играть музыку Баха. В этом отношении я чистоплюй.

Многие музыканты сегодня напоминают официантов: что закажут, то и играют.

Что многое оправдывает и многое объясняет? Талант.

Профессиональный взгляд всегда циничен.

Немому тоже есть, что сказать.

Если человек ест как свинья, это не так уж плохо. Намного хуже, если он по-свински себя ведет…

У кого-то красив почерк, а у кого-то красивы мысли.

Искусство должно быть нравственным. Иначе это не искусство.

Не всегда эмоциональность является признак талантливости. Иногда это просто одержимость. 

Нужно брезговать не запахом чеснока или лука: нужно брезговать пошлостью.

Меньше думаешь – быстрее идешь.

Разве нормальный человек будет заниматься искусством? Творческий человек – всегда отклонение.

Гении обычно развиваются не благодаря, а вопреки.

Профессионал – тот, кто умеет себя заставлять.

Творец раскрывается, когда захочет, и, в основном, делает это, когда «никто над душой не стоит». Артист, конечно, не знает такой роскоши: он должен уметь раскрываться при любых условиях.

Сочинитель может написать произведение за несколько подходов. Он может исправить ошибку. А артист? Артисту на сцене дана лишь одна попытка.

В исполнительстве я все-таки дилетант: я не всегда раскрываюсь, а только когда захочу. Профессионал – тот, кто умеет себя заставлять.

Профессиональный артист должен уметь раскрываться при любой погоде, он иногда должен совершать над своей душой насилие.  Насилие над душой лично я считаю самым страшным насилием…

Настоящий артист – тот, кто может раскрываться везде, всегда и перед всеми.

Настоящий артист – тот, кто умеет управлять своей психикой.

Настоящий артист – тот, кто умеет управлять своими эмоциями.

Не дай Бог, чтобы ваша профессия была связана с искусством! И дело тут не в низкой зарплате, а прежде всего в том, что творческий работник уязвим как никто другой. Его профессия связана с душой, а в душу очень просто наплевать. Поэтому лучше иметь простую земную работу, а искусством заниматься на досуге.

В искусстве царит монархия. Есть в искусстве цари, есть вельможи, есть чернь. Всеобщее равенство – ложь. Я демократ в том смысле, что считаю: шанс нужно давать каждому. Но иерархия в искусстве будет существовать всегда.

Что позволено Юпитеру – не позволено быку. А что позволено быку, то не позволено хорьку.

В искусстве нужно быть или гением, или вообще никем.

Последнее время бойкость стали называть талантом….

Быть эмоциональным еще не означает быть талантливым. Эмоциональность это просто признак здоровья. И все.

Есть эмоции, идущие от души, а есть эмоции, идущие от живота.

Если человек зажат это не означает, что он без таланта. Скорее всего ему есть, что сказать, просто он пока не знает как это сделать.

Настоящий артист – это тот, кто умеет включить нужную эмоцию в нужный момент.

Последнее время меня интересуют не те люди, что дали пример великого творчества, а те люди, что дали пример великой жизни.

Лучше быть гениальным дилетантом, чем бездарным профессионалом.

Лучше быть непризнанным гением, чем признанной бездарностью.

Художника, написавшего удачную картину, можно сравнить с человеком, который раз и навсегда покорил вершину и уверенно на ней стоит. Тогда как артист – это человек, который должен покорять вершину ежедневно, с нуля.

Артист – это тот, кто умеет благополучно сочетать небесное с земным. Поэт – это тот, кто мучительно повис между земным и небесным.

Талант артиста требует ежедневного подтверждения.

Артист должен доказывать свой талант ежедневно.

Талант  исполнителя требует ежедневного подтверждения.

Страшно, когда нужно играть веселенького Кальмана, а хочется играть печального Баха!

Музыкант – тот, кто должен доставать из себя эмоции всегда, при любых обстоятельствах, даже когда не желает, даже когда устал.  …Не отсюда ли нервные срывы? Не отсюда ли депрессии?

Музыканты – официанты. И не только по рифме. Что закажут – то и играют.

Музыканты – нация кочевая.

Служенье муз не терпит суеты… А как же жизнь музыканта?

Исполнительство – рисунки на песке.

Музыкант не должен быть гордым. Музыкант должен уметь наступать на горло своей гордости. В то время как поэт просто обязан быть гордым, иначе он не поэт.

Иногда музыканты говорят. А иногда – просто эмоционально реагируют.

Чем сложнее человек, тем ему трудней, как артисту. Сцена не любит сложных людей: она им мстит. Я не могу себе представить Достоевского на сцене со скрипкой в руках. Думаю, на сцене на скрипке у него вообще ничего не получилось бы…

Актер должен «ломать» себя. Поэт напротив – имеет право возводить себя в культ.

Как трудно заставлять себя петь, когда не хочешь.

Говоря о себе, человек искусства должен различать два момента: 1. Что он сделал для себя, для своей карьеры; 2. Что он сделал для искусства (какой реальный вклад в мир искусства он внес).


Рецензии