О духовном

Некоторые читают Достоевского и Гоголя, а потом переходят на Брянчанинова и Феофана Затворника, забывают классиков, считая, что, воцерковившись, необходимо читать только духовную литературу. Лично я считаю, что классиков читать необходимо всем (и воцерковленным, и невоцерковленным людям). Я не согласен с теми, кто считает классическую литературу более низкой ступенью к Богу, чем труды святых отцов. На мой взгляд, труды классиков – альтернатива монашеской литературе. Достоевский и Брянчанинов равнозначны, и каждый человек в праве выбрать сам, что ему читать.
            
Что такое духовная литература? Только ли это литература, упоминающая имена Бога и дьявола? А также понятия: «душа, ад, рай, совесть» и прочие? Не уверен. Можно писать о Боге и не упоминая о нем. Можно высмеять беса, даже не называя его. Внутренняя работа, борьба  добра и зла, поиск правды – вот, что составляет настоящую литературу, вот, что действительно можно назвать духовной литературой.         
          
Где граница между духовной литературой и недуховной? Бабушка, читающая труды Брянчанинова, читает духовную литературу, а молодой человек, читающий Достоевского и Лескова, читает не духовную? Думаю, оба читают духовную литературу, ибо и у Брянчанинова и Достоевского в равной степени говорится о страстях человеческих и о борьбе с ними.

Лично я считаю вредным то мнение, что литература есть духовная и светская. Нельзя так категорично заявлять: это – духовное, это – мирское. 

Мне кажется, люди, которые отвергают классиков, просто ленятся читать. Им легче выслушать банальную истину, чем раскрыть книгу и начать думать.

Никакое морализаторство не заменит качественную литературу. Лично я за классиков.

Я люблю человека-творца, я люблю человека живого, мне близки его взлеты и падения, его опыт мне понятен и знаком, поэтому я предпочитаю искать правду у «страстного» Есенина или «одержимого» Лермонтова, а не только у святых старцев. Мне кажется, жизнь интересней, многообразней и сложнее, чем многие верующие себе представляют. И, мне кажется, ответы на жизненные вопросы можно найти не только у монаха-аскета, но и у классика и у философа. Но, к сожалению, многие верующие ленятся и мало читают книг, поэтому им легче пойти к батюшке и задавать ему глупые вопросы, слепо ему повиноваться, чем самому думать и решать.

Кто-то страдает за веру в Христа. А кто-то (и это, к сожалению, большинство) страдает из-за собственной глупости, из-за максимализма и суеверий. Лично я  боюсь не страдать, а боюсь страдать впустую.  Боюсь мучиться, а потом услышать: ты страдал не за Христа, а за свои заморочки. Согласитесь, что неприятно услышать такое.

У человека, который занимается борьбой, развиваются и крепнут мускулы. У человека, занимающегося гимнастикой, развивается гибкость. У человека, занимающегося баскетболом, развивается прыгучесть. Так, по аналогии, и у человека, занимающегося религией, а правильней сказать, ходящего в храм, должно что-то развиваться, а именно: духовность. Если же человек ходит в храм, но духовно не растет, значит, он зря туда ходит. Впрочем, есть и другой вариант, когда человек посещает в храм не для того, чтобы духовно усовершенствоваться, а просто, чтобы не скатиться вниз. Конечно, это страшно: бежать и стоять при этом на одном месте. Но это всё же лучше, чем лежать в канаве, в грязи. Проще говоря, многие люди ходят в храм не для того, чтобы стать лучше, а для того, чтобы не стать хуже. И это тоже неплохо. Хотя лично меня этот вариант не устраивает: я не хочу стоять на месте, я хочу идти вперед.

Христианин должен любить людей. Если человек не любит своего ближнего это не христианин.

Увы, я способен радоваться чужому счастью только, когда у меня самого всё хорошо. Счастливы те, кто умеют радоваться чужому счастью, как своему: всегда, при любых обстоятельствах. Таким  и собственного счастья не нужно: они полны счастьем чужим. Такие люди – светлые люди. Такие люди – добрые люди. Они-то и есть настоящие христиане.

Так человек устроен, что чужое несчастье его успокаивает, а чужой успех – раздражает. Много, очень много нужно работать над собой, чтобы поменять отношение к чужому успеху и чужому несчастью. Люди, даже находясь в церкви, не всегда способны сопереживать. Даже прихожан со стажем порой раздражает чужой успех и радует чужое горе. Главное, чтоб такие люди боролись с собой и не считали подобное  отношение к людям нормой. Станут бороться с собой – станут настоящими христианами.

Церковь напоминает мне школу, где  много разношерстной публики, но подход ко всем одинаковый. А священники напоминают мне тех учителей, которые знают лишь одну какую-то область и считают свой предмет самым главным.

Мир нельзя рисовать черно-белыми красками, как это делают некоторые православные священники и верующие. Мир не черно-белый, он цветной. И кроме контуров, линий и теней, есть еще полутени, блики и прочие нюансы. Их тоже надо вырисовывать. И именно этим делом занимаются настоящие писатели и поэты.

Для того, чтобы стать христианином, нужно перестать смешивать человека с его грехом, нужно научиться осуждать грех, а не человека.

Нельзя сводить человека к одним грехам. В человеке много и доброго.

Нельзя браковать всю природу человеческую.

Считать причиной всех неудач и болезней человека его греховность – по меньшей мере безнравственно.

Природа Бога  и природа человека отличаются. Но это не значит, что человек должен стыдиться своей человеческой природы.

Человек не должен стыдиться своей человеческой природы.

Покаяние и самоедство это не одно и то же.

Смирение и мазохизм это разные вещи.

Зачем человеку, живущему в миру и не являющемуся монахом, читать монашеские творения?
            
Нужно самому верить, а не подражать чужой вере.

Нужно быть христианином, а не играть в него.

Самый лучший опыт – личный опыт.

Главный дар веры – рассуждение.

Верующий человек не должен становиться зомби.

Настоящий послушник – это не зомби, это – солдат.

Из всех предметов жизни предмет спасения является самым главным.

Подражать святым можно. Главное чтобы подражание святому не стало пародией на святого, а духовная жизнь не стала карикатурой на духовную жизнь. 

Есть люди, которые блудят и молчат об этом. Есть люди, которые блудят и говорят о блуде. А есть люди, которые не блудят, но говорят. Из всего перечисленного последнее самое худшее.

Некоторые верующие начитаются религиозных книг, о духовных подвигах, про аскетов, и начинают подражать им. А потом попадают в больницы с физическим истощением, а порой и с душевным недугом. В религии не следует заниматься самодеятельностью. Верующему необходим опытный духовник, трезвый человек, который бы помогал советами и грамотно руководил им. Тогда есть вероятность, что верующий не наломает дров и с ним не случиться ничего дурного.

Нужно знать себя, границы своих возможностей, свою меру…Знать на что ты способен. Не перегружать себя, не браться за сверхсложные задачи и тем более не жалеть о том, что твои возможности ограниченны. И жить, и верить в Бога нужно по силам. Знать свой потолок. Нужно стремиться к гармонии, к покою и к миру в душе.

Есть люди, от природы склонные к мистицизму. Таких верующих необходимо спускать на грешную землю. Таким людям полезно читать научные труды и активно заниматься физическим трудом, чтобы вправить на место мозги. А есть люди прагматичные, приземленные. Таких нужно духовно просвещать. Таким людям полезно почитать, что-нибудь мистическое, например, «Мытарства святой Феодоры», чтобы хоть немного подняться от земли…

На земле существуют физические законы, которые нужно принимать как данность и которые невозможно изменить. Их нужно знать и с ними нужно считаться. Например, закон всемирного тяготения, закон Джоуля, Ома. Есть и духовные законы. Их тоже нужно знать, их тоже нужно учитывать. Эти духовные законы – Божьи заповеди. Нарушать заповедь так же опасно, как прыгать с девятого этажа или втыкать пальцы в розетку. Можно не знать духовные законы, можно с ними не соглашаться, но они все равно будут существовать и действовать. Лучше знать духовные законы, лучше с ними считаться, тогда есть вероятность себе не навредить.

Можно сказать, что и Бога, и дьявола нет, но можно ли сказать, что нет добра и зла? Нет, конечно. Добро и зло существуют. А если существуют, значит, есть  воплощение добра и зла, то есть существует и Бог, и дьявол.  Человек, совершая добро, приближается к Богу. Совершая зло, приближается к дьяволу. Почему злой человек не может соединиться с Богом? Потому что Бог этого не хочет? Нет, грешник не может соединиться с Богом по другой причине:  потому что таков духовный закон: злое не может войти к Богу, так как у доброго и злого разная природа… Духовный закон нужно принимать как данность: как, например, закон притяжения, с которым можно не соглашаться, но который нельзя изменить.  Злое не может войти в царство добра… Другой вопрос в том, что мир не черно-белый, и что нет абсолютно добрых и абсолютно злых людей. В человеке есть и доброе и злое. Для того Бог и посылает людям трудности, чтобы они очищались от злого. Страдая, человек очищается.  Люди, в которых перемешано доброе и злое (а таких большинство), пойдут не в Рай и не в Ад, а в Чистилище, где своими страданиями и молитвами близких, святых и Богоматери, они очистятся. Очистившись, попадут в Рай. 
 
За всё, в том числе и за везение, нужно платить. Те, кому постоянно везет, часто плохо кончают.

Я считаю, что везение не закаляет. Везение расслабляет. Поэтому везение не есть благо.

Если человек живет без Бога, но ему постоянно везет, хочется спросить: от Бога ли его везение?

Из слов Христа «возлюби ближнего как самого себя», логически следует то, что человеку нужно себя любить. Человек, который не любит себя, не способен полюбить и своего ближнего. Человек, который себя называет собакой, и ближнего своего собакой назовет…Да, любить себя нужно. Главное себя не обожествлять.

Если верующий умрет, а Бога и загробной жизни не будет, то верующий об этом даже не узнает. А если умрет атеист и окажется, что и Бог, и загробная жизнь существуют? Что тогда? Мало того, что атеист узнает, что он ошибался, ему еще придется перед Богом отвечать за свое неверие….Поэтому благоразумнее быть верующим…. Впрочем, не все так просто…Возможно, Бог будет смотреть не на то, как человек верил в Него, и верил ли вообще, а на то, как этот человек жил. Кто знает, быть может, некоторых атеистов Бог поставит верующим в пример? Все-таки и среди атеистов много порядочных людей. А среди верующих встречается много, увы, некрасивого.
 
Мне кажется, талант человека в деле его спасения не играет никакой роли. Иногда талант даже мешает, ибо человека с большими способностями поджидают большие соблазны.
 
Вера – тоже дар.

Иному верующему полезней мыслить материалистично.

Перед тем, как стать христианином, стань вначале воспитанным человеком.

Перед тем, как стать аскетом, стань в начале человеком!

Аскетом можешь и не быть, но человеком быть обязан.

Игры в религию порой плохо заканчиваются.

С религией играть опасно.

Конечно, нужно усердствовать в деле спасения. Главное только  – не переусердствовать.

Нужно стараться верить так, чтобы стать предметом уважения, а не пищей для анекдотов.

Человек должен верить так, чтобы не попасть из-за своего усердия в больницу. Чтобы атеисты не искали подтверждения тому, что верить в Бога – опасно.            
            
Да, святые совершали духовные подвиги. Да, на их стоит равняться. Но разве мало совершено подвигов светскими людьми? В обыденной  жизни, на войне, в искусстве? Да, те люди были не святые. Но не признавать их подвиги нельзя.       
          
Умереть за Христа для христианина честь великая, смерть за Христа святое дело, но жизнь по заповедям Божьим явление не менее значительное и не менее трудное, чем мученическая кончина...

Отрицание Христа легко объяснимо. Христос мешает совершить подлость, предать и так далее, потому люди и начинают уходить от Христа. Зато отрицание Христа дает возможность разным выскочкам без роду и племени, без чести, но с амбициями, сделать карьеру. Далеко ходить не надо: достаточно вспомнить историю 20-х, 30-х годов 20 века. Эта история и теперь продолжается

Я готов согласиться с тем, что христиане соль земли, что Церковь оплот спасения, но если только Церковь может спасти человека, зачем тогда существуют ученые, писатели, художники, музыканты? Их дары даны Богом, и эти дары даны не случайно.  Я ставлю философию и религию выше, чем науку и искусство, но допускаю мысль, что к Богу есть разные пути: в том числе и пути, не отрицающие искусство и науку.
   
В наше время слушание Баха и чтение Достоевского уже признаки духовности.
      
Мне кажется у Бога с каждым человеком разговор особый. Есть разные темпераменты у людей, разные профессии, разная степень одаренности, наконец, есть разные расы. И, несомненно, отличия и особенности людей учитываются Всевышним, иначе зачем тогда было создавать людей такими разными? Бог, на мой взгляд, не терпит уравниловки, поэтому и будет разговаривать с каждым человеком отдельно. 

Всегда есть искушение добить уставшего, посмеяться над уродом, унизить слабого, назвать черное белым (когда все так делают), идти за большинством (даже если они идут в ад), выбрать более легкую дорогу, поддаться чужому мнению, стать таким как все вокруг…Только сильный духом человек, только благородная смелая личность, плененная чьим-то высоким примером, чей-то высокой фразой способна противостоять пошлости, подлости, трусости, грязи и поступать так, как велит совесть, а не низкое мимолетное желание или толпа.

Чем верующий обыватель отличается от неверующего обывателя? Наверное, только тем, что ходит в церковь. Больше он ничем не отличается….

Церковь дает готовые ответы на многие вопросы, но это скорее  плохо, чем хорошо, ибо люди, получая готовые ответы, перестают думать и рано или поздно тупеют.

Есть две крайности. Первая: не видеть ни в чем греха. И вторая: видеть грех во всем.

Христианская шутка: я никого не осуждаю. И себя тоже.

Случается, что представители разных конфессий не любят друг друга...Почему? Все просто: никто не любит конкурентов.

Работаем как черти. И отдыхаем как черти.

Работаем как проклятые. И отдыхаем как проклятые.

Есть такие верующие, что часами молятся, постятся, а своему ближнему и стакан воду не поднесут. Вопрос: верующие ли они?
               
Есть, увы,  в Православии люди, которые кругом видят зло, искушения, печати Антихриста и сексотов. Это самая настоящая православная паранойя. Таким параноикам религия просто противопоказана. И религия может им навредить, и сами они ее могут дискредитировать.
         
Настоящий христианин – это не тот, кто убегает от греха, а тот, кто умеет ему противостоять.

Настоящий христианин – это не тот, кто избегает информации, а тот, кто умеет правильно к ней относиться.

Не только наши поступки, но и наши мысли определяют наше будущее. Наши мысли имеют способность материализоваться. Поэтому чтобы иметь хорошее будущее, следует держать свои мысли в чистоте.

Некоторые верующие отрицают ценность земного бытия и земные радости.  Но правильно ли это? Неужели Бог лишь на том свете? Неужели Бог это только печаль, только смерть? Нет, Бог – это мир. Бог – это радость. Бог – это жизнь. По-крайней мере я на это надеюсь.
               
                2010, 2011, 2012 


Рецензии