Мы жили в СССР

Мы жили в СССР.

Татьяна и Игорь Денисюк

http://www.proza.ru/avtor/tania55
http://www.proza.ru/avtor/igor56

Однажды, разговаривая с Владой Успенской я услышал от нее – «В Союзе приходилось стоять в очередях!».
Если бы… если бы только это, только очереди… Много было такого, от чего у нынешней молодежи волосы встали бы дыбом). Сейчас плохое забывается. Остаются только воспоминания об обеде за 50 коп. Причем молодые люди не задумываются, что при зарплате 70 р в месяц, эти 50 коп были немалыми деньгами.
Обо всем этом мы с Таней разговаривали, вспоминали, и вот получилась статья. Выдуманного ничего нет, только то, чему мы были свидетелями.

Закончили мы школу в 1973 году, в 1980 поженились, так что видели СССР своими глазами. Да, кому интересно, учились в одном классе.

Так вот, для тех, кто думает, что в СССР была райская жизнь. Когда Таня ко мне пришла, у нее было: пальто, кофточка, пара брюк, туфли для лета и сапоги для зимы, шапка каракулевая, да вот и все из одежды. Это при том, что из небедной семьи.
Тогда так все жили и считали это нормой – а как иначе?
Нередко старые вещи перешивали. Нужно дочке пальто, возьмут мамино и перешьют. Носки штопали, зашивали рубашки…

Зарплаты были небольшие. На селе – 40 – 50 р, в городе кондуктор, гардеробщик – 70 р, инженер – 120 – 160 р. Рабочий, а ведь рабочие, это пролетарии, правящий класс! Рабочий получал больше инженера, рублей 200.
Военные много получали – 500 нередко. Всякие ответственные партийные работники тоже. Но их ведь единицы! Так что обед за 50 копеек надо соотнести с зарплатой. А если соотнести с пенсией колхозника в 20 руб? Тогда как?
Надо еще сказать, что такой обед сейчас бы никто есть не стал – гадко готовили в столовых. Даже поговорка была – «Если хочешь быть здоровым, не питайся по столовым».
На 50 к – суп жидкий, гадкая, кисловатая котлета, не понять из чего сделанная с лапшой и компот из сухофруктов или чай. Негусто.
Чай был бачковой. Стоит котел, в котором варится бог знает сколько времени чай. Вот его и разливают.

Одежда. Ну это вообще песня! Что-то поприличнее производили в соцстранах, назывался - импорт. Иногда привезут, как тогда говорили - «выкинут». Привезли немного импорта в магазин, все друг другу звонят, бегут с работы, в очередь. Постоял часа три - и все, товар закончился, а очередь не подошла.
Советского, произведенного в СССР было больше, но что это за одежда!
Колготок не было. Женщины носили чулки. К ним пояс, а чулки на застежках вроде бельевых прищепок. Поверх этого надевали байковые штанишки.
Туфли на шпильках были редкостью, чаще - просто на каблуке. Сапоги зимние тяжелые и холодные. Платья и другое что обычно шили на заказ в ателье (попасть к хорошему закройщику только по знакомству), иначе сидело мешком. Мужская одежда не лучше. С нынешним не сравнить. Нынешнее по тем временам даже не импорт, а фантастика, нечто невозможное...
Не зря же фантастические фильмы снимали за границей - тамошняя жизнь была фантастикой)))

Для партработников, моряков дальнего плавания и других, командированных за рубеж, были магазины «Березка». Там были импортные товары за специальные чеки. Мммм! Не всем, не всем. Вожделенный импорт, который перепродавали с рук втридорога.

Телевизоры, приемники и прочее из того, что не самое необходимое, но сейчас везде.
Это сейчас мы привыкли - есть деньги, пошел и купил. Тогда не так. Тогда на работе распределяли запись на товары «роскоши», а точнее право встать в очередь на них за особые заслуги. Телевизоры, холодильники, стиральные машины - все по очереди и далеко не всем. Кстати стоило немало. Цветной телевизор - огромный сундук с серо-буро-малиновыми цветами и постоянными поломками стоил 700 - 800 руб. А ну-ка сравним с зарплатой даже рабочего в 200 р!
Автомашины. Там очередь шла годами, причем и право на очередь получали за особые заслуги - не каждому давали. «Жигули», дрянь, разваливающаяся сразу стоила 5500 р. Представим. Не есть, не пить, жить на зарплату жены))) 200 р в месяц... Лет за шесть может быть...
Качество товара. Телевизор сразу не работал, обычно вызывали мастера по гарантии, который настраивал. Иначе и не бывало.
Автомашины. После покупки такая операция была «протяжка». Это заворачивали все болтовые соединения, которые недотянули на заводе.
Так что покупка машины была великим событием, которое запоминалось на всю жизнь. К машине относились бережно, бесконечно ремонтировали, жили машины лет 20. Приварка днища, несколько кап ремонтов двигателя...
Кстати и запчасти покупали только по случаю. Помню, как в очереди стоял на комплект шин два года и получил зимние, а не летние, которые хотел - бери, что дают.

Жилье. Жили в коммуналках. Квартиру можно было получить только за великие заслуги и только в очереди лет на 20. Кооперативная квартира. Опять только за заслуги и стоит 12000 р. Сравним с зарплатой.
Коммуналка. Длинный коридор, на конце туалет и ванна, десяток комнат, в каждой семья.
Стол например, с одной стороны супружеская постель, с другой ребенок спит.
- Тихо, тихо ты! Не сопи, детей разбудишь...

Все так жили, обычное дело. На кухне готовят вместе, женщины бранятся, очередь на уборку мест общего пользования, все о всех все знают.

За границу поехать. Буржуазные страны - нечто недостижимое для обычного человека, ездили только партийные и только если дома оставались жена с детьми - заложники, если что...
И не мудрено - у человека социализма, привыкшего к отсутствию самых необходимых вещей, к колбасе в огромных очередях и далеко не во всех городах, за рубежом глаза разбегались. Приехать из страны лжи в свободный мир было слишком большим испытанием для верности не только КПСС, но и семье. Бывало, что не возвращались... Тут уж страдали семья и дети - выкинуть сына невозвращенца из ВУЗа или жену с работы - дело самое обычное.
Однако и соцстранам не доверяли. Слишком уж хорошо там было жить. Там где меньше времени был социализм, люди еще жили как люди, не вобрав в себя лжи и подлости.
Поехать, например, в Болгарию на отдых можно было только по особому разрешению, за верное служение партии или особые заслуги. Человека там не отпускали одного - пусть ходит только с группой и под присмотром ответственных товарищей, а то вдруг поговорит с людьми, и скажут ему... Скажут то, что Советскому человеку слушать не позволено.

Нынешняя легенда: «при социализме была стабильность и уверенность в завтрашнем дне».
Да, придя на работу на завод или в институт можно было ожидать, что будешь работать там до пенсии...
Только вот нынешние забывают, что работать с той же зарплатой и подработать тогда было нельзя, запрещено.
Тогда было выражение: «выше головы не прыгнешь, больше оклада не получишь».
Да, пришел молодой инженер по распределению. Это значит куда распределили - туда и поехал. Распределили в тмуторокань к черту на куличики - изволь там проработать три года. Приехал и получил 120 р, так и работал до пенсии, повысили постепенно до инженера 1 категории и ближе к пенсии получишь оклад 150 р... Жил в нищете всю жизнь.
Зарплаты определялись тарифной сеткой, общей по стране, не надо спрашивать - какая зарплата, достаточно спросить - какая должность. Продвижение по службе неплохое было для партийных, преданных холопов КПСС. Для беспартийных тоже возможно, но неизмеримо труднее.
Нетрудовые доходы. Очень опасались, что человек заработает лишку, совместительства запрещены, даже в садоводстве запрещена постройка теплого дома, поначалу запрещена печка - а вдруг человек будет там жить, а свою комнату сдаст? Нетрудовой доход.
В общем и целом по службе хорошо было преданным партийцам или серенькой мышке, готовой жить на нищенскую зарплату всю жизнь - только бы никто не трогал и чтоб тихо, чтобы без волнений и напряжений.
Про партийцев песню помню:

Удивляется народ
Что нам партия дает
Только партия - не б*ядь
Всем она не может дать!

Это все о материальной стороне рассказал. А вот духовная, тут еще похлеще!
Бедность не порок, а вот ложь и подлость - порок.

Исповедь. В церкви исповедь - акт сугубо интимный. Коммунисты опошлили исповедь, сделав ее прилюдным деянием, в присутствии многих людей. Называли «проработка» на собрании.
Положим, обнаружила жена любовницу и в партком - так и так, козел мой гуляет налево!
И все, собрание трудового коллектива, или комсомольское, если молодые. Собрание должно выслушать его и осудить. Хочешь - не хочешь, а надо все сказать, иначе на вылет с работы.
Сам я помню собрание по поводу одного из сотрудников, который подрался с кем-то и в зубы дал. Вот его и обсуждали и осуждали. Там что-то с его женой было завязано, он краснел, бледнел, но вынужден был говорить.
Таня помнит собрание, когда молодой человек захотел пойти в семинарию. Трудовой коллектив должен был осудить поведение, недостойное комсомольца.
Выслушивание супружеских измен - было, но не в моем присутствии. И то хорошо.

Демонстрации, майская и ноябрьская. На демонстрацию обязаны идти все, кто работает. Обязаны выказывать радость и преданность делу коммунизма, а иначе... много неприятностей иначе.
Перед праздником все пишущие машинки сносят в один кабинет, опечатывают - а вдруг народ начнет антисоветские листовки печатать? Очень боялись своего народа.

Строится колонна, впереди директор и секретарь парткома, рядом машина, задрапированная красным кумачом, дальше работники предприятия. Раздают флаги, плакаты с лозунгами. Лозунги только те, что прошли высочайшее одобрение и спущены сверху - самодеятельность запрещена. Кричать только то можно, что указано...
Колонна идет, сливается с другими, в конце проходит по Дворцовой площади перед трибуной с партийным руководством. Периодически диктор кричит в микрофон лозунг:
- Слава КПСС!
Тысячи глоток как попки повторяют за ним. И не смей сказать от себя что.
Все, прошли. Народ расслабляется, флаги, плакаты кидают в машины и бегут домой - обязанность выполнена.
Помню как в ВУЗе на демонстрации один из студентов, которому велели флаг принести назад, в институт, а он к девушке торопился, так не донес, кинул во двор...
Конечно, донесли об антисоветском поведении - красный флаг кинул в грязь! Хотели даже отчислить, но потом все же декан ходатайствовал, отчисление заменили на «проработку» на комсомольском собрании.

Газеты и политинформация. В газетах писали откровенную ложь - как о политике, так и об ударниках коммунистического труда, писали с воодушевлением. Почитать - так работали не за зарплату, а только чтобы любимой компартии подарок сделать к очередной дате. Периодически устраивалась политинформация, где ответственный товарищ объяснял ситуацию в мире и как ее приказано понимать. Понимать следовало именно как приказано и никак иначе, ну а образец газетной лжи - в иллюстрации, отрывок из газеты Правда.
Я бы сказал - обязанность верить в ложь было самым противным и гнусным. Почти каждому было ясно, что там ложь, и в газете и в учебники, но должны понимать так, как указано и никак иначе.

Вспоминаю радость людей, когда разоблачали ложь в 1988 г на съезде Советов. Едем на дачу - везде включено радио, и в автобусе, и на участках, люди радостные, с просветлевшими лицами, все слушают, передают друг другу - Во вслух сказали!
И истинная радость на лицах - жить во лжи тяжело. Прекрасно освободится от лжи.

Так что в 1991 получили немало и очень немало - право жить по совести, без гнусной лжи и лицемерия, право заработать своим трудом на себя и семью, право распоряжаться собой и деньгами как хочешь, а не как сверху сказано.
Жить так, как все в мире живут, жить достойно...


Рецензии
И это все, что вас не устраивало? Бедный какой внутренний мир.
И насчет исповеди... не говорите о вещах, которых не понимаете.

Мария Березина   14.04.2020 18:44     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.