C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Абрек Зелимхан в творчестве Зайнди Аласханова

 
Абрек Зелимхан в творчестве Зайнди Аласханова
  Говорить о гениальности художника нам рановато. Но его творческое наследие уникально  и одновременно национально. В  работах Зайнди Аласханова  чувствуется неизмеримое богатство духовной культуры  чеченского народа, сыном которого он является. Каждая работа художника – свидетельство  величия народной культуры. Школой мастерства художника стала сама жизнь, вернее, неразрывная связь с Родиной, обычаями и традициями чеченского народа. Посмотрите, с какой любовью Зайнди пишет своих героев в  черкеске и бурке.  Кажется, что его творчество вместило в себя все, чего ему не хватает вдали от Родины: национальная еда, национальная одежда,  природная красота и состояние души, вкус родника и запах кукурузной лепешки.  Его эстетические поиски продолжаются. Он смешивает краски, наносит мазки и создает органическое целое. В его неповторимости нет экспериментаторства. Художник не играет с цветом в эклектизм,  и его творчество своеобразно вместило в себя чуть ли не все разнообразие мирового искусства: ему присущ реализм, хотя иногда проскальзывают и элементы романтизма.
- Я не профессиональный художник, но всю свою сознательную жизнь мысленно рисую. Представляю тот или иной объект, меняю его размеры, цвет, - говорит Зайнди Зайналбекович в частной беседе о своем творческом пути. -  Чем бы ни занимался,  требователен не только к себе, но и окружающим. Моя целеустремленность помогала  достичь определенных результатов в спорте. Я и сейчас со спортом на «ты», веду здоровый образ жизни, ограничиваю себя в питании, отдавая предпочтение раздельному питанию.
  Да, скромность Зайнди Аласханов  сочетается с поразительной работоспособностью и верой в  возрастающую роль искусства в развитии общества. В этом кроется его жажда  творческого поиска, самоотдачи  искусству во имя благородных целей – эстетико-культурного возрождения исторической родины.
    История чеченского народа не может оставить равнодушным никого. Художник  мысленно неоднократно возвращался к прошлому своего народа. Поэтому начал цикл работ, посвященных абреку Зелимхану Харачоевскому.
-  Чтобы создать образ абрека, надо прочувствовать  своего героя, заглянуть в  прошлое, пропустить через себя всю его жизнь и постараться разгадать тайну чужой души. Вместе с ним я утоляю жажду, сижу  в засаде. Пропускаю через свое сердце боль и горечь разлуки с семьей, устаю от тревожного ожидания наступающей ночи, - продолжает делиться своими мыслями художник.
  Зайнди Аласханов намерен изобразить трагический период жизни соотечественника.
- О жизни абрека Зелимхана Харачоевского мы знаем немало, но каждый из нас ощущает его боль по-своему. Многие годы царские власти охотились за ним, пытаясь расправиться. Мы можем с чем-то не соглашаться, в чем-то заблуждаться, а в чем-то и симпатизировать абреку.
   Может в образе абрека художник ищет себя, свою силу борьбы со злом? В чем характерная  особенность  творческой личности?
        Начнем с того, что Зайнди Зайналбекович  Аласханов – сам по себе личность. И он передает свое видение  образа абрека Зелимхана через собственное преломление жизненной позиции своего героя.  Настроение персонажа, манера держаться, сюжетная линия, композиционное построение художественного произведения – все имеет значение для творческой личности.  Глубина замысла художника пленит зрителей и заставляет думать, рассуждать. Сложный психологический конфликт, переживаемый абреком, заставляет нас сосредоточить внимание на оружии, суровых горах и заглянуть в усталые глаза.
З.Аласханов не следует определенным традициям при написании своих сюжетов, но трактует происходящее как  мизансцену, сосредоточия все свое внимание на внутреннем диалоге своего героя. Особенно красноречивы не столько  глаза, сколько  поза, соприкосновения рук с оружием.
  В  чем пафос абрека? В чем его великодушие? Абрек не классический герой. Это одинокий борец с несправедливостью, унижением бедных  властью богатых. Художник пытается показать победу гуманизма  в человеке, вынужденного вести скитальческий образ жизни. Оказавшись перед лицом несправедливости, абрек в одиночку воюет с властью за права обездоленных. Он хочет того же счастья, как и все остальные. Но он лишен покоя, семьи, крыши над головой. В любом случае Зелимхан Харачоевский руководствуется разумом, принося себя в жертву.
  Экспрессия лица и несравненная пластика фигуры свидетельствует о  быстром развитии художественных способностей мастера. Яркие  фигуры на  фоне гор производят впечатление. Художник изобразил абрека, утоляющего жажду («У родника «Девичья коса»), прощающегося с уходящим днем («Закат»), на фоне крепостной стены  («У крепости Ведено»). Сюжеты картины основаны на рассказах разных авторов о тяжелой судьбе Зелимхана.
    В картине « У родника «Девичья коса»       воспроизведен момент, когда абрек пытается  напиться у горного родника, который часто являлся хлебом насущным на несколько дней. В дождь и снег, ветер и стужу приходилось переносить голод и холод в одиночестве без крошки кукурузного чурека и тепла.
Автор  не следует никаким академическим традициям, представляя абрека. Он пишет его таким, каким представляет себя на его месте. Вдали видна каменная башня – символ жизни. Художник воплотил в этом полотне нравственную подоснову страданий абрека, сопряженных с самоотдачей героя, несмотря на угрозу гибели в любой момент. Здесь воплощены размышления художника о нравственной подоснове  деяния, сопряженного с безоглядной самоотдачей героя, даже если это грозит ему гибелью. Персонаж наделен чисто человеческими чертами: внутренней борьбой, твердой решимостью бороться дальше. Зритель чувствует, как Зайнди Аласханов ищет себя в   реализме трагического прошлого.  автор посредством красок передает внутреннее состояние героя,  его трагизм и героизм одновременно.
    Зайнди Аласханова  занимают проблемы  бытия, нравственно-психологические аспекты поведения людей в  конфликтных ситуациях. Чувствуется, что  художник пытается ответить на вопросы: «Что связывает отдельное человеческое «Я» с  агрессией,  чувствами, желаниями, стремлениями других  в вопросах поиска подлинного смысла борьбы за справедливость? Как найти свое место в жизни, в которой нет места справедливости?»
  Этот сложный характер переносится на холст. В чем концепция связи жизни и творчества?  Посредством изобразительного искусства художник  исследует вечные  темы человечества:  жизнь и смерть, голод и жажда, преступление и наказание. Наше внимание привлекает  природа, пейзажи, на фоне которых появляется абрек. Чем пристальнее всматриваемся в природу, тем больше открываем ее богатство и красоту.
Различные композиции на один и тот же сюжет обусловлены стремлением к жизненной убедительности, передаче чувств человека. В работе «Закат» художник сумел передать свою творческую мысль: человеческие переживания, внутренний мир абрека. Чувствуется глубокое осмысление морально-психологических, философских проблем бытия, с которыми столкнулся абрек Зелимхан.  Знаменательно, что  художник изображает героя на фоне родных гор, которые хранят историю жизни и борьбы абрека.  Несмотря на личную трагедию  героя, работая над своими полотнами, мастер пытается передать красоту окружающего мира. Неужели это склонность к иронии? Или выявление острохарактерного?
Мастер испытывает потребность показать свой персонаж в  той или иной ситуации,  проследить его жизнь во времени и действиях. Благодаря этому композиционные эскизы слагаются в своеобразную серию жизни и составляют некую единую цепь последовательных этапов жизни. Автор  демонстрируют различные ситуации, создал целую серию жанрово-исторических картин. В этих работах предстает персонаж со своим  особым характером, образом жизни. Зритель  ощущает тягостную атмосферу от тоски персонажа по семье.
Абрек Зелимхан в гармонии с природой – единственным другом в моменты одиночества и тоски, заката и предстоящей ночи. Законы духовной нравственности, которым следует абрек, побуждают его жить достойно, в полном смысле этого слова, несмотря на гонения, несправедливость власти к нему и его семье. Именно это и пытается изобразить художник. Сквозь страдания абрека мельком проступает надежда на улучшение доли людской на этой грешной земле.
Исторические сюжеты являются своего рода выражением идеи, воплощением морально-философской концепции. Художник, скорее всего, не стремиться к исторической правде, достоверности (это и невозможно). Но он создает образ гонимого властью.  Глубина понимания внутренней борьбы абрека легла в основу полотен.  Это говорит о воли духа борца с несправедливостью.
  Общий характер композиции отличается строгостью и уравновешенностью в самой манере наложения красок и в использовании цвета.
  В процессе подготовки работы над циклом картин «Абрек Зелимхан» художник объездил почти всю горную Чечню, перелопатил гору литературы, послушал рассказы из разных уст и разные варианты этих историй. Проработал всевозможные детали.  Эта титаническая работа потребовала напряжения духовных и физических сил. А самое главное – терпения в сборе материала и написания полотен. Зайнди Аласханов долго искал типаж и нашел его в близком кругу. Художник пригласил своего двоюродного брата Саламбека стать прообразом Зелимхана Харачоевского. Мастер  сумел исследовать процесс духовной жизни  абрека (переживания, настроение). И  он перенес на холст свою внутреннюю борьбу при  раскрытии образа Зелимхана.  Возможно, родственники абрека найдут внешние расхождения в облике, но духовный мир персонажа пережит самим художником. В процессе работы над циклом картин  духовный мир самого художник обогащался и усложнялся. Возможно, менялись представления о прошлом. Теперь готовый мир картины оказывает на нас давление, и мы мысленно стремимся понять художника. Свобода и смелость пейзажных этюдов, на фоне которых присутствует абрек Зелимхан, из нашего сегодня. Мы их узнаем.
Большинство пейзажей с натуры, но в них есть связь героя из прошлого с днями сегодняшними. Естественно, пейзажи имеют свою эстетическую ценность. Но о них мы поговорим позже.

                ***
  Как и любой художник, Зайнди Аласханов испытывает потребность работать там, где ему тепло и уютно. Москвич. Живет и работает в Москве, а мыслями живет в родной Чечне, ни на минуту не забывая, откуда он родом.


Рецензии
Дорогая Зура, Вы с такой теплотой и пониманием написали о Аласханове и его работах, что Ваш рассказал следовало бы опубликовать на его странице, где сухо рассказано о его жизни и работе Смотрела его выставку в Государственной галере Кадырова 4 июля "... Мир прекрасного сила и красота..." Картины его прекрасны. И пейзажные и портретные.
Спасибо Вам за знакомство с талантливым, интересным человеком.
Счастья Вам и радости творчества!!!
С уважением и теплом души.
Евгения.

Евгения Козачок   07.11.2013 12:49     Заявить о нарушении
Он, несомненно, талантлив. Жаль, что поздно начал писать свои художественные работы.

Зура Итсмиолорд   07.11.2013 18:18   Заявить о нарушении