Отдельные мысли о поэтах, поэзии и литературе

Поэт это не тот, кто сидит в кожаном кресле в своем кабинете и жрет бутерброд с икрой….нет, поэт это тот, кто голодает, но пишет…

Поэт должен быть тонким, впечатлительным. Писатель –  тонким, впечатлительным и усидчивым. А артист – и усидчивым, и впечатлительным, и тонким, и толстокожим одновременно.

Поэт не обязан быть сильным человеком. Достаточно того, если он будет сильным автором.

Писатель может состояться и после смерти. Артист – только при жизни.

Писатель может писать в стол. Актер в стол играть не может.

Поэт обладает завидным правом: быть самим собой.

Писатель имеет право описывать свои комплексы, если они интересны читающей публике.

Поэт не должен стыдиться самого себя.

У любого поэта есть шедевры или хотя бы один шедевр.

Есть поэты одного стихотворения. И есть поэты одной строки.

Можно быть поэтом и не писать при этом стихов. И наоборот.

Преимущество поэта перед актером в том, что в отличие от актера он может оставаться самим собой.

Духовная поэзия… Я не всегда понимаю, что подразумевается под этим понятием. Стихи на религиозные темы? Или духовные по своей сути? Разве вправе мы называть стихи бездуховными, если они написаны не на религиозные темы? Любое произведение искусства духовно, если оно создается с оглядкой на Вечность. Вечность – вот критерий всех  произведений. Где разговор о Вечности – там и духовность.

Трудно  не писать стихи – трудно жить.

Главное преимущество поэта перед артистом в том, что поэт может состояться и после смерти, а артист только при жизни. Иными словами: поэт может писать в стол, а актер  играть «в стол» не может.

Слово «профессионал» меня не греет, а вот слово «поэт» – да.

Иногда стихи нужно не понимать, а ощущать.

Легко похвалить классика, а ты похвали начинающего!

Критик, не потому ли ты кусаешь начинающих авторов, что бронза и гранит тебе не по зубам?

Важно не то, как будут праздновать 50-летие поэта, а то, как будут праздновать его 150-летие.

Благополучные стихи.

Часто для писателя жизнь это только материал для творчества.

Артист каждый день начинает всё сначала, а у поэта есть копилка своих произведений.

Хороший стих вынашивается долго. И правильно:  миру поэзии не нужны стихи-выкидыши.

Иногда поэту нужно совершать литературный аборт: убивать свое несовершенное стихотворение.

Поэт не должен стыдиться самого себя.

Не поэт противопоставляет себя обществу, а общество уже давно противопоставило себя поэту и искусству!

Родина поэта – поэзия.

Поэт – всегда белая кость, какого бы он ни был происхождения.

Поэты – это особое сословие.

Поэт: большая голова на тонкой шее.

Поэт – состояние души.

Поэт – личность трагическая.

Поэт – редкий зверь.

Главное преимущество поэта перед актером в том, что поэт имеет право быть самим собой.

Поэт – не только написанные стихи. Поэт – мироощущение. Можно не писать стихи и быть поэтом. И наоборот.

Поэт – тот, кто сильно чувствует.

Поэт – тот, кто ищет правду.

Поэт – правдолюбец.

Поэт – тот, кто страдает.

Поэтов любят на расстоянии.

Когда поэт начинает объяснять свои стихи, он сам себя унижает.

Поэт не должен голодать. Но страдать – обязан!

Поэт и благополучие – вещи несовместные.

Поэтов нужно любить при жизни.

Актер должен «ломать» себя. Поэт имеет право возводить себя в культ.

У каждого поэта есть одно гениальное стихотворение или хотя бы одна гениальная строка.

Есть поэты одного стихотворения или одной строчки.

О стихах: не все, что непонятно, следует выбрасывать, и не все, что понятно, нужно оставлять. Что непонятно теперь, возможно, поймут со временем. А то, что всем понятно, может быть просто пошлой банальностью.

Мандельштам – поэт ощущений.

Что такое стихи раннего Маяковского, как не гениальное нытье?

Девушки любят поэтов, а выходят замуж за физиков.

Начинающий поэт часто трясется над каждой своей строчкой. Причем трясется не потому, что она хороша, а потому что она часть его самого. Его строчка – его ребенок. Но иногда поэту нужно совершать литературный аборт – убивать  зародыш слабого стиха. Эта безжалостность отличает мастера.

Музыкант может стать солистом, а может им и не стать, тогда как поэт это всегда солист. Плохой или хороший, но солист.

Для чего нужно читать хорошие книги?  Чтобы не стать жлобом.

В поэзии иногда встречаются такие образы, которые нужно не понимать, а ощущать. Этот принцип можно отнести, например, к творчеству Осипа Мандельштама…

Иногда бывает так, что поэты-профессионалы пишут грамотно, но скучно,  а дилетанты с ошибками, но оригинально и свежо…

Стишки идут за толпой, а стихи ведут за собою.

Ты – профессионал. Я – дилетант. Но почему интересные образы приходят именно в мою, а не твою голову?

Бог сам выбирает, в чью голову вложить дельную мысль.

Актер должен «ломать» себя. Поэт – напротив: может себя культивировать.

Музыка – самый эмоциональный вид искусства, а поэзия – самый  высокий.

Сила стихов – в слове. А не в голосе чтеца.  Если стихи достойные, то и сдержанное исполнение произведет впечатление. Ну, а выразительное чтение плохих стихов – пошлое занятие.               

Критик – это, как правило, неудачник: неудавшийся писатель или поэт.

Я пишу стихи, потому что мне не писать сложнее, чем писать. Писать – для меня не нагрузка, а разгрузка. Пишу я обычно с удовольствием и без напряжения.

Нечестно, непорядочно поступает тот читатель, который прощает классику любые вольности, а начинающему автору (возможно, будущему классику) не прощает ничего. В этом есть определенная трусость. Мужественный и правдивый человек будет критиковать даже классика и хвалить даже начинающего, если есть за что хвалить.

Бродский – выдающийся поэт. Но странная вещь: Бродский – поэт-стоик, он не жалуется, не ноет, он объективен, а после чтения его стихов у меня на душе становится тяжело. А вот Лермонтов – поэт субъективный, романтик, он сгущает краски, он ноет, а после чтения его стихов на душе становится легко. Как это объяснить?

Артисту не желательно быть гордым: иначе, будучи гордым, он не дождется ролей. А поэт должен быть гордым. Иначе он не поэт.

Поэт не обязан быть сильным человеком.  Прежде всего он должен быть сильным автором.

Признанного автора признать легко. А ты признай не признанного!

Иногда важнее не как, а что.

Трудно быть оригиналом. Легче быть копией.

Литература не любит спешки.


Рецензии