Отдельные мысли о музыке, музыкантах и поэтах

Музыка, как и слово, несет в себе информацию. Но если слово имеет конкретное значение, то музыка – это явление более абстрактное: согласитесь, что слушая инструментальную музыку можно представить себе всё, что угодно. Мысль в музыке по значимости вторична, в ней первично настроение и эмоции. Музыка, как явление, тем и отличается от слова, что слово прежде всего передает мысль, а музыка прежде всего передает чувство… Музыка – это особый мир. Это не сухая формула, это не буква, которая убивает, это дух, который животворит. Без музыки жизнь человека прекратилась бы: как без воды и как без воздуха. Музыка часто заменяет людям философию и религию. И это нетрудно объяснить, ведь музыка порой говорит человеку не меньше, чем иная  проповедь или идея.

***
Я не считаю музыкантов сверхлюдьми – это обычные люди, только с завышенной самооценкой. Действительно, редкий музыкант не считает себя гением и не стремиться к славе. Несмотря на манию величия и колоссальное честолюбие, музыканты между тем довольно неприхотливы в быту: они не стремятся к большим деньгам и к роскоши. Музыканты готовы отказаться от многих земных радостей: их главный наркотик – музыка, их главная цель – слава. Музыкантов интересует жизнь, но больше их интересует отражение жизни, а точней – ее эхо. Порой отражение жизни важнее музыкантам, чем сама жизнь. Музыканты многое способны стоически перенести, главное, чтобы им дали возможность заниматься их любимым делом. Музыканты как дети: у детей есть  игрушки, и им больше  ничего не надо; у музыкантов есть музыка, и она заменяет им мир.

***         
Мои наблюдения за моими друзьями-музыкантами сказали мне следующее: что они (музыканты) очень мало читают и львиная доля их отдыха приходится на музыку. Вместо того, чтобы почитать Достоевского или Гоголя, они слушают классику, джаз, рок, то есть всячески изощряются в музыке, незаслуженно обделив при этом иные виды искусства. Обосновывают, наверное, они это тем, что нужно быть профессионалов в своем деле. Но я не думаю, что Рахманинов или Шаляпин были меньшими профессионалами, чем они, однако, были при этом широко образованными людьми. Мало кто из современных музыкантов начитан, как их предшественники, и я объясняю это не недостатком времени и условий, а тем, что люди теперь стали поверхностнее, примитивнее и более суетными, чем были раньше.

***
Искусство не должно быть идолом, божком, искусство должно быть ступенью к Богу. В искусство не стоит погружаться с головой, отдавать себя целиком, иначе оно станет своеобразным языческим богом, перед которым будут проходить жертвоприношения, и в чью голодную пасть будут отправляться пачки невинных жертв: неудачников и просто талантливых, но недостаточно здоровых людей. Искусство, к сожаленью, чаще всего и является таким идолом, вечно жадным и вечно голодным, перемалывающим судьбы людей. В идеале должно быть так: искусство – для человека, а не человек для искусства. И эту формулу соблюсти нетрудно, если быть потребителем искусства или любителем,  но как быть тому, кто занимается искусством профессионально? Как профессионально занимаясь искусством, не отдастся ему без остатка, целиком? Возможен ли такой вариант? Боюсь, что нет.

***
Я верю, что наступит такое время, когда для выражения высоких мыслей и чувств не потребуется обязательных умений владеть словом, краской или звуком…. Будет какой-то высший способ передачи чувств и идей, язык совсем иного уровня, и не для избранных, а для всех. Это и будет настоящая демократия. Это и будет настоящий рай. Уметь себя высказать и быть понятым – разве  это не есть составляющие блаженства?

***
Поэтом быть лучше, чем артистом. Почему? Артист может состояться только при жизни, а поэт имеет возможность состояться и после смерти. Над артистом много начальников, тогда как поэт сам себе командир. Артисту нужна сцена, публика, а поэт обходится лишь ручкой и бумагой. Артист зависим от других, а поэт зависим только от себя. Артист должен себя заставлять играть, поэт же имеет право не писать, когда у него нет вдохновенья. Артист должен уметь раскрыться в любых условиях, поэт – лишь тогда, когда захочет. Поэт может писать в стол, артист же в стол играть не может. Так кем все-таки лучше быть?

***

Поэт знает, кто он такой. Он может написать всего несколько удачных стихов и смело заявить: я – поэт. Будучи автором всего нескольких шедевров, он может больше ничего не писать, или писать, но с переменным успехом. А музыкант-исполнитель? Он часто сам не знает, что он такое. Сегодня сыграл хорошо, и его похвалили. Завтра он переволновался, сыграл неудачно, и его отругали. Причем те же люди, что хвалили вчера. И музыкант не вправе упрекнуть слушателей в непорядочности. Они объективны. Они сказали правду, сказали так, как есть… Музыкант сыграл плохо, и он сам в этом виноват. Пусть же сам на себя и обижается. Слушатели здесь не причем.
 
Неустойчиво, нестабильно положение музыканта-артиста. Поэт, художник и композитор восходят на вершину и твердо на ней стоят. А музыкант должен покорять вершину ежедневно, с нуля…Он обязан изо дня в день доказывать свой талант, делая это под пристальным взглядом разношерстной толпы…

Спаси, о Боже, музыканта!

***
Что такое исполнительский процесс? Исполнительский процесс – это путь над бездной, это риск, это нервы,  это озноб и холод, это жар и пот. Это – решение судьбы.  Это путь в рай. Или (при дурном стечении обстоятельств) это путь в преисподнюю. Артист, будь благоразумен: веруй в Бога и всегда молись перед выступлением!

***
Артист – это заложник своего настроения, это человек, зависимый от своего психического состояния. Главная подлость артистической профессии заключается в том, что волнение артиста на сцене может перечеркнуть всю его предыдущую работу. Поистине труд артиста – это Сизифов труд. 

***
Мы, музыканты, не живем, мы фантазируем о жизни, мы ей подражаем, мы в нее играем. Мы играем в любовь, в войну, в радость и в горе: мы – лицедеи.

Итак, мы мужественно играем на сцене, мы воюем на сцене, но способны ли мы воевать на реальной войне? Способны ли держать в руках настоящее оружие, а не бутафорское? Настоящие ли мы? Мы, музыканты, живем искусственной жизнью, в некотором смысле виртуальной, а хочется нормальной, реальной, настоящей жизнь, хочется жить, а не отражать жизнь. Оттого мы, может быть, и погружаемся в мир фантазий и грез, что нас не удовлетворяет собственная реальная жизнь, оттого мы, может быть, и хотим состояться в искусстве и доказать свое превосходство перед другими, что не можем состояться в реальной жизни…Так стоит ли нам свысока смотреть на обывателя, как мы, музыканты, обычно смотрим? Может, стоит смириться и зажить нормальной жизнью? Но возможно ли, чтобы музыкант смирился и зажил, как все? Вот вопрос.

***
Музыкальное исполнительство –  это спорт. Во-первых, это соревнование. Во-вторых, сцена требует от человека спортивных качеств: выносливости, выдержки, крепких нервов и так далее. А если человек не имеет здоровья и крепких нервов, означает ли это, что он не имеет таланта?  И наоборот, если человек здоровый и бойкий достаточно ли этого, чтобы считать его одаренным?  Грустно то, что последнее время идет подмена понятий. Человека здорового и активного  сегодня называют талантливым, а человека слабого и нервного бесталанным. Для опровержения данной мысли хочется вспомнить Гоголя, великого писателя, обладавшего довольно слабым здоровьем, и Островского, который написал «Как закалялась сталь», будучи прикованным к постели… Да, музыкальное исполнительство это спорт, где многое зависит от тела. Но, слава Богу, есть и другие сферы, литература например, в которой самовыражение от тела не зависит и которая дала блистательные примеры победы духа над телесной немощью.

***
Кто все-таки является истинным воином: тот, кто воин на сцене или тот, кто воин в жизни?   

Способен ли артист воевать в жизни? Или он способен воевать только на сцене?

Способен ли скрипач сражаться с оружием в руках или только держа в руках скрипку?

Всякий ли артист так мужественен и благороден в жизни, как он мужественен и благороден на сцене?

Мужественный человек это не тот, кто мужественен на сцене, а тот, кто не боится сказать подлецу, что он подлец.

Так ли мы благородны в жизни, как на сцене? Соответствуем ли мы тому высокому, о чем играем и поем? Кто мы: мечтатели или лицемеры? Воины света или просто болтуны?

Если музыка это храм, а музыканты это служители прекрасного, то почему некоторые музыканты, в основном, дирижеры, позволяют себе на репетициях плеваться, пошлить, унижать коллег и прочее? Разве в храме можно это делать?

Талант – радость, гениальность – мучение.

Большой талант – большое испытание.

Талант согревает его обладателя, тогда как гениальность – рано или поздно – сжигает.

Искусство не должно подменять жизнь.

Не человек для искусства, а искусство для человека.

Важно не какой ты музыкант, важно какой ты человек.

Талантливость от нравственности не зависит. Нравственный человек может не иметь особых талантов, а талантливому человеку ничто не мешает быть подлецом и сволочью. Иными словами, злодейство и талант могут дружить…  Но гений и злодейство вещи несовместные – это бесспорно.

Творчество – это когда ты пишешь стихи, картину или симфонию…А когда ты играешь музыку чужого сочинения – это сотворчество…

Художника, написавшего удачную картину, можно сравнить с человеком, который раз и навсегда покорил вершину и уверенно на ней стоит. Тогда как артист – это человек, который должен покорять вершину ежедневно, с нуля.

Артист – это тот, кто умеет благополучно сочетать небесное с земным. Поэт – это тот, кто мучительно повис между земным и небесным.

Настоящий артист – это тот, кто умеет включить нужную эмоцию в нужный момент.

Музыкант – это не профессия, это образ жизни.

Музыкант это диагноз…

Музыканты – нация кочевая.

Современные эстрадные артисты – пародии на самих себя.

“Служенье муз не терпит суеты…” А как же жизнь музыканта?

Самая содержательная музыка – тишина. Для содержательных людей, конечно.

Талант артиста требует ежедневного подтверждения.

Артист должен доказывать свой талант ежедневно.

Талант  исполнителя требует ежедневного подтверждения.

Страшно, когда нужно играть веселенького Кальмана, а хочется играть печального Баха!

Музыкант – тот, кто должен доставать из себя эмоции всегда, при любых обстоятельствах, даже когда не желает, даже когда устал.  …Не отсюда ли нервные срывы? Не отсюда ли депрессии?

Музыканты – официанты. И не только по рифме. Что закажут – то и играют.

Исполнительство – рисунки на песке.

Музыкант не должен быть гордым. Музыкант должен уметь наступать на горло своей гордости. В то время как поэт просто обязан быть гордым, иначе он не поэт.

Музыка Баха – это не просто музыка. Это и искусство, это и философия. Это и развлечение, это и проповедь. Музыка Баха выходит за границы протестантизма, борокко. Она – запредельна. Бах – это Вселенная, космос.

Бах принадлежит всем и никому в отдельности.


Рецензии