А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 51-52

                Глава 55. СОЗНАНИЕ.

                «Не может быть действия телесного без
                предшествующего духовного соединения».
                ( Агни-Йога, АУМ,с.33)

      Ранее мы уже кратко останавливались на понятии сознание и говорили, что Вселенское Сознание представляет собой соединение Вселенского Разума с материальным носителем (Корень-Субстанцией), как завершение проявления Третьего Вселенского Принципа, а Фохат (Вселенская Воля) является продуктом этого Вселенского Сознания, символизирует собой продукт Вселенского Сознания, представляющего собой слияние Разума с его материальным носителем.
      Материалистическое понимание сознания, характеризуемое, из сказанного ранее,  как «высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, как совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия», относит его к одной из функций только человека, которое само по себе, как уже неоднократно говорилось ранее, не имеют убедительного объяснения. Так называемая «форма отображения» может рассматриваться не иначе, как лишь одна из функций или способностей человека, в то время как фактически сознание представляет собой одну из составляющих понятия человека, подобно тому, как мы говорим о каких-то органах чувств или функциях органов человека. Ведь и органы зрения, слуха, осязания и обоняния, могут быть рассмотрены в качестве «форм отображения объективной действительности» с помощью «психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира». Ни кто не сможет оспорить, что познание мира человеком с использованием органов чувств является таковым. В то же время функции органов чувств и сами органы чувств - суть различные вещи.
      Отождествлять органы чувств с сознанием человека - подобно тому, что мы сравним слова «лимон» как таковое с восприятием органами чувств натурального лимона. Говоря о лимоне, мы можем не воспринимать его органами чувств, но представив в нашем сознании, мы можем испытать его вкус, а при наиболее точном восприятии этого образа - даже запах, причем, совершенно не видя его. В то же время, проходя мимо продающихся лимонов, воспринимая их поверхностно органами зрения, но не акцентируя на этом свое внимание, то есть не сосредотачивая на нем свое сознание, мы отмечаем лишь внешнюю характеристику данного фрукта, которое не вызовет в нашем сознании ни каких реакций и, тем более, не вызовет ассоциаций органов осязания и обоняния.
      Теософское понимание Сознания несравненно более глубокое и в большей степени отвечающее принципу Единства Мира. Если материализм относит сознание исключительно к одному из свойств или способностей восприятия человека, полагая под ним некое абстрактное понятие - совокупность психических процессов, то теософия рассматривает Сознание как конкретную форму Бытия, как одну из составляющих частей человека.
        «...Принцип Махат или Интеллект, «Всемирный Разум» (дословно «Великий»), который Эзотерическая Философия объясняет, как «Проявленное Всеведение» - первый продукт «Прадханы, изначальной Материи», как утверждает Вишну Пурана, но первый Космический Аспект Парабрамана или Эзотерического Сат, Всемирная Душа, как учит Оккультизм - находится в основании САМО-Сознания...».(1,т.2,с.76)
Учитывая, что «Махат» мы рассматриваем как «первый принцип Всемирного Разума и Сознания» (согласно пояснениям «Теософского словаря»), который является «создателем манаса, мыслящего принципа»), являющийся, согласно приведенной выше цитаты «первым продуктом Материи» или «Эзотерического Сат, Всемирной Души», находящийся в состоянии САМО-Сознания», можно сказать, что речь идет не столько о самом Разуме, сколько о его первичном творении - Сознании. И если мы говорим об уровне Всемирной Души, как «жизненного принципа или дыхания жизни» (по тому же «Теософскому словарю») то под ней необходимо понимать аспект Космического, а не Вселенского Принципа. Отсюда становится понятным, что «Всемирный Разум» относится, в данном случае, к категории Второго Вселенского Принципа, из которого, после возникновение Вселенской Иллюзии (Вселенской Мысле-Основы)  возникает Вселенское Сознание (САМО-Сознание), которое, проходя дальнейшее развитие, становится и приобретая новую материальную форму существования, становится Вселенской Душой (то есть уже воплощенным Сознанием Вселенной). Именно отсюда и возникает его «САМО-Сознание» на Вселенском уровне, то есть способность осознавать доступную ему часть Вселенной, еще не проявившейся в полной степени, но уже подвластной определенной степени познаваемости.
      Не случайно, например, Платон, не говорит о сознании, как таковом, но порой отождествляет это понятие с «Душой», хотя подразумевает под ее функцией именно свойство Сознания - способность не просто воспринимать, но и анализировать информацию этого уровня.
      «Мышление, мнение, представление, как истинные, так и ложные, все возникают у нас в душе. Мнение - завершение мышления».(14,с.338-339)
      Именно Всемирный Разум (Интеллект) в данном контексте, являющийся продуктом изначальной Вселенской Материи (в виде Вселенской Иллюзии или Вселенской Корень-Субстанции) в дальнейшем становится Вселенской Душой, Вселенской Жизнью, что являет собой уже новый этап проявления Сознания - воплощение его (Сознания) в новый материальный носитель - Душу. То есть наблюдается следующая схема проявления разумности: Разум (Интеллект) ; Сознание ; Душа ; Разумы (или Интеллекты) иных (более низких) форм воплощения (или проявления) различных Вселенских Принципов более низких Космических построений. И далее эта схема продолжает повторяться многократно, по мере удаления от их основ: Разум  ; Сознание  ; Душа  ; Разум  ;Сознание  ; Душа ;... .
      Будучи продуктом Высшей Вселенской Триады, Вселенское Сознание необходимо отнести к Трем Высшим Планам Бытия, где происходит формирование основ будущего   Высшего Манаса и высших форм Ментального Плана.
      В дальнейшем, по мере проявления из Вселенского Логоса других Логосов построений Вселенной (в том числе и Логосов различных или нашей Планетарной Цепи) формируются и соответствующие уровни Сознания, одним из последующих проявлений которых является сознание человека. Но, в отличии от изначальных, сознание человека значительно менее совершенно, нежели более высшие формы Сознаний, хотя и несет в себе основные Принципы высших форм.
      Ранее мы неоднократно говорили о семеричности Фохата, что подтверждается и в данном случае, поскольку по мере проявления новых уровней Вселенной каждый новый этап Сознания порождает соответствующий уровень Фохата. И хотя теософия прямо не говорит о форме или структуре Манаса (Сознания), их существование не вызывает сомнения, тем более, что именно на этом этапе формируются Корень-Субстанции определенных состояний. Не случайно Сознание тесно связывают с Душей, поскольку последняя является одной из форм носителя Сознания. Именно по этому Платон, один из Посвященных, не столько говорит о сознании человека, как таковом, сколько говорит о душе человека.
      «Мыслить - я называю так рассуждение, которое душа ведет сама с собою о том, что она наблюдает. Я воображаю, что, мысля, она делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая и отвечая, утверждая и отрицая. Когда же она, медленнее или живее уловит что-то, определяет это и более не колеблется, - тогда мы считаем это ее мнением. Так что иметь мнение - значит рассуждать, а мнение - это словесное выражение, но без участия голоса и обращенное не к кому-то другому, а к самому себе, молча».(14,с.249)
      Утверждая способность души мыслить, минуя органы чувств, Платон подтверждает известную ныне способность души, отделяющейся от тела в определенных критических ситуациях (состояние клинической смерти) или вообще после смерти, воспринимать окружающий мир, осознавать, мыслить и рассуждать уже находясь вне физического тела. Этим подтверждается то, что сознание человека находится выше его органов чувств, связанных непосредственно с физическим телом.
При этом Платон говорит:
      «Когда кто-нибудь делает попытку рассуждать, он, минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого, подобно тому как другой взошел на вершину зримого».(8,с.316)
      К такому рассуждению можно отнести, так называемое, абстрактное мышление, о котором мы будем говорить чуть ниже.
      Ранее мы также говорили, что Абсолютное сознание позади феноменов, и именуется Бессознанием только в силу отсутствия в нем всякого элемента личности, превышает человеческое представление, что человек, будучи не в состоянии оформить ни одного представления иначе, как в терминах эмпирических феноменов, лишен возможности, в силу самого строения своего существа, приподнять покров, окутывающий величие Абсолюта. Мы также говорили, что «Сознание предпосылает ограничения и определения; нечто, чтобы быть осознанным, и кого-то, чтобы осознать это нечто. Но Абсолютное Сознание вмещает познающего, вещь познаваемую и самопознание, все три в нем, и все три едины». Было сказано также, что движущий Материей Nous, оживотворяющая Душа, присущая каждому атому, проявленная в человеке, латентная в камне, имеет различные степени мощи. Таким образом Сознание присуще всему проявленному на уровне от Четвертого и далее Вселенских Принципов, но степень проявленности, развития или раскрытия возможностей этого Сознания с большей силой проявлена именно на уровне человека.
      Материализм стоит на позициях, что «Мышление и сознание - суть продукты человеческого мозга».(32,с.95) С данной точкой зрения можно согласиться лишь исходя из конечного результата процесса мышления. Если же рассматривать этот процесс в комплексе, то, несомненно, мозг человека в нем занимает лишь одно, и не самое определяющее место. Ведь мышление возможно и тогда, когда функции мозга, как преобразователя информации на Астральный План и обратно, не всегда задействованы.
С позиций идеализма сознание, как свойство или деятельность души, является первичным по отношению к материи, а в отдельных случаях и творящей материю: мысль не есть функция мозга, мозг не есть орган мысли. Данное понимание сознания более подходящее для нас, но категорическое противопоставление сознания и материи не позволяет принять его в полной мере. Мы неоднократно уже говорили, что расплывчатость понимания материи порой приводит к путанице. Это и имеет место в данном случае, поскольку само сознание, душа и мысль признаются идеалистами нематериальными, что достаточно сомнительно исходя из всего сказанного о Принципах.
      «Всякий раз, когда душа устремляется туда, где сияют истина и бытие, она воспринимает их и познает, что показывает ее разумность. Когда же она уклоняется в область смешения с мраком, возникновения и уничтожения, она тупеет, становится подверженной мнениям, меняет их так и этак, и кажется, что она лишилась ума.
       То, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага - причиной знания и познаваемости истины».(8,с.290-291)
      В главе 36 мы кратко коснулись модели, с которым можно связывать Сознание, анализировали их с учетом цитируемых выдержек из «Тайной Доктрины» и используя при этом схемы, изображенные на рисунке 73. Там же мы кратко касались общего механизма мышления. 
      Приведем их еще раз.


                а)                б)                в)            
               

 
                где:         - Корень-Субстанции.
Рисунок 91

(Именно последняя схема, как наиболее упрощенная, будет использована нами для разговора о Сознании.)
Напомним основные этапы рассмотренного ранее механизма мышления:
Информация об объекте воспринимается органами чувств, преобразуется в импульсы на уровне деятельности нервной системы, поступает в мозг, преобразуется в информацию более тонкого плана и передается в Астральное тело. Далее этот процесс проходит по той же схеме, но результатом этого распознавания является уже формирование определенных чувств, желаний. От Астрального тела эта информация передается на Ментальное тело, где посредством Манаса осуществляется дальнейший анализ полученного сигнала и, в зависимости от уровня сознания человека, формируется соответствующее ощущение данного объекта, а также подготавливаются варианты оценки или реакции на данный объект. Далее, эта информация передается в виде запроса Буддхи, который и выбирает из предлагаемых вариантов наиболее оптимальный. Если Манас, получив от Буддхи выбранный вариант, неудовлетворен им, то есть в силу своего состояния развития оценивает его как несоответствующий, он вновь формирует несколько вариантов и передает их Буддхи для нового принятия решения. Это продолжается до тех пор, пока Манас не примет какой-то из вариантов в качестве соответствующего его представлению об объекте. Мы также говорили, что Атма или Высший План, остается при этом познании безучастным.
      Данная схема применима лишь тогда, когда мы непосредственно воспринимаем органами чувств объект исследования. Но, как известно, человек способен мыслить и об объектах или понятиях, которые он непосредственно воспринимать не может, но о чем у него имеется определенное представление. В этом случае мышление протекает по той же схеме, исключая непосредственное участие в этом органов чувств, нервной системы и мозга. (При этом не исключается сопутствующее воздействие и отражение в мозгу самого процесса мышления, проявляющегося через воздействие Астрального Плана на Физический План человека, то есть воздействие чувств и желаний на биологический организм человека. Это сходно с таким известным в физике явлением, именуемом как наводка, что в свою очередь может оказать отрицательное воздействие на сам процесс мышления, поскольку изменения в физическом теле от возникаемых чувств и желаний могут отразиться и на Астральном Плане, затрудняя его работу. Способность полностью исключить это побочное явление при мышлении - показатель высокой степени совершенства человека, и, в первую очередь, - способности контролировать свои чувства и желания, управлять или «укрощать» их).
      Хотелось бы привести взгляды основоположника материалистической психологии И.М. Сеченова, который разделяет реакции организма на информацию от органов чувств на следующие:
   1. Невольные движения, происходящие быстро, вслед за чувственным раздражением, и носящие всегда целесообразный характер.
«Невольные движения могут сочетаться с движениями, вытекающими, как обычно говорят, из определенных психических представлений (эквилибристика лунатика и пьяного с актом ходьбы и езды на лошади, которые обуславливаются каким-нибудь психическим мотивом). Невольные движения могут представлять целый ряд актов, целесообразных в смысле сохранения тела и, следовательно, разумных с этой точки зрения. Бывают случаи невольного движения, где присутствие чувственного возбуждения, начала всякого рефлекса, хотя и понимается, но не может быть определено с ясностью».(34,с.103)
   2. «Все без исключения психические акты, не осложненные страстным элементом, развиваются путем рефлекса. Стало быть, и все сознательные движения, вытекающие из этих актов, движения, называемые объективно произвольными, суть в строгом смысле отраженные».(34,с.148) «Рядом с тем, как человек, путем часто повторяющихся ассоциированных рефлексов, выучивается группировать свои движения, он приобретает и способность их задерживать».(34,с.154) Далее, по мнению Сеченова, результатом «...искусства задерживать конечный член рефлекса ... резюмирует умение мыслить, думать, рассуждать».(34,с.155)
   3. Размышление - «есть ряд связанных между собой представлений, понятий, существующих в данное время в сознании и не выражающийся никакими вытекающими из этих психических актов внешними действиями. Психический же акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения. Стало быть, и мысль подчиняется этому закону. А потому в мысли есть начало рефлекса, продолжение его, и только нет, по-видимому, конца - движения. Мысль - есть первые две трети психического рефлекса».(34, 155)
      Из этих кратких выдержек становится очевидным главное в позиции Сеченова: «Мышление представляет собой процесс формирования ответной реакции организма рефлекторным путем на основе существующих в сознании (как продукте мозга) представлений, понятий». На возникающие внешние воздействия организм, после размышления, отвечает реакцией, которая выбрана мозгом на основе всей ранее полученной информации и отложившейся в памяти.
      Абсолютизация роли мозга в мышлении приводит к выводу, что сознание человека всегда ограничено рамками ранее полученной информации о внешнем мире, а сам человек - это своеобразный компьютер, оперирующий только имеющейся в нем информацией. В эту схему не укладывается, например, даже возможность сделать какие-либо открытия, поскольку, даже при наличии определенных исходных данных, сделать принципиально новый вывод из них оказывается невозможным, не говоря уже о таких явлениях, как ясновидение, яснознание, телепатия, знание прошлых воплощений и др.. Что уже тогда говорить о несостоятельности утверждения о том, что «мысль - это часть психического рефлекса»?
      Любая живая клетка, живой организм, сколь бы простым или сложным он не казался, но ограниченный пониманием его лишь как биологического организма на уровне плотного тела, останется лишь биологическим механизмом, действующим лишь на рефлекторном уровне, типа автомата. Процесс мышления, в более сложном его понимании, для него окажется невозможным. Только признание существования тонких тел и их руководящее начало по отношению к плотному физическому телу позволяют говорить о наличии сознания в той или иной степени развития.
Схематично взаимодействие Сознания с Высшими Планами можно изобразить следующим образом:

                а)                б)       
                а)                1 - Высшая Триада
                или
                Сознание

Рисунок 92.

      Нет смысла пока говорить о том, что именно представляет собой Высшая Триада человека, ибо для этого требуется более подробно рассказать о Принципах. Скажу лишь, что это можно схематично представить в виде совокупности из 5 Корень-Субстанций. А если говорить о характеристике этой модели в целом, то можно сказать, что она представляет собой совокупность из 12 Корень-Субстанций. (Напомню, что эта модель достаточно условна, и использована для последующего исследования).
      Не будем повторяться относительно механизма мышления, но остановимся на некоторых его аспектах и в первую очередь, на совершенстве мышления.
      Совершенство мышления складывается из многих факторов: чистота восприятия информации; уровень развития тел, принимающих информацию; сгармонизированность всех тел, участвующих в мышлении; степень развития сознания. Последний является, с одной стороны, результатом всех предыдущих, а, с другой - основой для формирования этих предыдущих факторов.
      Чистота восприятия, в свою очередь зависит от способности воспринимающего тела максимально объективно фиксировать информацию об объекте исследования. Подобно тому, как применительно к органам чувств это можно сказать о их способности воспринимать воздействие на максимально доступном диапазоне частот, так же можно говорить и о тонких телах. Чем большими возможностями обладает воспринимающее тело, тем более тонкую информацию оно может фиксировать.
      Развитие этих способностей осуществляется, во-первых, за счет развития таких способностей каждого тела в отдельности, во-вторых, за счет гармонизации всех тел человека, что позволяет правильно преобразовывать и передавать информацию из одного тела к другому и обратно, в-третьих, за счет способности воспринимать наиболее тонкую, а значит и наиболее объективную, информацию об объекте исследования каждым телом. Все это неразрывно связано с состоянием и развитием сознания. Последнее соответствует характеристикам всех менее тонких тел (плотного физического, эфирного, астрального, ментального) и определяет возможности их развития и гармонизации. Развивая тонкие тела организма, сознание само приобретает способность к совершенствованию, и наоборот. Само по себе состояние сознания - это лишь исходная точка, движение от которой может идти как путем эволюции, так и инволюции. Направление изменения находится во власти человека и является одной из главных задач его воплощения.
      «Первый раздел - познание, второй - размышление, третий - вера, четвертый - уподобление. Оба последних, вместе взятые, составляют мнение, оба первых - мышление. Мнение относится к становлению, мышление - к сущности. И как сущность относится к становлению, так мышление - к мнению. А как мышление относится к мнению, так познание относится к вере, а рассуждение - к уподоблению. Разделение же на две области - того, что мы мним, и того, что мы постигаем умом, - и соответствие этих обозначений тем предметам, к которым они относятся, мы оставим в стороне, чтобы избежать рассуждений».(8,с.318)
      Сознание, в зависимости от своего состояния и направления развития, способно притягивать те мысли и мысле-формы, которые обладают соответствующей суммарной энергетикой, что в свою очередь накладывает свой отпечаток на само сознание. Грубые, менее совершенные мысле-формы, имея соответствующую грубую энергетику, воздействуют на сознание, подвергая его негативному воздействию. Ориентированность на более совершенные мысле-формы привлекает таковые, в результате чего сознание получает более сильные и совершенные сочетания энергий, совокупность которых позволяет далее развивать возможности сознания. Такой результат может быть возможен тогда, когда плотное физическое тело с его органами чувств, астральное тело с его чувствами и желаниями участвуют в этом процессе на самом высоком уровне чувствительности, фиксируя более энергоемкую и объективную информацию. На базе этого совершенствуется и ментальное тело. По мере развития этих тел, человек все меньше нуждается использовать в познании информацию физического плана, а затем и астрального. Дойдя до такого уровня развития ментального тела, когда процесс мышления осуществляется на информации только этого плана, сознание достигает своего наивысшего состояния. На этом этапе, когда задействованы лишь Манас и Буддхи, доступно восприятие максимально возможной для уровня человека информации и создаются условия для перехода Монады на следующий виток эволюции, то есть переход в иную форму существования. Но это чрезвычайно высокий и труднодостижимый уровень развития сознания, характерный Высшим Существам.
      Если рассматривать уровни состояния сознания, то их можно изобразить (опять же число условно) следующими схемами:


                а)                б)                в)



                объект                объект       
                180о                ; 180о                ; 180о
Рисунок 93

      Данные схемы дают представление о трех состояниях сознания:
а) сгармонизированное сознание, где сознание объективно воспринимает объект исследования (угол восприятия равен 1800), а его связь с Триадой максимальная;
б) ограниченное, «суженное» сознание, где возможности восприятия объекта ограничены (угол восприятия ; 180о), а его связь с Триадой менее слабая, но устойчивая;
в) искаженное сознание, где возможности восприятия объекта снижены за счет чрезмерного «развертывания» сознания (угол восприятия  ; 180о), а его связь с Триадой минимальная и близкая к разрыву.
      (Данные схемы хотя и носят общий, принципиальный характер положения сознания, но и имеют некоторое вполне конкретное физическое значение, определяемое особенностями построения сознания, как конкретной формы.)
      Как видно на рисунках 93, только сгармонизированное сознание («а») способно объективно воспринимать Мир, в то время как «суженное» или искаженное сознания («б» и «в»), в силу изменения угла восприятия не могут в полной мере и объективно воспринимать Мир. «Суженное» сознание присуще большинству людей, задача которых расширить (развить) его до уровня сгармонизированного. При таком сознании его связь с Высшей Триадой хотя и устойчивая, но менее оптимальная, человек не воспринимает своего единства с ней (разделение Высшего и низшего «Я»).
      «Способность понимания гораздо более божественного происхождения: она никогда не теряет своей силы, но в зависимости от направленности бывает то полезной и пригодной, то непригодной и даже вредной. Разве ты не замечал у тех, кого называют хотя и дурными людьми, но умными, как проницательна их душонка и как они насквозь видят то, что им надо? Значит, зрение у них неплохое, но оно вынуждено служить их порочности, и, чем острее они видят, тем больше совершают зла.
      Однако если сразу же, еще в детстве, пресечь природные наклонности такой натуры, которые, словно свинцовые грузила, влекут ее к обжорству и различным другим наслаждениям и направляют взор души вниз, то, освободившись от всего этого, душа обратилась бы к истине, и те же самые люди стали бы различать там все так же остро, как теперь в том, на что направлен их взор».(8,с.300)
      Искаженное сознание свойственно людям, страдающими определенными психическими заболеваниями, когда, воспринимая Мир, они видят его иначе, нежели его видят обычные люди и каким он есть в действительности. Здесь в большей степени проявляется элемент иллюзии (майя). Связь же с Высшей Триадой достаточно слабая и близка к Разрыву (проявляется через противопоставление и борьбу двух «Я»).
      «Нельзя мнить несуществующее ни относительно вещей, ни безотносительно к ним. Ложное мнение - это нечто иное, нежели мнение о несуществующем».(14,с.248)
      Важным моментом в характеристике сознания является внимание. Под вниманием обычно принято понимать психическое состояние, обеспечивающее направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определенном объекте или действии. При этом внимание подразделяется на непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное).
      Возможно, более правильным было бы определить внимание, как степень концентрации сознания на объекте исследования, разделив его при этом на непроизвольное, концентрированное и абстрактное.
      Попробуем рассмотреть это на рисунке:

                Объекты исследования



                а)                б)                в) 

   где: а) - непроизвольное  внимание;   
          б) - сконцентрированное внимание;
          в) - абстрактное внимание.
              -  область исследования объекта.    
   Рисунок 94

      Как видим, при непроизвольном внимании исследователь воспринимает объект в целом, без выделения в нем каких-либо отдельных характеристик или особенностей. Область исследования здесь достаточно велика и определяется самим объектом. В данном случае формируется общее представление об объекте.
      При сконцентрированном внимании исследователь воспринимает не весь объект, а какие-то его части, особенности, (что не исключает возможности первоначально видеть объект в целом). Область исследования при этом локализована этими индивидуальными особенностями объекта. Это внимание позволяет индивидуализировать объект через его особенности.
      Иначе происходит восприятие объекта при абстрактном внимании. Воспринимая объект гораздо шире, чем при непроизвольном внимании, но при этом исследователь может и не фиксировать объект как таковой, а воспринимать лишь общие представления, касающиеся аналогичных объектов, то есть воспринимать объект абстрактно.
      При таком внимании непосредственной областью исследования могут быть как какие-то общие признаки, так и признаки, недоступные для восприятия сконцентрированным вниманием. Абстрактное внимание позволяет видеть внутренние особенности или составляющие этого объекта, что чаще всего невозможно при других видах внимания. Так, почти никто из нас никогда не видел атом в его настоящем виде, но это не мешает нам рассматривать его в своем абстрактном восприятии, в том числе, и пытаться увидеть то, что невозможно при обычном восприятии.
      С помощью непроизвольного и простейших форм концентрации внимания человек способен получать знания Стхула (осознание на уровне низшего Манаса). При высшей концентрации и абстрактном внимании человеку могут быть открыты знания Сукшмы (осознаваемых на уровне Высшего Манаса), а при способности развить высшие формы абстрактного восприятия могут быть доступны и знания Караны (осознаваемых при помощи Буддхи).
      «Самым безукоризненным образом разрешит задачу тот, кто подходит к каждой вещи средствами одной лишь мысли (насколько это возможно), не привлекая в ходе размышления ни зрения, ни иного какого чувства и ни единого из них не беря в спутники рассудку, кто пытается уловить любую из сторон бытия самое по себе, во всей ее чистоте, вооруженный лишь мыслью самой по себе, тоже вполне чистой, и отрешившись как можно полнее от собственных глаз, ушей и, вообще говоря, от всего своего тела, ибо оно смущает душу всякий раз, как они действуют совместно, и не дает ей обрести истину и разумение.
      Если мы даже на какой-то срок освобождаемся от заботы о теле, чтобы обратиться к исследования и размышлению, тело и тут всюду нас путает, сбивает с толку. Приводит в замешательство, в смятение, так что из-за него мы оказывается не в силах разглядеть истину. И напротив, у нас есть неоспоримые доказательства, что достигнуть чистого знания чего бы то не было мы не можем иначе как отрешившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душою. А пока мы живем, мы, по-видимому, тогда будем ближе всего к знанию, когда как можно больше ограничим свою связь с телом и не будем заражены его природою, но сохраним себя в чистоте до той поры, пока сам бог нас не освободит. Нечистому касаться чистого не дозволено».(13,с.17-18)
       Состояние сознания, развитие различных форм внимания и совершенствование мышления является основой познания человеком Мира, а, следовательно, и основой формирования его внутреннего мира.

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 27 октября 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии