семья, как нравственный идеал
СЕМЬЯ, КАК НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ
Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая
несчастливая семья несчастна по – своему.
«Анна Каренина» Л.Н.Толстой
1. ВВЕДЕНИЕ
Семейный Кодекс Российской Федерации был принят 8.12.1995 года.
В целом документ, с последующими дополнениями хороший, но есть оп-
ределённые и очень значимые недочёты. В ст.1 Кодекса прописано: семья,
материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находится под
охраной и защитой государства. Но, Кодексом не дано определение семьи.
Если дальше и идёт речь о семье, но только под словом брак. Надо сказать,
Что брак и семья не одно и тоже, то есть семья может быть и помимо брака.
Имеет такая семья право на защиту от государства или нет? – вопрос!
В Кодексе дано определение только брака, то есть чисто юридического по-
нятия, в то время как понятие: семья более ёмкое. В ст.1п.4, где говорится о
о запрещении ограничений на вступление в брак ни слова о педерастах и
лесбианках. Отсутствуют эти категории людей в ст.14 Кодекса гласящей об
обстоятельствах, препятствующим заключению брака. Можно подъитожить: Семейный Кодекс не препятствует созданию однополых семей, хотя и понимает под браком добровольный союз мужчины и женщины ( ст. 12п.1 Семейного Кодекса).
Само слова семья – святое, и очень бы не хотелось под это понятие подводить людей нетрадиционной сексуальной ориентации. По этой причине мы дадим своё понятие семьи: Семья – это духовный, био – социальный союз мужчины и женщины для рождения детей, достижения и удовлетворения общих материальных, интеллектуальных, физических и иных видов человеческой деятельности. Просто, но чётко и определённо. Только в этом случае семья, даже созданная по религиозным канонам, должна иметь защиту государства, ибо это отвечает нашему понятию. В данном случае авторитет семьи будет иметь наивысшую этическую ценность. Исходя из такого определения, мы в дальнейшем исследовании будем придерживаться этой смысловой нагрузке данной нами в определении понятия: семья.
2. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В современном мире официально, на законодательном уровне сложилось два типа семейных отношений: европейский или парный, исламский – многоженство. Зачастую европейцы, имеется ввиду американцы, австралийцы – пришлые, заводят за «границей» законного брака любовников и любовниц. То есть принципиально, де – факто, групповая форма брака имеет место быть. В то же время при низких доходах мужчина – мусульманин более одной жены себе позволить не может.
При изучении истории образования семьи мы чаще всего обращаемся к
работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и госу-
дарства». Лет 30- 40 назад мы бы полностью взяли написанный Ф.Энгельсом
труд за истину. А сейчас возникают определённые сомнения. Во – первых,
весьма схематично сделана периодизация истории человечества: дикость, варварство, цивилизация. Не определены временные рамки. Во – вторых,
практически не описан период матриархата, хотя он занимал очень большой
исторический промежуток времени; в – третьих, переход от группового вида
семейных отношений к парному типу произошёл лишь по одной причине:
мужчина, основной создатель материальных ценностей, не мог наследовать
своего имущества ( стада, колесницы, жильё, орудья труда) своим детям, всё
наследовалось по материнской линии, то есть братьям и сёстрам, но не его
детям. Несколько, на мой взгляд, легкая трактовка. В – четвертых, формы
группового брака изучались на примере индейцев Америки 19 – го столе-
тия и ряда примитивных племён в Полинезии и Австралии. А вот о том, что
групповой брак существовал, вплоть до 6-7 столетия до нашей эры сомнений
нет. Роберт Грейвс в своём основном труде «Белая Богиня» утверждает, что
ещё в 15 столетии до нашей эры существовал матриархат. Основывается на
мифах, которые попали из Средиземноморья на британские острова. В этом
есть определённая правда, ибо около 1500 года до нашей эры произошло из-
вержение вулкана на о. Санторин. Жители на побережьи Средиземного и Черного морей в страхе повторного извержения вулкана бежали «куда глаза глядят». Дошли они и до британских островов. Так Роберт Грейвс утверждает: абсолютной властью пользовались друидессы. Здесь надо сразу дать ответ почему? Женщины интуитивно чувствуют лучше, чем мужчины, поэтому впадая в транс они предсказывали события: войны, неурожаи, бедствия. Кроме того групповой брак им давал больше прав на потомство: отца детей,
как правило, было довольно сложно определить. В истории Древней Греции женщины – прорицательницы пользовались огромным влиянием. Такие примеры есть и в истории происхождения арийцев. На каждый год совет друидесс избирал короля, по прошествии срока ( один год, позднее - четыре года, а ещё позднее - восемь лет) женщины упившись наркотическими напитками (отвар плюща, поганки Диониса) разрывали короля. Так они поступили с Орфеем, Дионисом. По виду внутренних органов короля делалось предска-
зание на будущий год. Вновь избирали короля самого красивого и сильного
мужчину. После того как срок пребывания короля был увеличен, тем не ме-
нее ежегодно в качестве жертвы брали младенца мужского пола. Крайняя
кровожадность друидесс! За детей рожденных в групповом браке обычно
мужчины ответственности не несли, а женщины были солидарны с друи-
дессами и спокойно отдавали детей в жертву. Восстал против этого Рама
прекратив жертвоприношения. С тех пор начал укрепляться авторитет
мужского начала в религиозных культах. Мужчины оказались более ми-
лосердными. Образ злой друидессы перекочевал в русские народные сказки
в качестве персонажа Бабы –Яги. В сказках она маленького ребёнка – Ванечку старается поджарить в печи, чтобы потом съесть. Думаю, что груп-
повая форма брака ещё существовала долго, но под воздействием главным
образом экономических причин, а затем и религиозных правил, которые ус-
танавливали жрецы – мужчины групповой брак к шестому тысячелетию до
нашей эры отмер, хотя его пережитки ещё долго сохранялись в виде священ-
ной проституции, вакхических праздников (один раз в году) и т.д.
Таким образом наша точка зрения на переход групповой формы брака к парной
расходится с мнением Ф.Энгельса. Он писал, что этот процесс был мирным.
Я думаю: без большого авторитета личности в массах, и пролитой крови этот
переход был невозможен. Ф. Энгельс полностью отрицает чувство ревности,
когда имелся групповой вид брака. Мне кажется это сомнительным.
Однажды Наполеона спросили: « За что он любит Жозефину Богарне?»
Император ответил: « У неё хорошая п…….а!» А это значит: мужчина не
хотел бы лучшее отдавать в другие руки, как свой нож, лук, копьё. Это опре-
делённым образом подтверждается историей развития малых сибирских
народов, а так же финно- угров. У этих народов в мифологии во главе обяза-
тельно Бог – мужчина, у него жена и множество детей, чаще семь. Особые
условия выживания обусловили только парный брак. У этих народов практи-
ковалось вынужденное убийство ребёнка ( не жертва, жертвопринощения
людей у них не было), если рождалась двойня. Старики добровольно уходили
из жизни, дав для соплеменников последний в жизни пир. Не будем это опи-
сывать, но подобные поступки у этих народов не были аморальными. Если
ребёнок рано умер, то его Душа раньше придёт в этот мир. А старик, умер-
щий от копья старшего сына будет обязательно в раю. У эскимосов отноше-
ние к родственникам было вообще крайне жестокое: убийство брата, сестры,
родителей – обычное дело. Более жестоких сказок и мифов мне не доводи-
лось читать. Виной всему: голод. У них тоже групповой формы брака не было, условия жизни не позволяли. Определённый вывод из истории разви-
тия семьи мы уже можем сделать сейчас: 1. Парный брак не вышел из груп-
пового вида семьи, а существовал у определённых народов всегда. Кто – то
скажет: а как же тогда якут отдаёт на ночь жену гостю. Якут знал: от хоро-
шего и крепкого мужчины будет хорошее потомство. А жена у него, как
была одна, так и осталась единственной. В условиях малонаселённости очень
важно было генетический фонд улучшать. Дальновидный якут, а что здесь
ещё можно сказать! 2. Этика, нравственные устои в семье целиком и полностью зависели от условий жизни. 3. Стадность ( общность), как уверяют марксисты, способствовала организации рода, племени и в частности семьи, именно этого мы не смогли увидеть у ряда народов Сибири, Урала.
3. СЕМЬЯ И ВЛАСТЬ
Во всех цивилизованных государствах отношения между семьёй и
властными структурами строятся на определённых правовых отношениях.
В Российской Федерации правовые отношения между семьёй и государст-
венными и муниципальными органами регулируется Семейным Кодексом.
Если внешние отношения семьи с обществом можно и необходимо поста-
вить на правовую основу, то внутрисемейные отношения подчинить зако-
ну невозможно. В законе прописываются только обязанности. Я уверен, что
большинство родителей совершенно не читали законодательных актов по
семейному праву. С этими нормативно – правовыми актами они знакомились
только в чрезвычайных ситуациях: развод, какие – либо гражданские иски
т.д. В таком случае: почему в принципе семьи в большинстве случаев воспи-
тывают хороших детей? В действительности мне не доводилось встречать
семьи, где бы додумались издавать нормативные и законодательные акты,
хуже того использовать процессуальные нормы при каких – то проступках детей.
Ужас и только!
В семье всё построено на нравственных принципах с учётом традиций
того или иного народа. Нравственные правила ( мораль) определяет пол-
ностью «погоду в доме», в семье. Если муж и жена проявляют настоящую
заботу о детях, а так же о престарелых родителях, то это лучший фундамент
для воспитания детей. Можно на деле не нарушать этических семейных норм,
но нужное формирование детей может не сложиться. Важна ещё любовь не только
к детям и престарелым родителям, но и между женой и мужем. Дети очень
тонко реагируют на то, если или нет между супругами
разлад. Добрые и нежные взгляды между женой и мужем, дружеские
похлапывания, легкий юмор скрашивают жизнь. Очень важно семейную жизнь «окрашивать» театром, то есть немного играть на семейной сцене
не в прямом смысле, хотя это тоже допустимо, а игривость отношений,
чтобы «проза жизни не заела». Именно об этом писал В.В. Розанов. Он тонко чувствовал любовные отношения между супругами, особенно после того, как взял в жены бывшую жену Ф.М. Достоевского. Он сделал это из любопытства: хотел понять чувства великого писателя к этой женщине. То есть сексуальные отношения супругов в семье должны быть урегулированы, и определённая подозрительность друг к другу только навредит. Давайте вспомним другого знатока семейной жизни – Л.Н.Толстого и его произведения «Анна Каренина» и «Крейцерова соната». Возможно, отно-
шения Софьи Андреевны – жены писателя с композитором Танеевым натолкнули писателя на сюжет « Крейцеровой сонаты», которую в обществе приняли крайне негативно. Искреннее, безоблачное любовное чувство между супругами добрый шанс на воспитание хороших детей, которые в будущем так же создадут порядочную семью, отдав должное свои родителям. Очень важен для воспитания детей пример родителей. Вспомним известную работу К.Лоренца о поведении гусей. Гуси поступают так, как поступает тот, кого они приняли за свою мать. Инстинкт подражания и у людей чрезвычай-
но важен. Ведь наш Президет Путин В.В. тоже пытался со стерхами – жу-
равлями обыграть этот поведенческий инстинкт. Дети, особенно в раннем возрасте стараются быть похожими на родителей, если папа военный – то сын старается играть с танками и пушками, если мать врач или медсестра, то дочь играет «в больничку». Часто этим определяется будущая профессиональная принадлежность детей, возникают династии. Одновременно с профессиональной ориентацией детей юного возраста, родители не должны показывать детям двойные стандарты. Допустим, к вам пришел сосед и вы перед ним услужливо «расшаркались», а по его уходу отозвались о нем отрицательно. Данная модель поведения быстро закрепляется в сознании детей. Во многом по этой причине развалился Советский Союз. Дома коммунисты крайне пренебрежительно отзывались о Генеральном секретаре ЦК КПСС Брежневе Л.И., а на партийных форумах, симпозиумах дружно хлопали в ладоши. Воспитали целое поколение людей с двойными стандартами, а расплачиваться пришлось человеческими жизнями. Нельзя, хотя и допустимо между родителями разночтение по определённым мировоззренческим, политическим вопросам. Искренне считаю, что в семье все должны быть одного вероисповедования. Заключив законный брак со своей супругой, отец мне сказал: вы должны прийти в вопросах вероисповедания к одному знаменателю. Мне пришлось «перекрестить» жену, окрестить детей в Русской православной старообрядческой Церкви. Сказывается на семейных отношениях национальная ментальность.
Если нет большой любви между супругами разных национальностей, то брак
недолговечен: страдают в таком случае дети. В этом случае тоже нужен об-
щий «знаменатель», даже элементы национальной кухни имеют значение.
Но есть и самый страшный «враг» семьи: если супруги или один из супру-
гов не делает абсолютно ничего для строительства семьи, а только исполь-
зует семью для получения удовольствия или только для достижения личных
целей, то брак неизбежно рушится. В семье необходимо постоянно делится
«собою», то есть окружать заботой всех членов семьи, не ожидая определённого воздаяния. ( Альфред Адлер « Воспитание детей. Взаимодействие полов»)
Мы перечислили множество моментов, которые оказывают влияние на
счастливую жизнь супружеской пары, и всё основано только на нравствен-
ных ценностях, нельзя законодательно оформить частоту сексуальных актов,
прописать нормативно любовь к престарелым родителям и т.д. Семья единст-
венная ячейка общества, которая живет только на нравственных идеалах, хотя качество этих нравственных норм значительно разнится.
«За границей» семьи, различные уровни власти пытаются использовать,
а по моему «примазаться» к нравственным идеалам семьи. Допустим, в Свер-
дловской области супругов, отметивших «Золотой юбилей» награждают ме-
далью с денежным призом. Конечно, это не плохо, но зачастую такие актив-
ные меры со стороны Правительства области носят политический оттенок.
В первые дни Великой отечественной войны Сталин обратился к своим граж-
данам используя семейную риторику: « Дорогие братья и сёстры…». Явно
решил «закрепиться» нравственными ценностями семьи, которые он в три-
дцатые годы планомерно уничтожал. Крайняя лживость и аморальность со
стороны руководителя государства. Именно по этой причине так много со-
ветских солдат сдавалось в плен, если сравнивать эти показатели с Первой
мировой войной, то цифры разнятся на три порядка. Ответ прост: нельзя
было уничтожать высший моральный авторитет населения - семью! Под
нравственные ценности семьи «играют» и служители Церкви, они
себя называют: батюшками, а их жен называют прихожане: матушками.
Если служители Церкви обращаются к своей пастве, то не иначе как:
братья и сестры. Ведь можно было сказать: дорогие прихожане, христиане,
ан нет! - нет той сердечной теплоты.
Как много средства массовой информации пишут, вещают о государст-
венной, региональной и муниципальной властях и совершенно нет слов
о власти родителей. Власть родителей наиболее приближена к человеку;
она самая добрая, чистая, светлая. Китайцы – жених и невеста, перед заклю-
чением семейного союза идут на могилы предков и испрашивают их разре-
шения, то есть и «с того света» родители имеют на нас влияние. Объяснить
это нравами, традициями, особым китайским менталитетом нельзя. Возмож-
но, святое чувство к предкам, особая преданность семье,
позволила китайцам достичь 1.5 миллиардной численности, не смотря на различного
вида реформы, некоторые из них были античеловеческие. Из сказанного
можно утвердительно сказать: самая хорошая власть – это власть родителей,
а самая «плохая» - это верховная власть, которая отдалена от человека.
Власть родителей не имеет корысти, а вот государственная и муниципальная
без этой «приправы» жить не может.
4. СЕМЬИ - СУРРОГАТЫ
Под этот, в какой – то степени искусственный термин, попадают «семьи»,
кои никаким образом, даже приблизительно не отвечают нашему опре-
делению, которое дано во введении. Вначале перечислим их, хотя описывать
подробно их деятельность, нравственные устои и т.д. не будем, хотя опреде-
лённые комментарии дадим: 1. Монашество. 2. Банд – группы. 3. Однополые браки.
4. Масонство 5. Воинское братство. 6. Родо – племенные организации.
Можно ли назвать молитвенное служение людей одного пола Богу братст-
вом, которое черпает этическую привлекательность из семьи,- конечно, нет.
Хотя монашество и несет определённую духовность, но можно ли вообще
обойтись без них? Можно. В протестанских странах ( Дания, Щвеция,
Англия, Норвегия и т.д.) нет монашества, а уровень жизни более высокий
чем в странах, где монашество имеется. В иудаизме так же нет монашес-
тва. Есть определённый резон в том, чтобы монастырское «братство»
называть сообществом людей, которые ведут молитвенное служение Богу,
хотя лично считаю: служить Богу надо через рождение и воспитание детей.
Бандитское сообщество, которое любит себя называть братаны или братки,
нацелено совершенно на иные цели, противоположные нормальной семье.
Поэтому, о какой семье в этом сообществе может быть речь, только сло-
весная риторика. Зато часто руководители мафиозной структуры любят
себя называть: папа, как Римский папа. Этот термин иногда используется
иронично: работники ряда предприятий называют своего шефа «за глаз»
папой.
Однополые браки, которые начали разрешать в ряде Западных стран, похо-
же пытаются « привить» и нашему сообществу, ведь не отринут категорично
Семейным Кодексом такой вид семьи. Конечно, по нашему определению,
это не семья – нравственная мразь. Если это болезнь? В таком случае надо
лечить и для этого есть все условия ( специалисты, препараты, психологи).
Масонство, тихое «братство» людей, которое добивается политического
влияния в мире, настроено на переуствойство мира на основе справедливости
и равенства. В духовном и интеллектуальном плане – это братство, но в
других аспектах определения семьи – ничто.
Воинское братство заслуживает такой яркий эпитет, ибо они – солдаты
защитили и детей и стариков от насилия. Только в этом случае оправдана
такая метафора. В случаях агрессии этого делать недопустимо, даже если
они честно исполняли воинский долг. Разве можно назвать солдат, которые
в 1968 году вошли на танках в Чехословакию воинским братством. Сложно.
Конечно, они жертвы политических решений руководства страны. Только
определенный характер воинских действий ( против насилия) допускает
моральное право использовать термин: братство.
Родо – племенные организации ещё очень сильны в некоторых регионах
Земного шара ( Африка, Кавказ, Афганистан, Латинская Америка). Они
Оказывают сильное влияние на политическую жизнь стран и тех регионов
где такие организации есть. Часто такие организации сотрудничают с
бандитскими или коррупционными объединениями. Цель этих формиро-
ваний – политическое и экономическое правление в том или ином регионе.
Так что тёплый эпитет: братство, совершенно к ним не относится.
5. СЕМЬЯ И СМЫСЛ ЖИЗНИ
Каждому человеку почему очень важно понять смысл жизни. Он посто-
янно задаёт себе вопрос: « Зачем я родился? Что я призван сделать в мире?
И вообще: имеет ли жизнь какой – то смысл?» Конечно, эти вопросы муча-
ют человека не ежедневно, ибо проза жизни: работа, учёба, политика и т.д.,
забивают сознание. Некоторые отмахиваются от этих вопросов, считая их
неразрешимыми; они предпочитают просто «устраиваться в жизни», так как
смерть одинаково приходит ко всем. Примерно так рассуждает предприни-
матель, представитель среднего класса и просто нищий человек, проститутка.
Между тем, каждый из них мечтает создать нормальную семью, ибо при
всех вопросах о смысле жизни, они имманентно осознают: семья – это не
только «спокойная гавань» где можно отдохнуть от тяжёлых повседневных
хлопот, но и что – то более важное и ценное. Они реально понимают: через
семью происходит не только самореализация, духовный, творческий рост,
но и реально обретается смысл жизни. Трудно отразить словами: почему
основная масса людей ( на уровне интуиции) желает создать семью? Об
этом думает проститутка, гей, лезбианка, олигарх, президент и т.д. Все они
видят: семья наполнена воплощением и смыслом жизни, ибо после смерти
жизнь родителей будет продолжаться в памяти детей и внуков. Такой идеал
семьи всем дорог. По этой причине различным категориям людей и сооб-
ществ так нравиться «облачаться» в семейные одежды ( гомосексуалисты,
бандиты, служители Церкви и т.д.).
Сегодня есть определённый кризис семьи ( половина семей распадается),
но тем не менее, после распада мужчины или женщины вновь создают
семьи. На помощь этому пришли средства массовой информации. Огром-
ный рейтинг у телепередачи «Давай поженимся!». Откровенно говоря:
« Шоу на идеале семьи с пошловатым налётом». Серьёзный разговор о
семье бывает только на канале «Культура», а вот газета «Семья» сейчас
явно «пожелтела». И всё же кризис семьи в настоящее время не смог
затуманить светлый идеал семьи, он всегда будет привлекателен и необхо-
дим человеку для реализации настоящего смысла жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Семейный Кодекс Российской Федерации от 1995 года с дополнениями.
2. В. Петрухин «Мифы финно – угров» М.Астрель АСТ Транзиткнига, 2005
3. М.Косарев «Основы языческого миропонимания» М. Ладога, 2003
4. И.Андреев «Происхождение человека и общества» М.Мысль, 1982
5. Эдуард Шюре «Великие посвященные» Калуга. Типография Губернской
Земской Управы, 1914. (репринт)
6. Рафаэль Патай «Иудейская богиня» Екатеринбург. У-Фактория, 2005
7. С.Л. Франк «Духовные основы общества»М. Республика. 1992
8. Альфред Адлер «Воспитание детей. Взаимодействие полов» Ростов – на-
Дону Феникс, 1998
9.В.В.Розанов «Опавшие листья» М. Республика. 1995
10. Роберт Грейвс « Белая Богиня» Екатеринбург У-Фактория, 2005
11. К. Маркс и Ф.Энгельс «Избранные произведения», том 3, М. Издатель-
ство политической литературы, 1985
12. К.Лоренц «Оборотная сторона зеркала», М Республика, 2004
13. Л.Н.Толстой «Анна Каренина», «Крейцерова соната»
Свидетельство о публикации №213102700384