Глава II. Рукопись

- Эти книги - такие же, как и остальные. Они меня просто не интересуют.
В ваших  учебниках ничего нет. Ваша наука-это просто масса собранных фактов, кое-как скрепленных подобием Теории. Все это так невероятно просто, что вряд ли  достойно внимания. Меня интересует  ваша беллетристика,  переплетение  и взаимодействие человеческих побуждений  и чувств... - Он сделал неясный жест могучей рукой, подыскивая подходящее слово.
(Айзек Азимов «Три закона робототехники»)

1
Библиотека любого корабля полна электронных книг, содержащих знания, накопленные тысячелетиями на Земле. Нужно только набрать на клавиатуре классификатора область или отрасль, ввести ключевые слова для поиска, и готово. Однако самым неожиданным лотом библиотечного хранилища для всего экипажа стала рукопись, распечатанная на лазерном принтере, принадлежащая известному общественному деятелю прошлого столетия. Еще на Земле листки бумаги вложили в строгом порядке в пластиковые прозрачные файлики, иначе они давно превратились бы в труху. Почему эта рукопись весьма драматичного содержания оказалась на борту, никто толком не знает, но можно предположить, что это просто напоминание для жителей Земли, оторванных от родной планеты на долгие годы, о том, что все мы когда-то были её детьми, беззащитными и наивными. Сам же автор придавал очень большое значение той самой кризисной ситуации, собственно, именно этот дневник был самым растиражированным изданием в течение последних ста пятидесяти лет, а тут – рукописный самиздат!

На титульном листе более крупными буквами, чем всё остальное содержание, было набрано заглавие: Записи капитана линейного корабля «Неистовый» космического флота Солнечной системы Алекса Фримена. Через два-три интервала ниже сделана приписка: Сведения свободны для печати, не содержат закрытой или секретной информации. Рапорт по инциденту, имевшему место 21.12.2112, сдан в архив космофлота. Автор старался в сжатой форме описать события, которые, однако, были намного более объемными и по форме, и по содержанию, и публиковались впоследствии многими и неоднократно. Не только персональное участие Алекса Фримена в операции «ликвидаторов» и его общественная деятельность сделали этот отчёт таким популярным среди экипажа. Многие семьи землян ведут отсчёт своей истории от Великого Солнцестояния ХХI века. На каждом корабле есть потомки очевидцев первого события, перевернувшего и примирившего весь Земной шар, которые слышали подобные семейные предания. А пограничный флот Солнечной системы обязан своим «рождением» опасному противостоянию внутреннего и внешнего космоса в ХХII веке. Сложное пересечение линий судьбы с ходом повествования определило успех рукописи Алекса.

2
«Я торопился на празднование 100-летнего юбилея Воссоединения Земли с Содружеством Галактики. Таким же ясным днем в пределы Солнечной системы сто лет назад вошел звездолёт с посланниками Галактического парламента. Я тогда еще не родился, но мой дед был свидетелем тех событий. Он то и дело рассказывал мне в деталях, как все страны мира охватила паника, как сложно проходили переговоры всех уровней, и насколько трудно было людям Земли осмыслить и принять все факты, предоставленные нам обитателями иных миров. В том памятном году Земля стояла на грани очень серьёзного мирового конфликта, вызванного неверием граждан и подозрительностью политиков. Тогда глобальной катастрофы удалось избежать, благодаря инстинкту объединения перед лицом общего врага. К счастью для всех нас Галактические парламентарии не имели враждебных намерений, зато имели обширный запас инновационных знаний, внедрение которых продвинуло Земные технологии на тысячу лет вперёд. И именно в такой же день сто лет спустя произошли события не менее серьёзные по значимости, но гораздо более опасные. Сейчас я вынужден прерваться для выполнения моей миссии, продолжу позже, чтобы ничего не упустить… 
 
…Дед мой уже очень стар, он рассказывал эту историю миллион раз, и каждый раз начинал свой рассказ одними и теми же словами: «Они  вернулись к нам в тот день, когда Солнце как бы заново рождается из Галактического Лона». Затем, перемежая научные понятия с древними предсказаниями, старик повествовал о том, что земная ось «указывает на различные звезды», на Полярную звезду сейчас, на Альфу Дракона 5000 лет назад, а на Вегу 8000 лет спустя. Когда я смог достаточно осмысленно читать книги по астрономии, я узнал, что прецессионное движение ответственно за изменение местоположения равноденствий и солнцестояний. Древние астрономы открыли прецессионное движение по смещению созвездий и вычислили, что длина Цикла равна от 25600 до 26000 лет. Это означает, что Солнце, которое отмечает весеннее равноденствие, появляясь в созвездии Рыб, через 500 лет восходит в созвездии Водолея.

Пройдя через все двенадцать зодиакальных созвездий, примерно через 26000 лет Солнце снова восходит в созвездии Рыб. Зимнее Солнцестояние 21 декабря испокон веков праздновалось представителями человеческой расы как день рождения Солнца. Восход светила 21 декабря был подобен первичному восходу Солнца, и начало Нового Года было фактически празднованием начала Времени. Дата Зимнего Солнцестояния 21.12.2012 в календаре майя завершает 5200-летний цикл. В этот же день произошло редкое астрономическое событие, которое случается раз в 26000 лет. В 2012 году во время Зимнего Солнцестояния Солнце прошло через ось Центра Галактики. Это подобно последнему удару в полночь накануне Нового Года. На исходе 2012 года начался новый галактический год, длительностью в 26000 солнечных лет. Галактические Часы оказались в нулевой точке, начиная новый прецессионный цикл.

Астрономическое явление сопровождалось куда более интригующим «явлением», а точнее появлением, которое никто и никогда не пытался даже предположить, не говоря уж о предсказании (кроме туманных намёков Нострадамуса). В нулевой точке Галактических Часов сработал таймер, открывающий прямой проход от Центра Галактики Млечный Путь до нашей планетарной системы. Все астрономы Земли, следя за прохождением Солнца через ось Центра Галактики, увидели вспышку. Пока велись анализы и подсчеты, строились гипотезы и объяснения, вспыхнувшая «звезда» стремительно приближалась и принимала очертания, сильно отличающиеся от форм и размеров, известных Земным ученым небесных тел. За несколько часов объект как по лучу прошел через всю Солнечную систему и лёг в дрейф на дальней орбите Земли. Тогда-то и стало понятно, что это огромный инопланетный звездолет размерами сравнимый с астероидами или малыми планетами. Он благоразумно не стал приближаться к Земле, чтобы не вызвать своей массой гравитационных и геомагнитных возмущений.

Вся планета замерла в ожидании, как по команде замолкли выстрелы в очагах локальных конфликтов. Эфиры заполнились беспокойными переговорами политиков на всех доступных частотах. Не сговариваясь, всё население Земли почувствовало себя жителями муравейника, над которым какой-то великан занёс свой безжалостный сапог. Людям не дали достаточно времени, чтобы опомниться и предпринять какие-либо действия, так как пришельцы понимали, чем это грозит планете. От звездолета-гиганта отделились тысячи, как всем показалось, каплевидных летательных аппаратов и направились по различным траекториям во все уголки мира. Одновременно с гулом голосов, истерически вещающих о вторжении, в эфире послышались ритмичные мелодичные звуки настройки, за которыми последовали короткие фразы на всех языках Земных народов поочередно. Слова были самыми простыми для понимания, ни капли пафоса, но, несомненно, они содержали некие гипнотизирующие и зомбирующие элементы для успокоения «мурашек»: «Мы возвращаем вам Галактику, мы возвращаем вас Галактике»…

Ранним утром 21.12.2112 было морозно и солнечно на нашей широте. Покрытые инеем ветви вековых деревьев, сплошной стеной окружающих здание Академии Наук, были похожи на руки сказочных великанов, предупреждающих путников о присутствии стражей. Чтобы увидеть полностью гигантский купол, пожалуй, пришлось бы подняться на высоту птичьего полета. Оттуда он был похож  на каплю кристально чистой росы, покрытую цельнометаллической паутиной. Подлетая к Академии Наук, я был почти ослеплен миллионами бликов, играющих на металле и хрустале конструкции здания. Парковочная площадка была забита до отказа разнокалиберными средствами передвижения, так что я едва нашел местечко, чтобы приземлить свой гравикар. День, похоже, действительно будет иметь галактическое значение для  всех обитателей Большой Конфедерации. Гравикар мягко и бесшумно завис над стартовой площадкой. Приборы снова "нестандартно" отклонились в момент касания. В который раз я подумал, что этим стоит заняться всерьез. Может быть сегодня? Я настроил преобразователь энергии, направил его на место отклонения и увидел на экране смутные очертания, напоминающие животное... Не может быть, неужели останки динозавра? Ненайденный экземпляр - это же Галактическая сенсация!!!  Я начал сумбурный доклад о происшествии в Центр, но в это время тревога наивысшего уровня прервала связь. Взглянув в небо, я увидел некую звезду. Она была намного меньше солнца, но вчера в этом месте ее точно не было. Комета? Я срочно поднял машину, чтобы присоединиться к отряду "ликвидаторов". Предстояла большая работа.

Ничего себе совпадение! На сегодняшнем утреннем заседании я собирался делать доклад о блуждающих небесных телах, которые в последние десятилетия наделали много шума в галактике, а тут сразу и динозавр, и комета! Времени на обдумывание ситуации осталось не так уж много, но мне невольно вспомнился доклад одного пилота, члена экипажа коммерческого звездолета. В последнем своем рейсе они наткнулись на планету, которая из обитаемой превратилась в безжизненную буквально за несколько часов. Экипаж корабля стал свидетелем последствий, не застав самого явления, но общая картина была ясна: некое небесное тело со значительной гравитацией "вынырнуло" неожиданно близко к планете. Из-за гравитационного коллапса часть атмосферы вместе с другими "незакрепленными" веществами и существами была затянута в космический пылесос. Жуткое зрелище - пустые города и деревни! Путешественникам попалась только одна полудохлая рыбина (!?) в луже посреди проселочной дороги (!?).

Обдумывая на лету будущий доклад, я включил суперфорсажный ускоритель. Нужно было догнать пелетон, и для защиты от перегрузок пришлось применить антигравитон, хоть его действие временно нарушает моторику тела, поэтому пилотирование я поручил автопилоту. Запросив Центр, я выяснял ситуацию. Первый вывод Комиссии был прост: блуждающая комета на гиперскоростях вошла Солнечную систему. Удивило одно: комета должна была пройти далеко от планеты, и Совет Конфедерации поначалу не стал объявлять 1-й уровень тревоги. Однако комета "изменяла" курс несколько раз. Пока спохватились, она успела пронестись мимо Урана и "сорвать" его с орбиты (хорошо, что отклонение не носило фатального характера). Это красноречиво говорило о сверхскорости тела, а значит и о его массе, на 2 порядка превышающей видимые размеры.

В голове одна за другой вспыхивали гипотезы. Вспомнились даже предсказания древнего провидца Нострадамуса о конце света и начале новой эпохи. Туманные зашифрованные послания потомкам имели некоторый смысл, когда я сопоставлял их с галактическим календарем. Действительно, после прохождения Солнцем через ось Центра Галактики в 2012 году, когда начался новый галактический год длительностью 26000 солнечных лет, картина мира на Земле сильно изменилась. После нулевой точки начался новый прецессионный цикл, который ознаменовался изменением направления Земной оси по отношению к другим объектам галактики Млечный Путь. Такие гравитационные и относительные возмущения возникали и прежде на рубеже так называемых "эпох", но человеческая раса слишком молода в космических масштабах, чтобы быть во всеоружии готовой к отражению тревожных ситуаций такого характера. Со временем космические возмущения улягутся, но, сколько миров от этого пострадает! 

Тем временем корабль замедлил движение, и я принял управление на себя, влившись в пелетон Большой Конфедерации. Мы шли боевыми порядками, похожими на журавлиные ключи. Общее количество машин приблизилось к полумиллиону, суммарная энергия в максимальной генерации сможет достичь десятка солнечных в годовом исчислении. "Пожалуй, достаточно"- подумал я, и в это время прошла команда на рассредоточение. Теперь счет шел на минуты. Мгновенно огромное тело ударной группировки рассыпалось в пространстве подобно ртутным каплям на плоскости, затем сконцентрировало более миллиона лучей в одной точке и в момент прохождения Тела через нее нарастило мощность. Ослепительный белый свет шаровой молнией километрового диаметра ткнулся в мощное защитное поле и вместо того, чтобы испепелить, озарил подлетающее Тело, и все увидели, что это неизвестный корабль, маскирующийся под бесформенную кометную глыбу. Пират? Не может быть, конфедерация давно не конфликтует с соседями. В этот миг пространство озарила вспышка.

Выстрел был явно предупредительным, так как промахнуться с такого расстояния никто не смог бы. Тем не менее, никого не задело, и почти одновременно ожили экраны внешней связи. Декодировщики молниеносно прогоняли колонки символов, подбирая перевод на Земной язык. Через несколько секунд я вместе с пилотами других кораблей читал текст послания незнакомого космического скитальца: "Не приближайтесь к нам! Наш корабль заражен! Мы захвачены в плен альтернативной формой жизни! Эти твари очень агрессивны и опасны! Нам нельзя приближаться к обитаемым мирам! Мы не знаем оружия против захватчиков! Те из нас, кто сталкивался и видел эту форму жизни, - все погибли! Мы ищем помощи, но вынуждены предупредить вас об опасности!" Итак, перед человечеством возникла еще одна смертельно опасная загадка!

Передо мной встала проблема, ведь я работал в отделе Субгалактической статистики и анализа. Все указывало на ложность посыла с Объекта. Холодный расчет подтверждал интуитивное ощущение. Объект, маскирующий свои реальные размеры, изменяющий траекторию в сторону приближения к цивилизационным единицам...  Не он ли поглощал наши дружественные планеты? Мысленно я присвоил ему код "Т-Конь". Зная, что через пять минут меня запросит Центр для Ответственного Голосования перед Нейтрализационным Пуском, я лихорадочно перебирал возможные варианты развития ситуации. Если форма жизни не белковая и не основана на принципе горения, то кислород не является доминирующей средой ИХ обитания... А что если ОНИ используют белок в качестве источника собственного синтеза? Даже если им для синтеза нужен азот или водород, нашей цивилизации конец. Но самый страшный вариант заключался в нейтринной форме жизни. Именно этого я и боялся. Т-Коню достаточно просто приблизиться вплотную к Земле и поглотить планету (на звезду пока ИХ энергии не хватит, но потом они могут замахнуться и на всю систему), переведя ее в антипространство, где разложить на межатомную энергию. Путаясь в догадках, я задумался о возможном контрударе. Ошибку допустить нельзя.

Управляемый синтез все еще до конца не давался нашим лабораториям, хоть стабилизационная фаза и равнялась уже нескольким неделям. Но потом случалась катастрофа, причем настолько серьезная, что Центр приходилось отстраивать заново. Однако энергия, получаемая от освобождения атомов, протонов и электронов простого леденца позволяла покрывать нужды пятимиллионного города в течение месяца и это постоянно вдохновляло. "Что же отвечать на запрос и как не ошибиться?" - думал я, ведь воздействие суперинтеграционного луча, направленного из более чем пятисот точек, на Объект антиматерии, может вызвать дестабилизирующие процессы по реактивной цепочке вплоть до центра нашей Вселенной. Понятно, что наша Звёздная система находится на краю Галактики, и Галактика – не последняя в глобальном масштабе Вселенной, но ответственность...

"Вас запрашивает секретная База Конфедерации! Всех допущенных  к связи прошу зарегистрироваться для голосования по инциденту № 1". Эта фраза означала, что без обсуждения десять человек из нашего пелетона сейчас решат судьбу Объекта, а может быть, и Человечества. Мысль о том, что альтернативная форма жизни из сообщения может породить некую эпидемию в Солнечной системе, если не в Галактике, не давала мне покоя. 
Навязчиво в висках стучали цитаты какого-то писания:

"...и Я увидел звезду, падшую с неба на Землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны:
Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма кладезя.
И из дыма вышла саранча на Землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы..."

Взрыв токсичного объекта такой массы и на такой скорости неминуемо дойдет до земной атмосферы. А что если это цель ИХ миссии? Тогда "Пятая труба Апокалипсиса" вступит в действие, учитывая, что косвенно четыре предыдущих уже протрубили за последние пятьдесят лет ХХ столетия».

3
Ту загадку решили. Ликвидаторам пришлось испробовать несколько видов излучений разной частоты и мощности, прежде чем захваченный корабль доложил об отсутствии активности со стороны «альтернативной формы жизни». Происшествие было занесено в анналы истории в соответствии с его значимостью, обозначив ещё один неспокойный рубеж веков – двадцать первого и двадцать второго. Радость победы для Алекса Фримена была омрачена известием о смерти деда. Многие старики, переступившие столетний возраст, не смогли пережить противостояния внутреннего и внешнего космоса из-за сильных геомагнитных возмущений и других отклонений в системе полей. Человечество в очередной раз осознало опасность, грозившую Земле, и создало мощный аппарат защиты от внешних врагов. С тех пор окрестности солнечной системы постоянно патрулируют пограничные катера с базами на лунах Нептуна и Плутона.

Динозавра нашли в самом неожиданном, как для людей, так и для ящера, месте. Всем казалось, что на Земле не может быть таких загадок, так как все недра перекопаны и изучены многократно. Но, однако, именно тот экземпляр, последний из найденных, лучше всех сохранился, мумифицированный в пластах окаменелостей. После возвращения из похода Алекс Фримен передал рапорт о гигантском животном под посадочной площадкой Академии Наук в эту же Академию Наук, и там незамедлительно организовали раскопки.

Автор рукописи сделал свой доклад и обосновал необходимость активного исследования космоса. С тех пор экспедиции снаряжались одна за другой, и чем совершеннее становились земные технологии, тем дальше от своей планеты оказывались исследователи. Работа в космосе давно стала обыденным делом.

Сейчас будет остановка на космобазе для короткого «отдыха» и получения индивидуальных заданий и маршрутов. Эта перевалочная база устроена на отдаленном от Солнечной системы астероиде, рожденном взрывом сверхновой. Только два таких астероида, каждый поперечником примерно в километр, когда-то в незапамятные времена столкнулись с нашей планетой – и каждый из них был черным алмазом, рассыпавшимся на миллионы частей. В середине шестнадцатого столетия один из таких камней был назван в Бразилии португальским словом «карбонадо» – угольный. Уж несколько веков известно, что черные алмазы – это осколки космических пришельцев, когда ученые Земли обнаружили в черных алмазах присутствие таких соединений титана и азота, какие можно найти только в метеоритах, а азот и водород – это микроэлементы, которые однозначно говорят о внеземном происхождении карбонадо. В конце двадцатого века люди узнали, что небо золотое, что в космосе гуляют гигантские золотые прииски – опять же в виде астероидов. Стало известно, что астероид Эрос, знаменитый тем, что на него совершил мягкую посадку космический зонд NEAR, содержит в себе столько золота, что, будь оно наше, мировая экономика мгновенно бы рухнула. Теперь выясняется, что это золото посыпано черными алмазиками километровой величины.
 
Большой астероид Корунд уже на расстоянии визуального контакта, площадки и купола космопорта кажутся вполне гостеприимными. Кого только здесь ни встретишь…


Рецензии