Связующая нить

               

Митрополит Феогност, грек, прибывший из Византии, как и митрополит Петр, усвоил те же великорусские политические тенденции, не стал связывать свою работу на ниве православия и укрепления русской государственности, с пребыванием в бо-гатой Твери, а вместе с великокняжеским боярством осел в Москве, чтобы продолжать объединительную работу, центром сделав Москву. Русь прошла через период распада и духовного обнищания. Каждый удел чувствовал себя могучим и независи-мым, даже тогда, когда признавали на словах власть великого князя. Особенно это касалось тех уделов, которые находились на окраинах государства. Там и духовенство начинало вести се-бя не по канонам  православия. Например, новгородские попы принимали западных вольнодумцев и часто выступали против канонического византийского православия. А что касается насе-ления удела, то дело доходило до того, что не нравился этот князь или установленный им порядок, оно могло свободно пе-рейти за несколько десятков верст в любое соседнее княжество и там чувствовать себя независимо. Единственной связующей нитью для всех людей русских в XIV веке оставалась право-славная вера. Всякий, кто исповедовал православие и признавал духовную власть русского митрополита, был своим, русским. И потому только православная церковь противостояла распаду Руси.

Русь под монголами была.
Распалась на уделы.
И слава в прошлое ушла,
И мощью ослабела.

И русский русского не чтит,-
Грызутся, как собаки,
Коль не ударит, так ворчит...
А чуть чего, до – драки!

И только колокольный звон,
Зовущий к храму, богу,
Их отрезвлял. И только он
Смирял их понемногу!

Не возродиться бы Руси,
Когда б не наша вера!
Врага ведь, сколько не проси,
Отпустит зла без меры!

Не будь учения Христа,
России не подняться,
Единой верою чиста,
Звала – объединяться!

Авторитет духовной власти был велик среди народа. Правосла-вие – это была душа Руси, а позднее – России.

Москва росла и крепла,
Тянулись люди к ней.
Русь поднялась из пепла,
И с каждым днем сильней!


Рецензии