Скрытые рычаги власти

        Продолжателем политики Киприана был митрополит Фо-тий, грек. Подчинение великокняжеской власти митрополиту имело большое значение для великого князя. Церковь была не только носительницей духовности, мирской силы, но обладала огромными земельными участками, большими денежными средствами. Отношения между митрополитом и великим князем закреплялись уставной грамотой, документом, похожим на со-временный договор. Уставная грамота обеспечивает самостоя-тельность митрополичьего суда и управления, выступление  митрополичьих бояр и слуг в поход под командой митрополичьего воеводы только в тех случаях, когда сам великий князь лично выступал во главе всей рати великого княжения. Была внесена в ту грамоту и гарантия монастырских вотчин:
«В села пошлые монастырские великому князю не всылать ни по каким делам агентов своей власти, не судить их населения – ведают и судят их игумены, а при смесном суде судебный доход делится пополам между великокняжеским и монастырским су-дьями.»
    Но это были гарантии только тем монастырям, которые были определены как «извечные митрополичьи». Ведь свои монасты-ри были и у владык-епископов, и у князей.
Даже в период наибольшей самостоятельности русской митро-полии, как это было при митрополите Фотии, в непосредствен-ной зависимости от великого князя находились те, которые вла-дели землей  по жалованной грамоте князя. Эти жалованные земли под церковь и монастыри определяли политическую власть князя над их владельцами. И чем сильнее становилась митрополичья власть, тем более такие владельцы тянулись под крыло князя. Он выступал  в роли защитника церквей и мона-стырей от налогов и поборов митрополита.

Великий князь не бунтовал,
Он власть терпел митрополита.
Тот внешне властью обладал,
А князь владеет ею скрыто.

Земля церквей, монастырей
Пожалована князем,
По грамоте владеют ей,
Вот – видимые связи

И князю платится налог,
Какой назначит князь.
И подведя тому итог,
Вторую видим связь.

Подчинены его суду, -
Крепки мирские связи,
И дуют не в свою дуду,
А в ту, что нужно князю.

И церковь защищает князь
От Фотия поборов.
Нащупана и третья связь –
Причины нет для.споров!


Рецензии