Скрытые рычаги власти
«В села пошлые монастырские великому князю не всылать ни по каким делам агентов своей власти, не судить их населения – ведают и судят их игумены, а при смесном суде судебный доход делится пополам между великокняжеским и монастырским су-дьями.»
Но это были гарантии только тем монастырям, которые были определены как «извечные митрополичьи». Ведь свои монасты-ри были и у владык-епископов, и у князей.
Даже в период наибольшей самостоятельности русской митро-полии, как это было при митрополите Фотии, в непосредствен-ной зависимости от великого князя находились те, которые вла-дели землей по жалованной грамоте князя. Эти жалованные земли под церковь и монастыри определяли политическую власть князя над их владельцами. И чем сильнее становилась митрополичья власть, тем более такие владельцы тянулись под крыло князя. Он выступал в роли защитника церквей и мона-стырей от налогов и поборов митрополита.
Великий князь не бунтовал,
Он власть терпел митрополита.
Тот внешне властью обладал,
А князь владеет ею скрыто.
Земля церквей, монастырей
Пожалована князем,
По грамоте владеют ей,
Вот – видимые связи
И князю платится налог,
Какой назначит князь.
И подведя тому итог,
Вторую видим связь.
Подчинены его суду, -
Крепки мирские связи,
И дуют не в свою дуду,
А в ту, что нужно князю.
И церковь защищает князь
От Фотия поборов.
Нащупана и третья связь –
Причины нет для.споров!
Свидетельство о публикации №213102700571