Ночные красавцы. Золотое кольцо 2010

               
 Я, может быть, повторюсь, но в природе часто случается так, что после значительного перерыва, спустя много лет по неизвестным для нас причинам вдруг резко возрастает численность тех или иных насекомых. Так помню, что в начале шестидесятых годов несколько лет подряд наблюдалась большое количество майских жуков и жуков июньских, несколько меньших по сравнению с майскими, но теперь эти жуки в наших местах встречаются очень редко. Эти насекомые тогда относились к категории «вредных», не знаю, может быть, и сейчас их считают такими же, но какое для нас в детстве было счастье поймать тогда здоровенного майского жука и понаблюдать, как он, поджав лапки и усики, притворяется мертвым, чтобы затем совершенно неожиданно раскрыть крылья и, жужжа улететь!
 Еще помню, что  в тоже время однажды летом в августе мы наблюдали громадное количество бабочек непарного шелкопряда – их было настолько много, что казалось, с деревьев, растущих в деревне, падают и кружатся маленькие лимонные и белые листья.  И вот в августе 2002 года  совершенно неожиданно мы обнаружили, что вечером на даче над нашим цветником вьются крупные желтовато-коричневые мотыльки, каких мы раньше не видели, правда, их было не очень много – всего около десяти штук.
Спустя несколько дней, мы долго сидели вечером на лавочке – был теплый замечательный вечер, уходить от которого домой просто не хотелось, но все же наступила ночь и моя семья пошла домой, а я решил напоследок пройтись по дорожке и еще хоть пять минут постоять под яблонями и послушать тишину.
 Вечер был очень тих – никакого дуновенья ветерка. Но, прислушавшись, можно было услышать, как под горой журчит обмелевшая в тот год река, как далеко в небе гудит пролетающий самолет, увидеть его огни и светящийся в лучах давно зашедшего солнца инверсионный след от работы двигателей, услышать как, шурша, падают яблоки.… А вот с Волги послышался шум от проходящего пассажирского теплохода, а спустя пару минут стали слышны и танцевальные мелодии, скоро и сам теплоход, сияя огнями, показался, чтобы скоро исчезнуть из поля зрения, - и опять тихо в этом  ночном мире под куполом неба, усыпанного теплыми августовскими звездами.
Но что за жужжание слышится со стороны белых душистых флоксов, белеющих в темноте подобно постеленной простыни? Я пригляделся и увидел, что какое-то крупное насекомое вьется над шапками цветов. Боясь, что это неведомое насекомое улетит, я осторожно, чтобы не повредить аккуратно поймал его ладонями и, не раскрывая их, пошел показать родным, еще сидящим на веранде у телевизора.
 Подойдя к крыльцу, я увидал свою жену, с интересом рассматривающую что-то сидящее на окне, и, желая удивить, я сказал ей, что сейчас покажу что-то необычное, и затем осторожно раскрыл ладони.  Мотылек, пойманный мной, был не только просто очень красив, но и был очень крупным, по крайней мере, крупнее раза в два, тех замечательных мотыльков, виденных нами в этом году. И каково же было мое изумление, когда жена предложила мне взглянуть на окно крыльца. Там на занавеске сидел великолепный экземпляр бражника размером около десяти сантиметров в длину с толстым (с мой указательный палец) брюшком и крыльями, похожими на хвост рыбы! Такого красавца никто из нас не видел!
 Пойманный мной мотылек казался маленьким по сравнению с ним. Мы довольно долго любовались этими двумя экземплярами редких насекомых, но все же надо было идти спать и нам пришлось выпустить обоих насекомых в темноту августовской ночи.
 Следует добавить то немаловажное обстоятельство, что насекомые все же не птицы и прилететь из других мест, расположенных южнее, сами не могут - для их развития, чтобы стать «взрослыми» требуется целый цикл, включающий в себя стадии яичек, гусеницы, куколки и только потом насекомое появляется в виде, завершающем их развитие. Отсюда следует, что данные насекомые постоянно живут в нашей местности, но, к сожалению, в очень ограниченном количестве. Как исключение вполне возможен вариант, что взрослые особи этих насекомых были принесены сильными ветрами из других мест и затем, отложили в нашей местности яички, которые, попав в благоприятные условия, продолжили свое развитие.
 Отмечу, что в 2008 году также наблюдалось увеличение численности крупных мотыльков, а однажды вечером мне снова посчастливилось видеть летающего бражника, но в этот раз я решил его не ловить, и только наблюдал с близи, с расстояния около полуметра, его вечерний полет.


Рецензии