Из Углича в Волгоград

В дореволюционной России молодых людей по достижении совершеннолетия обязательно отправляли в путешествие по Волге. Начиналось оно обычно от ее истока в Тверской области и заканчивалось в устье в Астраханской области. Считалось, что так молодежь лучше знакомится со своей Родиной, узнает, какие народы в ней живут, какие существуют обычаи и традиции на ее территории. И вообще - какова она провинциальная российская  жизнь.
В 2013 году мне посчастливилось проехать часть этого длинного  пути - от Углича до Волгограда.  Об этом путешествии я и хочу сейчас рассказать.
Удивительно, но Волга в этот раз на всем протяжении была практически безлюдна. Исключение, конечно, составляли акватории около Самары и Нижнего Новгорода. А так только кое-где встречались лодки рыбаков, качающиеся на волнах, редкие грузовозы и белоснежные туристические теплоходы, такие же, как наш.  Что интересно, наш теплоход никогда не шел в одиночку. Его рядом всегда сопровождал такой же туристический собрат, только вот названия у него менялись. Не знаю, было это случайно, или теперь так у них заведено, но и в шлюзы мы заходили обычно парами, и к городам подходили так же.
Еще было очень заметно, что на борту теплохода много пенсионеров. И было их уж точно больше половины. Скорей всего, такой отдых подходил им и по деньгам, и тем, что здесь они вспоминали свою молодость, когда в советское время плавали этим маршрутом. Да и просто ритм жизни на борту был для них вполне подходящий, и погода соответствующая. Кто-то ехал в одиночестве, кто-то с внуками, но практически все пенсионеры вечером спешили на палубу, заслышав звуки аккордеона. И тогда там начинали звучать песни, известные им еще с дней молодости.
Были, конечно, на борту и несколько влюбленных пар, старавшиеся уединиться, и родители с детьми, но таких было немного. Наверное, такие категории отдыхающих, в основном, находятся летом где-то в заморских краях.
Но лично мне было очень интересно посетить малые города, в которых иным способом я вряд ли когда-нибудь побывала бы. Козьмодемьянск, Мариинский посад, Ростов Великий, Мышкин, Плес, Городец, Углич, Балаково, Камышин... Часть из них уже хорошо знакома путешествующим по нашей стране людям, а часть становится известной только сейчас. Но везде заметно, что местные жители прекрасно понимают, что в наше время все зависит от них самих. Будут они шевелиться, и будет тогда что-то меняться в их городе. Поэтому музеи, которые там есть, везде приводят в порядок, да и новые еще открывают. Придумывают разные фестивали, и даже театральные представления у теплоходов разыгрывают. То есть туристам демонстрируют здесь каждую свою достопримечательность, и все, чем можно только удивить, обязательно показывают.
Словом, жизнь в малых городах бьет ключом! Что, к сожалению, нельзя сказать про города большие. Там все экскурсии из года в год практически не меняются, притом везде обращает на себя внимание то, что многое в этих городах уже давно надо отремонтировать, переложить асфальт, отреставрировать здания, да просто навести везде элементарный порядок. Экскурсоводы в этих городах обязательно упоминают приближающийся Чемпионат мира по футболу - 2018. Вся надежда у жителей теперь только на него и на то, что городам дадут деньги! Когда это говорят в одном городе, эти слова как-то мимо проходят, но когда в каждом об этом твердят, то, естественно, наводят на размышления. Самара, Нижний Новгород, Волгоград ждут деньги, как из печки пирога, а Ярославль переживает, что им ничего не перепадет.
Также путь наш в этот раз лежал через национальные республики – Чувашию, Мари Эл и Татарстан. И посещение их тоже заставило задуматься, потому что в них очень чувствуется особый мир, который где-то даже недоступен для жителей центральных областей России. И хотя в чувашских и марийских городах много церквей, но, посетив их музеи, явно ощущаешь, что в здешних краях присутствует не только православие, но и что-то  еще другое. Тут неразрывна связь с природой, с лесом, с деревьями, с духами предков. В их вышивках, украшениях, национальной одежде столько всего зашифровано, что за одну поездку уж точно не разгадаешь! Жители республик, конечно, везде очень дружелюбны, но тайны свои особо приезжим не раскрывают, что делает их еще более притягательными.
А Казань, столица Татарстана, так вообще из-за Универсиады стала звездой Поволжья. Город приведен в идеальный порядок, да и с экскурсиями здесь тоже неплохо – их на теплоходе предлагали даже на выбор. То есть чувствуется, что в столицах этих республик приятно жить, а местные города интересно посещать.
Еще было очень удивительно, что во время всего путешествия часто упоминался Василий Иванович Чапаев. Уж почти прошел век с того времени, когда он жил на свете, а до сих пор не забыт в народе. В Чебоксарах мы видели памятник Чапаеву на высоком красном постаменте. Оказывается, он тут родился, и здесь есть его музей. Также есть ему памятник и в Самаре. В городе Балаково Саратовской области, оказывается, тоже есть его музей. Удивительно, что, сколько времени минуло с Гражданской войны, а Чапаев как был героем для всех нас, так и остался. Что и говорить, таким, наверное, и должен быть настоящий герой! На века!
А сама Волга, конечно, была очень красива, как и окружающая её природа. У меня вызывали восхищение ее бескрайние водохранилища и, конечно, ее длина, тем более, когда начинаешь ее по-настоящему представлять, съездив по ней сверху вниз и обратно. «Издалека долго течет река Волга!» - для меня эти слова теперь просто обрели реальный смысл. Причем в верховьях река, естественно, намного уже, чем в низовьях, что тоже обращает на себя внимание, и говорят, что раньше около Углича её даже переходили вброд.
Также в этом путешествии я впервые увидела памятник самой реке Волге. У меня с детских лет имелась косынка, которую была куплена давным-давно на туристическом пароходе. Когда-то у нее был даже прозрачный козырёк, который сейчас не сохранился. И вот на ней изображены знаки волжских городов – казанский кремль, нижегородский олень, ярославский медведь и всякие другие. Также там была нарисована женщина с вытянутой рукой, и только теперь я узнала, что она символизирует нашу Волгу и возвышается около Рыбинска, а вокруг её подола вьётся чайка.
А речной промежуток от Костромы до Ярославля вообще своеобразный. Там по берегам находится очень много церквей. Едешь и видишь, тут среди деревьев пятиглавый храм и высокая колокольня, через несколько сот метров то же самое, потом опять то же самое и так по обоим берегам бесконечно. И почему-то эти храм и колокольня мне сразу напомнили два рядом стоящих дерева – березу и ель. Не знаю уж, почему, но это так. Потом появилось другое сравнение - пятиглавая широкая церковь для меня как бы символизировала Кострому, а высокая стройная колокольня – Ярославль. И всё это как-то неразрывно связалось, что стало одним целым. И это было очень здорово!
Иногда, конечно, на реке попадались храмы, скажем так, другого проекта, но они были редки. В городах тоже встречалось некоторое разнообразие, или если теплоход миновал монастырь, то впечатление от него надолго оставались в памяти. Например, таким был в Ярославской области Толгский монастырь. Там одна церковь с маленькими луковками чего только стоит! Увидишь ее - никогда не забудешь! Но, в основном, по берегам все время были видны пятиглавые храмы и высокие колокольни, и их там огромное количество. Где-то они были очень ухоженные, разукрашенные, а где-то совсем забытые, разрушенные, с деревьями на крыше и погнутыми крестами, хотя практически везде рядом с ними стояли дома, в которых жили люди, но видно люди эти разные, друг на друга не похожие.
Ещё говорят, что если раньше в Ярославле начинали звонить, то звон подхватывала соседняя колокольня, и так звук долетал до Костромы. Также и, наоборот, в Костроме начинали, в Ярославле слышно было. Потрясающие, наверное, у людей были ощущения - звон плыл по реке! Как жаль, что я уже никогда ничего подобного не услышу и не увижу! Как жаль! «Вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он…»
Зато в это свое путешествие я наслушалась много духовной музыки. В Ярославле, Угличе, Мышкине и Городце для туристов пели местные коллективы, состоящие из молодых мужчин. Также они исполняли и русские народные песни. Например, такую песню, как «Вниз по матушке по Волге» я услышала даже в двух городах. Еще во всех волжских городах продавались картины, на которых были изображены местные достопримечательности, и всевозможные сувениры, например, из дерева и бересты. Также везде было очень много изделий из льна. Я даже не представляла, что они могут быть такими красивыми. И, конечно, нам постоянно встречались поделки из ситца, куда уж без них! Всё-таки в России живём!
Так, ну что ещё сейчас вспоминается? Например, то, что в городах рядом с известными старинными зданиями стояли палатки, где можно было взять на прокат одежду, имитирующую ту, в которой ходили давным-давно здешние жители, и в ней сфотографироваться. Это очень нравилось не только иностранцам, но и нашим туристам. Также повсеместно продавали квас и местную минеральную воду. Притом они были холодные, что в такую жару было очень славно. Например, в Нижнем Новгороде была очень вкусная водичка «Сарово». Кстати, мороженое в этом городе тоже было замечательным. Его продавали на вес в вафельных рожках. Я ела сначала «Экзотик» с апельсинами, а потом другой сорт - с грецкими орехами и кленовым сиропом. Вообще было очень много разных видов мороженого, в частности, даже «Арбузное», но попробовать их все я не успела. Также вкусное мороженое было и в Самаре! А особенно меня удивил там коктейль с голубым сиропом на набережной.
Вот и всё! Одним словом, съездила я в знатное путешествие на Русь! Побывала и в семнадцатом веке, и в восемнадцатом, и в девятнадцатом, и в двадцатом! И остались у меня незабываемые впечатления! Но хочется добавить еще кое-что.
Во-первых, отдых на пароходе, плывущем по Волге, как я поняла, это какой-то очень русский вид отдыха. Потому что утром народ везут по монастырям и храмам, где все ставят свечки и думают о высоком, а потом с обеда большинство этих же людей начинает пить пиво и веселиться всеми возможными способами, чтобы на следующий день опять с утра ехать и ставить свечки.
Во-вторых, я, наконец, поняла, как прекрасны храмы, построенные из красного кирпича. Точнее, раньше я к ним как-то равнодушно относилась, но в этот раз что-то во мне дрогнуло, потому что невозможно разделить русскую историю и красный цвет, символизирующий как несравнимую красоту, так и алую кровь, которой чересчур много пролилось у нас на Руси. И эта связь мне стала понятной на каком-то подсознательном уровне.
В-третьих, я совершила в этот раз путешествие не только вверх по Волге, не только в прошлые века, но и внутрь себя к тем русским корням, которые есть во мне. И мне стало ясно, что я люблю бывать в храмах, потому что там я чувствую русскую культуру. А если это ещё и старинная церковь, то в ней как бы присутствуют тени тех русских людей, которые здесь давным-давно молились, и частичка души которых здесь осталась. То есть когда я прихожу в храм, то прихожу к Богу и русскому духу, и они дают мне силы жить дальше!
В-четвертых, я поняла, что моя жизнь во время путешествия на теплоходе разительно отличалась от обычной жизни тем, что я тут практически ежедневно бывала в церкви, и часто не в одной. Просто так уж было построена в городах экскурсионная  программа, что в нее обязательно входило посещение храмов. И это, конечно, настраивало на определенный лад.
В-пятых, путешествуя по реке, я каждый день смотрела на красавицу Волгу, на леса по ее берегам, на скалы, обрывы, города и поселки. Притом несколько раз наш теплоход проходил через шлюзы, и я с интересом рассматривала эти гигантские сооружения вблизи. Не раз на палубе я встречала рассветы и провожала закаты. И от этого я все больше убеждалась, какая наша страна огромная, и как здесь величественно и красиво! И с гордостью и радостью я понимала, что все это моя Родина, моя Россия!
Кстати, моими соседями на теплоходе были жители сибирских и уральских областей. Выяснилось, что сейчас многие туристические фирмы из волжских городов приглашают их, чтобы они, познакомившись с местными достопримечательностями, совершили затем от них путешествие по Волге. Потому что, оказывается, волжский круиз - это здорово! Волга - это бренд! И увидеть эту реку вблизи хочет очень много людей. А тем, кто живет на волжских берегах, вообще можно только позавидовать, потому что они могут ее видеть практически каждый день.
Ну, а, в-шестых, в каждом городе экскурсоводы рассказывали нам историю конкретного населенного пункта, но как-то так выходило, что из их рассказов мы узнавали новые подробности истории всей страны, притом как бы заново ее еще и повторяли.
Причем часто в рассказах упоминались Екатерина Великая, Петр Первый и Иван Грозный. Получалось, что в прошлом указы этих государственных деятелей практически везде что-то кардинально меняли, отчего их имена и вписались в местные хроники. 
Также в каждом городе мы видели памятники людям, о которых нам так душевно рассказывали, что без волнения было невозможно слушать, потому что очень чувствовалось личное отношение к ним.
Еще нам везде обязательно показывали храмы, разрушенные после Революции и сейчас восстановленные. И получалось, что пока мы несколько часов находились на экскурсии в населенном пункте, у нас перед глазами проходило и далекое прошлое, и Гражданская война, и годы репрессий, и Великая Отечественная война, и советское время.
И, что интересно, когда нам все это рассказывали, мы ясно понимали, о ком или о чем идет речь. Потому что царей этих и вождей мы легко могли себе представить внешне, а о годах испытаний, выпавших на долю России, вообще все в нашей стране книги читали или фильмы смотрели. А уж 90-е годы 20 века с жизнью многих людей напрямую связаны, и их так просто не забыть!
То есть получается, что на экскурсиях нам говорили об известных личностях, а не о чужих королях и султанах, как обычно бывает в других странах. Конечно, я вполне допускаю, что они тоже были выдающимися людьми, но так уж получилось, что раньше я о них никогда не слышала и, скорее всего, на следующий день их имена напрочь забуду и больше уже не вспомню.
А тут на Волге все было конкретно! Петр Первый – так я его памятник в Петербурге не раз видела и не один! Иван Грозный – кто же про него кино не смотрел! Екатерина Великая - вообще как родная, даже кукла теперь такая есть! Словом, история своей страны – это что-то очень знакомое с детства, со школы.
И еще. Когда перед глазами за короткое время проходит жизнь не одного города, а нескольких, то легко замечаешь, как много в них общего. А, значит, так и твоя жизнь соединяется с жизнью твоей страны, и ты такой же, как и многие другие. И, как сказал один советский поэт, получается, что «мой труд вливается в труд моей республики»!
То есть, хочешь этого или нет, но складывается некая система координат, в которой одна ось – временная,  а другая – пространственная. И вот в ней, путешествуя по Волге, я и определяю свое сегодняшнее место, что вообще-то впечатляет. А от немалых промежутков на этих двух осях у меня где-то даже дух захватывает. 
Но, конечно, может, возникнуть вопрос, а зачем вообще знать историю своей страны и близко ее чувствовать? Зачем интересоваться тем, какие народы живут рядом? Ведь так просто сказать себе - я сам по себе, и никто мне не нужен. Но, к сожалению, у всех наступает время, когда приходится подводить итог своей жизни. И, хочешь ты этого или нет, но все равно появляются вопросы, на которые пытаешься найти ответы. Кто же я все-таки на этой земле? Какие у меня корни? Откуда я? Какая жизнь мной прожита? Почему все так, а не иначе?
Конечно, если на отдыхе стоит цель - полностью обо всем забыть и «отключить» голову, то лучше ехать в другие страны и слушать там о неизвестных правителях или вообще не ходить на экскурсии, а только отдыхать, купаясь и лежа на солнышке. Я тут не об этом.  Просто, когда находишься в своем родном городе, то думать о своей стране, о ее прошлом и будущем некогда. Работа, семья, быт совсем не оставляют на это времени. А тут  на теплоходе свободного времени хоть отбавляй - смотри себе часами на воду, на облака и думай, думай, думай …
То есть получается, что  в таком путешествии по Волге ты вырываешься из бесконечного замкнутого круга «поработал-отдохнул, поработал-отдохнул», и вспоминаешь, что в твоей жизни есть еще что-то. Что, в конечно счете, и отличает тебя от, пардон, рабочей скотины или вьючного животного. Вот такие дела!


Рецензии