Ошибка иерарха
После гибели митрополита всея Руси Герасима некоторое время кафедра митрополитов оставалась свободной. Великий князь Московский Василий Васильевич решил посадить на ме-сто владыки рязанского епископа Иону. Для утверждения Иона отправился в Константинополь. Визит его был неудачен. Визан-тия испытывала давление с востока турок-сельджуков и стреми-лась заключить с Римом унию, чтобы использовать силы Запад-ной Европы для защиты от нашествия кочевников. Естественно, грекам хотелось видеть на престоле русских митрополитов своего человека. Им удалось заменить Иону иерархом греческим Исидором. Случилось это в 1437 году. Исидор стал делать все, чтобы замыслы Константинополя увенчались успехом. В 1438-1439 годах шла работа Ферраро-Флорентийского собора, на котором разбирался вопрос об объединении западной и восточной церквей. Митрополит Исидор не просто присутствовал на соборе, он активно проводил политику унии – единения церквей. Используя подкуп, шантаж, угрозу, папистам удалось подписать акт об унии. Подписал этот акт и митрополит Исидор. То, что вызвало радость в Константинополе, в Москве закончилось провалом. Вернувшись из Флоренции в Москву, Исидор начал служить литургию по новому образцу, вознося имя папы впереди имени патриарха и велел прочесть соборное повеление о состоявшейся унии. Делегация возмущенных прихожан направилась к Великому князю. Князь Василий не стерпел измены правосла-вию и велел заключить митрополита в тюрьму. Правда, вскоре Исидору удалось бежать из острога в Рим.
Флорентийско-феррарский собор.
Долго спорили, бились прелаты.
И казалось, не кончится спор,
Так горластыми были когда-то.
Церкви две, ну, а вера – одна.
Одна вера, да два господина.
И стратегия Рима видна:
Христианская церковь едина!
А за тактикой тянется след –
Путь решения самый простой:
Убеждений и разума нет,
Пытки, казни и пламень костров.
Были подкуп, насилье, шантаж;
Прибегали ко лжи и угрозам.
И желание власти – не блажь,
Не поэзия нужна, а проза!
На соборе том был Исидор,
Представитель Московской державы.
Грек решителен, в выводах – скор,
Стал на сторону левых, не правых.
Униатство не дало плодов,
Нет ни такта, ни нужного слова...
Литургию начал Исидор,
По указке из Рима, готовой.
Имя папы поставил он впредь,
Объявил и владычество Рима...
Богомольцы не стали терпеть-
Стал Исидор фигурой гонимой.
Заключен был Исидор в тюрьму,
А Москва жить под Римом не стала.
С той поры до сих пор никому
Не пришлось изменить путь державы!
Следует сказать в заключение, что сторонников церковного слияния с Западом на Руси было не мало, но большинство рус-ских людей, из всех сословий, держалось православной ориен-тации.
Да, византийский грек понять не мог,
Что к Западу Москве путь не указан.
Что на Руси звучит славянский слог.
Здесь папского не слушают указа!
Что случилось потом, после постыдного бегства митрополи-та Исидора, не имело аналогов после ее крещения. О том ниже:
Свидетельство о публикации №213102800543