Третий рим

               

     Иона, вслед за митрополитами Петром и Алексеем, стал  тре-тьим святым московским митрополитом. С этой поры пре-емство на митрополичьем престоле обходится, к немалому смущению местных строгих церковников, без обращения в Константинополь за патриаршим благословением. Вскоре появится в «обещательных грамотах» новопоставляемых епископов обязательство отнюдь не принимать на митрополию ставленников византийской патриархии. Преемство на московской кафедре определяется формально, либо благословением предшественником преемника. Так, Иона благословил Феодосия, а тот Филиппа. Духовная власть - подчинена светской. Была закончена эволюция зависимости всего сложного строя и состава русской церкви от мирской правительственной силы. Верховная власть Великороссии, приняв царский титул, стала в то положение относительно церкви, какое сложилось для всего православного Востока на византийской почве. Власть московских государей входит в церковь в облачении царского сана. На Русь перенесена  ви-зантийская идея о царе как главе «священной христианской по-литики», об органической необходимости царской власти для полноты церковного строя:
«Невозможно,- внушали византийцы своим русским ученикам, - христианам иметь церковь, а царя не иметь, ибо царство и цер-ковь находятся  в тесном единстве и общности и невозможно отделять их одно от другой».
   Московское царство приняло наследие Византии, павшей под ударом турецкой силы, и стало «третьим Римом», православ-ным царством, единственным во всей вселенной.

Путь духа труден, сложен, долог,
И так непроторенный путь...
Когда довлеет чувство долга,
Сквозь смерть приходиться идти.

Святая Русь прошла и это –
Небесной волею хранима.
Центр православия на свете,
Наследница второго Рима.


Рецензии