И запылали костры

               

        Вопросы веры в XVI веке имели большое значение, ибо внедрение чужого, несвойственного, сопровождалось безобра-зиями, произволом, насилием, массовыми убийствами. В Рос-сию такое мироощущение проникло под видом ереси «жидов-ствующих». Связь с иудаизмом здесь в самом начале была слишком сомнительна, Важно было, что возглавляющие цер-ковь лица были широко образованными людьми и  они нутром своим чувствовали потенциальную опасность ереси в будущем. Только нужно было выбрать форму борьбы. На Руси было два направления. Представители одного направления получили название «нестяжатели». Они отрицали возможность казни еретика, ссылаясь на то, что долг церкви – увещевать за-блудшего, поскольку Бог желает раскаяния грешного, а не его смерти. Возглавил это направление заволжский старец Нил Сорский. Его поддержал Вассиан Патрикеев. Нестяжатели говорили о том, что упорствующего еретика следует изолиро-вать, выслать за границу, но не насиловать совесть угрозой смерти. Противоположное направление, требующее уничтожения еретиков, возглавил Иосиф Волоцкий, почему сторонников его назвали «иосифляне», Они требовали введения западноевропейских методов казни еретиков – сожжения на костре. К сожалению, в споре победили вторые. И запылали костры по всей Руси во времена конца правления Ивана III.. Были сожжены многие вольнодумцы, крупные государственные чиновники. Подверглись наказанию невестка великого князя Елена Волошанка и его внук Дмитрий, умершие в тюрьме.

Война идет, и некогда следить,
Как молятся... Слова без смысла?
Настало время, можно и судить,
Как из писания крамола вышла!

Везде еретики, из разных стран,
Что говорят, и толком не поймешь,
Ну, одним словом – басурман,
Дави его – «ядрену вошь!»

Что значит, еретик?
Есть что-то общее, но он в него не входит!
Поют все величаво, а он – в крик!
Нет ничего, а он его находит!

Щепотью крестит лоб, иль снизу вверх,
А может, слева и направо...
Серьезны все, он поднимает смех!
Ну, значит одолел его лукавый!

Что делать с ним? Судом его судить?
В железа, да в тюрьму его упечь?
До смерти камнями побить?
Иль на костре, да при народе сжечь?

В душе кого-то – доброта,
Названье дали – «нестяжатели».
Другие – лед и глухота,
Волоцкого каратели.

Чтоб ересь победить,
Крутых сторонник мер:
Казнить, пытать, убить!
Чтоб был инакомыслящим пример!

Под псалмы душат, бьют и жгут,
С крестом, велеречивым слогом.
Невестка государя, его внук
В темнице умерли во славу Бога


Рецензии