Наши в Библиотеке Конгресса

 Ната приехала в Америку в 1999 году повидать друзей, подработать сиделкой и заодно найти материал для ее будущей диссертации о принципиально забытом в бывшем СССР писателе и художнике-модернисте Давиде Бурлюке. По иронии времен СССР сам Бурлюк с семьей, его архивы и почти все картины оказались в Америке.
Для начала надо было найти и почитать его статьи, которые Бурлюк печатал в русскоязычных газетах “Новый мир” и “Русский голос”, издававшихся в Нью-Йорке в 20-х годах. Где их искать? Конечно, в легендарной Библиотеке Конгресса в столице Америки Вашингтоне. Ната могла доехать до нее на метро, никаких проблем.
Там есть «Всё» и получить это Всё может любой житель планеты в любое время.

Но легенда – одно, а реальность - другое.
 С понедельника до пятницы с девяти утра до пяти вечера Ната зарабатывала деньги на жизнь, а библиотека работала с девяти утра до пяти вечера, и только по средам до девяти. Воскресенье – выходной день. Заказы принимаются до 12 дня, так что среда Нате тоже не подходила. Действительно, поработать может любой, но не в любое время, а такие занятые люди, как Ната, только по субботам. Будучи человеком последовательным и педантичным, она побывала в библиотеке в среду вечером, и ей выдали распечатку с названиями газет и номерами каталога, В распечатке Ната без труда нашла и “Новый мир”, и “Русский голос”. Теоретически особых сложностей не ожидалось.

 Но теория – одно, а практика - другое.
В субботу Ната приехала в Библиотеку к ее открытию, чтобы не терять ни минуты свободного времени. У стола Главного консультанта ей предложили заполнить форму на эти газеты. Ната заполнила и пошла в зал периодики. Консультант зала форму просмотрел и сказал:
 -Эти газеты мы выдаем только в виде микрофильмов.
И, хотя в распечатке о микрофильмах не было ни слова, Ната решила, что это очень логично - сохранять оригиналы далеким будущим потомкам, а современник обойдется и микрофильмом. Она заполнила еще одну форму номер 1363, под которым в каталоге значилась газета “Русский голос”. Ей принесли микрофильм под номером 1363. Номер тот, а газета совсем другая – «The World», и выходила она не в Нью-Йорке, а в Чикаго, и не на русском, а на английском языке.

В общем, как в старом анекдоте:
 - Я слышал, что Зямя Фридман выиграл тысячу долларов играя в рулетку в Лас Вегасе?
 - Да, но это было не в Лас Вегасе, а в Одессе, и он играл не  в рулетку, а в домино, и не выиграл, а проиграл, и не тысячу, а двадцать пять, и не долларов, а рублей, и это был не Зяма Фридман , а Зюзя Фрумкин.

Вернулась Ната к консультанту зала периодики, а та  ей говорит:
 - Мы все газеты на славянских языках передали в Европейский читальный зал. Вот Вы туда и идите.
Ната про себя очень удивилась, почему нельзя было выдать ей эту информацию раньше, но направилась в тот зал, куда ее послали. Но именно в эту субботу именно этот читальный зал не работал. А в воскресенье тем более.

   Круг первый замкнулся.

 Делать было нечего, суббота для ее работы как бы пропала и Ната решила погулять по музеям, благо вход в них бесплатный и они в двух шагах от библиотеки. И получила огромное удовольствие от огромных зданий и их содержимого
В среду Ната взяла отгул и поехала в Европейский читальный зал. В Европейском зале заказ принимают на компьютере - садись за свободный компьютер и заказывай. Объяснить электронной коробке, что ты хочешь заказать, оказалось очень нелегко. Инструкцию, которая висит рядом, компьютер явно не читал, и вытворял что хотел.  Добиться помощи от сотрудников библиотеки не просто, поскольку они заняты более важными делами. Да и компьютерной компетенцией не блещут.

 Ната сидела-сидела перед экраном, тукала-тукала по клавишам, получала на каждый «тук» разные ответы, сверялась с инструкцией - заказ не проходил. Она просила помощи, все с ней разговаривали вежливо и даже душевно, но к ее компьютеру никто не хотел подходить – «читайте инструкцию, читайте инструкцию, читайте...». Когда прошел час борьбы с бездушной электроникой и душевными служащими, Ната пошла на поиски “наших”. Нашла москвичку. Та тукала-тукала и через полчаса выудила из компьютера распечаткуе, что в Европейском зале таких газет нет, и не было никогда.
 
   Круг второй замкнулся.

 - Что же делать? – отчаялась вслух Ната.
 - Попробуйте поговорить с Гарри, он по-русски не говорит, но понимает, – и москвичка подвела Нату еще к одному консультанту.
 - Правильно – сказал Гарри,посмотрев распечатку, у нас этих газет нет, Вы должны пойти в зал периодики и искать там.
 - Но я там уже была!
 - О.К., я сейчас сам позвоню в наш зал микрофильмов и узнаю про Ваши газеты.
 Гарри позвонил, поговорил, поцокал языком, сказал в трубку:
 - «Сенк'ю», а Нате:
 - «Вэри, вэри гуд».
 - Что «Вэри, вэри гуд» ? - спросила Ната.
 - Они Вам помогут. Идите в наш зал микрофильмов вон туда и махнул в сторону двухстворчатой двери.
 
 Ната последовала точно по направлению взмаха руки, толкнула одну дверь, двухстворчатую, за ней вторую, одностворчатую и... попала в какой-то круглый банкетный зал. Официанты разносили шампанское, банкетная публика активно общалась и перемещалась, телевидение снимало действо. Она с разгона влетела в эту толпу, и ее закрутило, понесло, и столкнуло  с подносом, на котором в бокалах пузырилось шампанское, а поверх подноса сияла выжидательная физиономия официанта. Ната подумала, что все это неспроста, и взяла бокал.

Официант исчез, а Ната, не торопясь, выпила шампанское, но пока искала место, куда поставить пустой бокал, полностью потеряла ориентацию и вместе с ней дверь, через которую вошла. Походив туда-сюда и покрутив головой, она обнаружила, что зал имеет четыре двери, и все двухстворчатые. Разум подсказал ей, что так не бывает, но шампанское сказало «Вэри гуд» и Ната смело вышла через ближайшую дверь и попала в незнакомый длинный коридор.

И она пошла туда, куда понесли ее ноги, которые стали почему-то очень легкими. Двигаясь через многочисленные двери, коридоры, проходы, лестницы, Ната полностью заблудилась, но выпитое шампанское не давало ей впасть в отчаяние.
 -Еще немного, еще чуть-чуть...- пел внутренний голос.
 Открыв очередную дверь, она вдруг обнаружила себя сзади стола, за которым восседал Гарри. Гарри очень удивился, так как дверь была только для служащих. Ната покачала головой  отрицательно. Гарри покачал головой положительно и махнул в противоположном от предыдущего направлении.

И Ната пошла другим путем, снова через многочисленные двери, коридоры, проходы, лестницы, и вдруг оказалась в знакомом зале микрофильмов и у той же конторки с  уже знакомой служащей. Все началось сначала:
 - Мне нужна газета “Русский голос”.
 - О.К. никаких проблем, назовите номер газеты по каталогу
 - А он неправильный.
 - О.К., нет проблем, идите во-о-он к нашему каталогу и ищите.

Ната искала-искала, но в каталоге нужных названий не нашла. Тогда она написала заявку и подала ее (авось пройдет), и служащие сами найдут номер. Само не прошло, никто за нее работать не хотел, а Ната не хотела работать за них. Шампанское резко улучшило ее английский язык, она этим воспользовалась, и отступать не собиралась. В разгар спора кто-то из служащих вспомнил, что кроме “нашего” каталога, есть “не наш” и послал ее в Центральный каталог. И там Ната, наконец-то! нашла нужный номер и вписала его в заявку. Через полчаса принесли микрофильм, номер тот, что в каталоге и в заявке, но… не “Русский голос”!

 - Значит, нет такой газеты – решили консультанты и этим как бы намекнули, Нате, что бегать туда-сюда по библиотеке самого Конгресса и отрывать ее сотрудников от  дел ей больше не следует. Но Ната намек понять отказалась и стала подходить ко всем служащим подряд и показывать бумажку-распечатку с их же компьютера, где черным по белому было напечатано, что такие газеты в библиотеке есть. И даже не на микрофильмах, а на старой, доброй, пахнущей временем, бумаге.

 В результате работа зала застопорилась, так как все сгрудились вокруг Наты. Распечатку все внимательно просмотрели несколько человек даже признали, что она действительно из их библиотеки и, перебивая друг друга,  стали объяснять Нате, что у них на микрофильмах только книги, а газеты и журналы должны быть в зале периодики. И что это очень правильно и разумно и она, как человек без сомнения разумный, должна признать это. Наташа признала.
 
   Круг третий замкнулся.

 Она вернулась в зал периодики. На этот раз уже знакомый сотрудник встречал ее несколько раздраженно:
 - Вам же сказали, идите в ...
 - Да была я там.
 - А Вы были именно в...
 - Вот заявка, смотрите, отказ.
 - Нет, нет, это не может быть - закричал сотрудник и бросился к своему компьютеру. Ната отошла к стенке, села на подвернувшийся, кстати, стульчик и... задремала.  Ее разбудил  радостный вопль:
 
 - Вот! – к ней бежал раскрасневшийся сотрудник и размахивал толстой пачкой распечаток - смотрите, вот список всех газет и микрофильмов, которые мы передали в Европейский зал. Идите туда и скажите им, что они very stupid (очень глупые). И покажите им эти распечатки. Они должны...
Но Ната не пошла по третьему кругу - она решила сама просмотреть все распечатки и села за стол какой-то сотрудницы, а вид у нее был такой, что сотрудница, постояв недолго рядом, решила не рисковать своим здоровьем и сказала:
 - О.К., я лучше пойду выпить кофе.

 И Ната нашла «Русский Голос»! но ... югославский, издавался он в Белграде. И тут Нату вдруг осенило, и она помчалась в Центральный каталог, в другое, как вы уже  поняли, здание, и в нем нашла все газеты “Русский голос”. «Голосов» оказалось очень много, и где только они не издавались и не издаются до сих пор! Но в ее утренней распечатке, с которой она начала носиться с утра, был только один “Русский голос”. Получается, что далее первой строчки сотрудники каталог не читали!

 Ната вернулась в зал периодики, пресекла попытки снова куда-то ее послать и сказала:
 - Смотрите, вот Ваша распечатка, а вот моя - видите разницу?
 И тут работники легендарной библиотеки увидели, что в мире, кроме Нью-Йорка, есть еще и какой-то Белград и вообще масса городов, где тоже есть печатные станки!
 - Да-а-а, – удивились они и открыли свой каталог еще раз и легко, (всё-таки они были специалистами), обнаружили  газету, которую так долго искали. Оригинал газеты, а вовсе не микрофильм. В этот момент пробило двенадцать и время приема заказов на сегодняшний день закончилось. Однако, Ната, за эти полдня  в легендарной Библиотеке Конгресса, сама стала легендой, и для неё сделали исключение.
 
 Через час она уже сидела за столом и перед ней лежала первая пачка газет, и каждая газета была тем самым «Русским голосом», который ей был нужен, а не каким-то другим. И за три месяца, что она прожила в Америке, она нашла все статьи о писателе и художнике-модернисте Давиде Бурлюке.  О “Новом Мире” Ната вспомнила только, когда вернулась в Россию.

 А впечатления об Америке у нее остались самые приятные, особенно о легендарной Библиотеке Конгресса.
Без шуток.


Рецензии