Из глубины веков. Глава 2. Наумовы
Наумов Николай Иванович, известный русский писатель-народник.
(Сов. Энц. Сл. Изд.2,1983г., стр.864).
Наумов Николай Иванович, наш прадед, родился в городе
Тобольске 16 мая 1838 года. Дед его, живший в 18 столетии, был дьяком
села Сомарово Березовского округа.
Отец Николая Ивановича, Наумов Иван Николаевич,
был чиновником Тобольского магистрата, затем прокурором в г. Омске.
В 1846 году был переведен в город Томск Советником Губернского
правления и, согласно Гражданскому табелю о рангах,
получил чин Действительного тайного советника и возведен во дворянство.
Действительный тайный советник чин
2 класса (иногда 1-го). Лица, его имевшие, занимали высшие
государственные должности.
Табель о рангах создан Петром 1 в 1722 году. Он устанавливал 14 рангов
(1-ый высший) по трем видам: военные, гражданские и придворные.
С 1845 года гражданский чин 9 класса (Титулярный советник) давал
личное дворянство. Ранее его получали с 14 класса.
Действительный статский советник - гражданский чин 5 класса,
давал потомственное
дворянство.
Из многочисленных дворянских родов Наумовых, существующих
в России, большая часть принадлежит к новым родам, попавшим во дворянство
по выслуге, за заслуги перед Отечеством; один род, довольно старый,
происходит из дьяков и только один принадлежит к древнему дворянству.
Иван Николаевич Наумов через свою жену Александру Петровну,
из потомственного купеческого рода Шадриных, имел дальние родственные
связи с семьей Ершовых.
В 30-е годы обе семьи жили в Тобольске.
Павел Алексеевич Ершов также, как и Иван Николаевич Наумов,
переехал из Березова и служил исправником в Тобольске.
Его жена была дочерью потомственного Тобольского купца Пиленкова.
Их сын Петр Ершов воспитывался в доме деда. В 1831 году поступил
в гимназию, директором которой в то время был Иван Павлович
(Соколов) Менделеев, отец Дмитрия Ивановича Менделеева
(знаменитого ученого- химика).
Фамилию Менделеев ему дали в Тверской духовной семинарии, где преподавал
его отец Павел Максимович. Иван Павлович, как лучший ученик был переведен
в Санкт-Петербургский педагогический институт, закончив его начал свою
трудовую деятельность в Тобольске в 1807 году.
Был женат на Марии Дмитриевне Корнильевой из рода именитых купцов,
промышленников, меценатов, которые в 1789 году открыли первую
в Тобольске типографию.
Петр Павлович Ершов, окончив гимназию в 16 лет,
поступил в Петербургский университет,
а в 19 лет написал свою знаменитую сказку «Конек-Горбунок».
Он встречался с Александром Сергеевичем Пушкиным,
который хорошо отозвался о его сказке.
После окончания Петербургского университета Петр Павлович Ершов
вернулся в Тобольск, учительствовал в гимназии,
а потом стал ее директором, сменив на этом посту Ивана Павловича Менделеева.
В 1834 году в Тобольске родился Дмитрий Иванович Менделеев,
который учился у П.П.Ершова во время его директорства.
Петр Павлович Ершов женился на вдове с тремя детьми
Серафиме Александровне Лещевой из известного купеческого рода
Протопоповых. Был женат три раза. От второго брака имел двоих детей
и четверых от третьего.
Сам ушел в отставку с поста директора гимназии, жил бедно.
«Конек-Горбунок» был запрещен. К моменту его смерти, умер царь, и сказку разрешили печатать.
И он сказал жене, что «Конек-Горбунок» вас вывезет.
Дмитрий Иванович Менделеев первый раз женился на падчерице
П.П.Ершова Феозве Никитичне Лещевой.
Она окончила Московский Екатерининский институт и жила
в Петербурге у своего дяди Владимира Александровича Протопопова.
Протопоповы и Менделеевы были знакомы по Тобольску.
Менделеев, учась в Петербурге, посещал их.
В 1862 году состоялась свадьба Д.И.Менделеева и Феозвы Никитичны Лещевой.
Их брак был несчастлив.
В 1877 году в университетскую квартиру Менделеева
переехала его сестра Екатерина Ивановна Капустина с детьми и внучкой.
У нее поселилась 17-летняя Анна Ивановна Попова
(одна из представительниц многочисленного рода Поповых),
которая училась живописи в Русской Академии художеств.
Она появлялась на "менделеевских вечерах", где собирались
представители науки и искусства.
У Д.И.Менделеева возник интерес к Анне Ивановне, и он тяжело
и долго добивался развода.
Ректор Петербургского университета Андрей Николаевич Бекетов
был посредником между супругами.
В 1882 году Менделеев и Попова поженились.
Д.И.Менделеева и А.Н.Бекетова связывала дружба.
Оба жили в соседних имениях, Дмитрий Иванович в Боблово,
а Андрей Николаевич в Шахматово.
В Петербурге они тоже жили по-соседству, а вскоре и породнились.
У Дмитрия Ивановича и Анны Ивановны было четверо детей.
Их дочь Люба в 1903 году стала женой поэта Александра Блока
внука А.Н.Бекетова.
Судьбы многих известных фамилий того времени были тесно переплетены.
Сестра Дмитрия Ивановича Менделеева Екатерина Ивановна была замужем
за Яковом Семеновичем Капустиным.
Их сын - физик, профессор Томского университета Федор Яковлевич Капустин
был женат на родной сестре Александра Степановича Попова
(изобретателя радио) Августе Степановне Поповой (художнице).
Так невероятным образом переплелись судьбы этих людей и
ветви нашего рода, как по линии Поповых, так и Широких о чем в главе 4).
Дом Наумовых отличала особая атмосфера.
Мать Николая Ивановича Александра Петровна была незаурядной,
культурной начитанной женщиной.
Это привлекало к ней местную интеллигенцию и бывших в Тобольске ссыльных
декабристов.
Частыми гостями в их доме были М.А.Фонвизин, А.И.Барятинский,
братья Бобрищевы-Пушкины, друг А.С.Пушкина - И.И.Пущин и др.
Они любили беседовать с Александрой Петровной.
Нравственно чистым человеком был и Иван Николаевич,
искренне стремящийся в условиях повсеместной сибирской взятки
жить и служить «по совести».
Он «до глубокой старости вспоминал о них с чувством глубокого
благоговения».
Частная жизнь декабристов, отмеченная высокой нравственностью, стала
частичкой истории Тобольска, поднимая его духовную культуру.
Этому городу Россия обязана целой плеядой выдающихся и передовых людей:
П.П.Ершов, Д.И.Менделеев, М.С.Знаменский, Н.И.Наумов и др.
Александра Петровна много занималась воспитанием мальчика.
Он научился читать в пять лет, басни Крылова им были выучены наизусть.
Был наблюдательным и впечатлительным.
Он также встречался с декабристами, но решающее значение для него
имели встречи с народом.
В своих воспоминаниях Николай Иванович писал:
«Судьбе было угодно, чтобы с самого раннего детства я видел
одни только печальные картины человеческих страданий.
Дом наш в г. Омске выходил окнами на площадь перед крепостным валом.
Летом, обыкновенно в 11 часов утра, на этой площади производили учение
солдат и тут же их секли и розгами и палками, и шомполами от ружей.
Далеко разносились крики терзаемых жертв. На этой же площади гоняли
сквозь строй и солдат, и преступников. Я теперь без содрогания не могу вспоминать этих сцен.
Я плакал, забивался в душки, чтобы не слышать барабанного боя
и раздирающих душу криков…».
Маленький Наумов с захватывающим интересом слушал рассказы
кучера, служившего у Наумова лет 20, бывшего крепостного сосланного в Сибирь.
Памфил рассказывал мальчику о житье – бытье крестьян, и тот проникался
жалостью к обиженным и ненавистью к обидчикам.
В середине сороковых годов семью постигло несчастье:
Александра Петровна умерла. Вскоре после этого семья переезжает
в Томск и Николай Иванович поступает в Томскую мужскую гимназию.
Николай Иванович вошел в гимназию весьма развитым ребенком сравнительно
со своими сверстниками. С первых же дней приобрел не только любовь
товарищей, но почти неограниченную власть над ними. Он увлекал их,
рассказывая прочитанное.
Ядринцев (известный сибирский писатель) писал:
« У нас был любимец Николай Иванович Наумов, впоследствии замечательный
писатель. …мы садили его на стол и целым классом его слушали.
Тогда среди буйной толпы слышно было, как пролетит муха».
В 1856 году Николай Иванович Наумов поступил на военную
службу юнкером в Омске, а затем в Томске.
Он очень рано, лет с 15 или 16 начал писать.
Первый рассказ Николая Ивановича – «Случай из солдатской жизни» -
был напечатан в 1859 году в «Военном сборнике», редактором которого
был Н.Г.Чернышевский. Уже в этом произведении сказалось направление
творчества Наумова, его близость к народу. Он стал задумываться о том,
не был ли его выбор военной карьеры ошибкой. В свою очередь, в Петербурге
публикация рассказа обратила на Наумова внимание «Сибирского землячества»,
формировавшегося в среде Петербургского университета.
Григорий Николаевич Потанин вступает в переписку с Наумовым и обсуждает
вопрос о его поступлении в университет.
1860 году Николай Иванович Наумов уходит в отставку и поступает
в Петербургский университет на юридический факультет,
живя первое время у Потанина.
После первого рассказа в печати появляются один за другим
его новые произведения. Наумова приглашают в литературный кружок, где
он встречается с писателями Достоевским, Антоновичем и др.
Он становится профессиональным литератором, его произведения
публикуются в таких ведущих журналах 1860-х годов, как «Современник»,
«Искра» и других. Антикрепостнический рассказ «У перевоза» имел особенно
большой успех.
Николай Иванович активно участвует в студенческих волнениях и
демонстрациях, направленных за отмену крепостного права.
Его обличительные очерки производят сенсацию.
Вскоре Николая Ивановича арестовывают и заключают
в Петропавловскую крепость, затем переводят в Кронштадт.
Все это приводит к тому, что Николай Иванович
в 1864 году вынужден уехать в Сибирь в новом для себя качестве
государственного чиновника военного министерства.
Он работает в Тобольске и Кузнецке заседателем Земского суда,
в Омской контрольной палате.
В 1869 году Николай Иванович увольняется со службы,
собираясь в Петербург, решает провести некоторое время в Томске.
Здесь в доме своих родных Екатерины и Дмитрия Сапожниковых
он знакомится с Татьяной Христофоровной Поповой.
Второй раз они встретятся уже в Петербурге.
Николай Иванович возвращается в Петербург, обогащенный
множеством материала из жизни Сибирской деревни.
Начинается яркий расцвет его таланта. Он печатается в лучших журналах
того времени: "Современник", "Отечественные записки", "Искра", "Очерки",
"Устои", "Дело", "Русское богатство".
Его произведениями зачитывались, а лучшие его рассказы, по свидетельствам
современников, "пользовались особым, почти благоговеянным вниманием".
Николай Иванович дружит со многими известными людьми: Н.Г.Чернышевским,
Н.А.Некрасовым, Н.А.Добролюбовым, И.С.Тургеневым, В.Г.Короленко, Г.И.Успенским,
М.Е.Салтыковым-Щедриным, Г.З. Елисеевым и многими другими.
В 1874 году он женится на Татьяне Христофоровне Поповой.
Брак Николая Ивановича и Татьяны Христофоровны был счастлив.
Татьяна Христофоровна скромная, образованная женщина, полностью
разделявшая прогрессивные взгляды своего мужа стала прекрасным
спутником его жизни.
70-е годы – самый яркий период в жизни Н.И.Наумова, период
счастливой семейной жизни и блестящего литературного успеха.
К тому времени Николай Иванович служил в Генеральном штабе титулярным
советником, проживал по адресу Невский 91, кв.30. и имел уже двоих детей.
С 1878 года у Николая Ивановича жила его племянница Александра Дмитриевна
Сапожникова, дочь его сестры Екатерины, и училась в университете.
Вскоре Екатерина вышла замуж за Льва Константиновича Буха.
Бух - известный экономист, титулярный советник, дворянин, родился в 1847 году.
Окончил Петербургский университет, состоял чиновником особых поручений
при министре финансов. Занимался революционно-прогрессивной деятельностью.
Сотрудничал с журналами "Слово", "Отечественные записки".
С 1881 года пять лет жил в Париже. В 1885 году возвращается в Петербург,
поступает на службу в Госбанк. Печатал статьи в "Вестнике Европы",
"Народном хозяйстве", "Сыне Отечества" и др. В 1904 году издавал и
редактировал "Экономическую газету". Его сочинения вошли в главный его труд:
"Основные элементы политической экономии".
Его брат Николай (1853-после 1934) - революционер, разделял основные
аграрные принципы эсеров - "земля народу".
В 1880 году был арестован, провел 15 лет на каторге, написал воспоминания.
(Сов. энц. словарь стр.182).
В 1874 году в Петербурге вышла книга Н.И.Наумова «Сила солому ломит».
Эта книга имела огромный успех, молодежь зачитывалась ее,
а народники (передовая часть интеллигенции) пользовались
ее для пропагандистской работы среди крестьян.
Об этой книге очень хорошо отзывались Горький, Плеханов, Ленин.
В это время он навсегда вписывает свое имя в историю русской литературы
и остается в ней, прежде всего как сибирский писатель, как писатель народник,
родоначальник оригинальной сибирской прозы.
В Петербурге 26 октября 1881года в День 300-летия покорения
Сибири Н.И. Наумов произнес речь, в которой с большой любовью и благодарностью
превозносил подвиг Ермака и его дружины:
«Мы всем обязаны народу, его руками добываются земли и все неисчерпаемые
сокровища, какими славится Сибирь…Позвольте пожелать от души, чтобы в
темную среду его поскорее проникло просвещение, под благотворным влиянием
которого разовьются те мощные силы, какие таятся в нем, и внесут новую жизнь
в науку, искусство и литературу».
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то-и-знай, -
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
В Петербургский период в семье Наумовых рождается четверо детей:
Николай, Вера, Екатерина, Иван.
В 1884 году Николай Иванович из-за политических гонений вернулся
с семьей в Сибирь. Он занял в Мариинском, а потом Томском уездах должность
непременного члена присутствия по крестьянским делам.
Постоянные разъезды по деревням давали возможность близко наблюдать жизнь
Сибирского крестьянства.
Кроме того, свой приезд в Сибирь Наумовы связывают с надеждой на наследство,
на Воскресенские золотые прииски, которые когда-то принадлежали Христофору
Алексеевичу Попову, и на которые Татьяна Христофоровна имела право
претендовать.
В письмах своему другу в Петербург Александру Михайловичу Скабичевскому
(журналист, критик, историк русской литературы) Николай Иванович пишет,
что пришло уведомление от Томского губернатора Мерцалова по делу отца Тани.
«Татьяну Христофоровну утвердили, наконец, в правах наследства.
Бороться есть из-за чего. Все прииски ее отца находятся в Мариинском округе,
и один из них, Воскресенский, ее наследственный прииск,
богатейший по содержанию золота». Но эта надежда Наумовых не оправдается.
В письме от 4 сентября 1884 года он пишет: «…трудно ждать от Российского правосудия признание правды за неимущей стороной».
Письма Н.И. Наумова к А.М.Скабичевскому очень интересны, написаны живым образным языком. Вот еще отрывок из того же письма: «Сибирская язва здесь стала тише. Скота пало немного, но людей погибло человек шесть. Курьезов много. Вот, например, что рассказал мне фельдшер про смерть в больнице от заражения язвой одного отставного солдата. Привезли его в больницу с лицом, опухшим до размера большого самовара. Спасения нет. Заметив, должно быть по выражению лица лекаря или фельдшера, что исход плохой, он спрашивает: «Что верно умирать надать?» И, конечно, не получил отрицательного ответа. Вечером он совершенно спокойно спросил – делают ли ему гроб. Ему говорит сиделка, что делают. Он приступил с просьбой - показать ему гроб. Просьба его была до того убедительна, что его решились сводить вниз, где делали гробы. Посмотрел он на готовый почти гроб, совершенно равнодушно, да и говорит плотнику: «А ты бы брат , хоть померил, ровно в этот то я не улягусь!». «Уляжешься!» - ответил плотник. Посмотрев на гроб, он снова поднялся наверх и хоть с трудом от опухоли говорил, но все таки произнес – «Теперь бы покурить еще!» Ему дали покурить. И так, с трубкой в руках он и помер без единого стона и жалобы… Что это – геройство или полное равнодушие к жизни, которая не дала человеку, может быть, ни одной светлой минуты, и он взглянул на гроб, со сладкой надеждой найти в нем бесконечный покой».
Эта переписка длилась всю жизнь. Н.И.Наумов делился с другом семейными горестями и радостями: «…о твоей крестнице Кате. Ну и молодец же девчонка!...Вообще это ребенок с выдающимися способностями. Мы даже не видали, как она училась среди детей читать и писать. Теперь они все учатся у нас французскому, немецкому, а с нового года начнут и английский язык ». Эти письма, кроме вопросов личных, содержат дух той эпохи, обычаи и нравы.
Николай Иванович в одном из писем из Мариинска пишет:
«Полюбуйся, дорогой Александр Михайлович, на своего друга, до чего он сделался мариинским жителем, или, вернее сказать, – «замариновался», что о чем бы я не говорил, а в конце концов непременно сведу речь на мариинские дрязги, на наши до омерзения вонючие злобы дня….Можешь представить себе здесь есть даже шипучий херес. Раз собрались к нам гости, надо угостить, я посылаю в погреб Савельева, единственный существующий в Мариинске, приносят напитки, в числе их и бутылки хереса, распечатываем, и вдруг пробка вылетает в потолок, а вслед за пробкой и напиток, именуемый хересом. Пробуем, и что же оказывается – пиво, смешанное с водкой и еще какой-то мерзостью. Вот так херес! …Есть здесь и благородное собрание, в котором я состою даже старшиной. Есть и оркестр, два жида пилят на скрипке и цыган на виолончели. Летом он ворует лошадей с подножного корма у крестьян, а зимой услаждает наш слух игрою. По избрании меня старшиной, попробовал я заикнуться, чтоб выписать какую-нибудь газету для благородного собрания, и батюшки, поднялась какая-то буря, чуть не объявили в противоправительственной пропаганде. Газеты не выписали, но купили урыльник для дам, так как до настоящего времени дамы бегали освежиться после танцев на улицу и присаживались, в случае надобности, на снежные кучи. Есть в собрании и занавески на окнах, которые действительно для многих кавалеров заменяют носовые платки, и даже полотенца для обтирания пота лица. Не думай, что сочиняю. Факт, что я сам, своими глазами видел это. Расскажу тебе еще один случай. Каждый член собрания холостой платит в год 6 рублей взноса, а женатый – десять. Купец, еврей Прейсман, член собрания, заплатил девять рублей и в счет в этой же платы ввел в собрание своего 22 летнего сына, отчаянного танцора. Когда старшины собрания возбудили вопрос, что за сына он должен внести отдельную плату в шесть рублей, что по выданному ему билету танцует он с женой и имеет право являться в собрание, то сынок и папенька вломились в амбицию, и папенька торжественно объявил старшинам собрания, что так как сын его танцует неутомимо и благодаря неутомимым танцам износил две пары сапог, то если старшины собрания желают взять с него плату за отдельный билет, то пусть прежде заплатят за сапоги, истрепанные сыном, танцевавшим для увеселения дам. Довод был настолько убедителен, что порешили стоимость членского билета заверстать обтрепанными сапогами».
В это же время Николай Иванович переписывается с Григорием Захаровичем Елисеевым, редактором «Отечественных записок», который также был крестным отцом детей Наумовых.
Совмещая государственную службу с литературным трудом, Николай Иванович Наумов проведет последние 14 лет жизни в Томске. Его душа все это время рвалась в Петербург (это мы видим из писем к Скабичевскому), но государственная служба держала его. Она давала, хотя и небольшой, но стабильный доход для содержания большой семьи.
В очередном письме к А.М. Скабичевскому он пишет: «Но уж верно – веселые деньки наши прожиты! …Здесь я так рад человеческому лицу, человеческому слову! Я и в Питере был не словоохотлив,…а здесь окончательно сомкнул уста и скоро совсем разучусь говорить, да оно и лучше. В наше время гораздо удобней мычать, уподобляясь героям Льва Толстого в Анне Карениной. Как талант высокохудожественный, Толстой, не прозевал наступившее время и преподал нам подходящий для него урок»....«Бывают такие минуты, что от душевной истомы осунешься в один день!…Послужил немного, а уже наслужился до света! Чуть не с первых же дней завязалась борьба с земской полицией, борьба мелочная, жалкая по результатам, но между тем причиняющая много тревог, уносящая много сил! Но, так или иначе, а все-таки полиция боится меня, взяточничество утихло, по мелочи, конечно, берут, но вымогать крупные куши опасаются. За что и достается мне от нее. …Без револьвера не пускаюсь в путь, а уж по ночам совсем не езжу, да и то беру с собой в бой какого–нибудь сотского, убьют….Народ относится ко мне с большим доверием, но, Боже мой сколько зла коренится в жизни его! Какая неустанная мелкая борьба идет у меня со всяким старостой, со всяким сельским писарем, чтоб оградить мужичьи гроши от расхищения…».
В течение девяти лет писатель по свежим впечатлениям
записывал в своем дневнике все, что «доводилось подметить и слышать».
В эти годы Николай Иванович Наумов поддерживает связь
со многими писателями. Печатается в журналах: «Устои», «Народное богатство»,
«Дело», «Слово», «Неделя», «Русская мысль».
Частым гостем после очередной экспедиции в доме Наумовых был Г.Н.Потанин,
с которым он был дружен со студенческой поры.
Вскоре Николая Ивановича назначают членом Томского
Губернского Совета от Кабинета Министров Императорского
двора по делам Алтайского округа.
Наконец наступает стабильность, но не только материальная.
Значимость этой должности состояла для Н.И.Наумова, прежде всего,
в обретенном чувстве независимости от томской и сибирской власти.
Он стал, связан непосредственно с Петербургом.
Сначала он получает чин коллежского советника, затем – тайного советника.
Но, занимая эту генеральскую должность, Н.И.Наумов остается самим собой,
и для него по-прежнему, важнейшим критерием самооценки является «глас народа» о нем.
В это время Николай Иванович активно хлопочет об открытии Сибирского университета. Встречается по этому вопросу с известными учеными, в том числе с Д.И.Менделеевым.
Ему довелось увидеть и принять участие в культурном становлении
Сибири. Николай Иванович обладал даром художественного чтения и часто
выступал в народной аудитории. Его выступления пользовались большим успехом,
и в связи с этим он не выходил из под надзора полиции.
Н.И.Наумов встал в ряд таких видных деятелей сибирской культуры,
как Потанин, Ядринцев, Макушин и др. Каждый из них, совмещая самые
разнообразные функции (путешественник, фольклорист, издатель и редактор,
писатель и критик и т.д.), стремился к выполнению сразу нескольких задач,
чтобы мощью личного духовного усилия компенсировать культурную отсталость края.
Наумовы являют собой образец интеллигентной сибирской семьи
конца 19 века. У них пятеро детей, младшая Таня родилась уже в Томске
(в четыре года умерла от скарлатины).
С ней в детстве произошел удивительный случай.
Однажды Николай Иванович Наумов предпринял поездку по своему округу.
Нужно было рассмотреть около двадцати крестьянских дел, а жена его,
Татьяна Христофоровна хирург, должна была принять тяжелые роды.
Супруги взяли с собой в поездку четырех - летнюю дочурку Танечку.
Закончив свои дела, родители решили выехать за деревню отдохнуть и
подышать свежим воздухом. По дороге им встретился кочующий табор цыган.
На него никто ни обратил внимание, но Танечка вскоре исчезла.
Оказывается, бывшая нянька Танечки запугивала ее цыганами, якобы
воровавшими маленьких детей. И девочка незаметно сбежала и скрылась
среди болот и лесов, не откликалась, думая, что ее завлекают цыгане.
Наступила ночь, Николай Иванович отправил своего кучера Егора поднимать
на ноги всю деревню.
В первую очередь отозвались политические ссыльные.
На лошадях с фонарями и факелами в руках они кинулись осматривать
все окрестности...
Наступило утро, послышался топот копыт. К толпе подскакал
верховой, это был политический ссыльный Михаил Струмин, богатырского
сложения. Легко, как перышко он нес на руках крепко спавшую девочку.
- Мне бы повидать лекарку Наумову.- Татьяна Христофоровна вышла из толпы
и все увидели, что она поседела за эту ночь.
Через два дня семья выехала из села.
А вскоре Николаю Ивановичу пришло письмо от ссыльных:
« Милостивый государь Николай Иванович!
Состав неимущих бедняков-ссыльных шлет Вам душевное поздравление
со счастливой находкой Вашей дочери и пожелания Вам и
всему Вашему семейству полнейшего благоденствия.
С истинным уважением И.Борман, С.Чиавехин, Иванов, А.Кашкадалов,
Шахов, М.Струмин, Агапов, В.Козырев».
Наумовы стремились всем своим детям дать хорошее образование.
Татьяна Христофоровна совмещает свои разнообразные домашние обязанности
с деятельностью врача-гинеколога. Дом Наумовых гостеприимен и открыт,
но при этом круг их общения достаточно избран, в нем преобладает научная,
культурная, литературная интеллигенция Томска, Сибири, России.
Наконец в 1888 году стараниями прогрессивной части общества
Сибири был открыт Томский университет. Еще в 1884 году были построены
основные здания университета и были приглашены на службу ученые:
ботаник П.Н.Крылов (заложил Сибирский ботанический сад), историк и
археолог С.К.Кузнецов, ботаник и географ В.В.Сапожников, физик Ф.Я.Капустин.
Федор Яковлевич Капустин ( племянник Д.И.Менделеева),
сын его родной сестры Екатерины Ивановны и Якова Семеновича Капустина.
Степан Кирович Кузнецов стал первым директором
Университетской библиотеки, которая являлась книжной
сокровищницей Сибири.
Ее основу составила личная библиотека в 22626 томов графа Строганова,
которую он пожертвовал Томску в 1875 году.
Библиотека считается одной из лучших по наличию редчайших
иностранных изданий. К моменту открытия университета в ней насчитывалось
около 100 тысяч томов и журналов – против 7784 томов, с которыми открывался Петербургский университет.
В 1891 году цесаревич Николай возвращаясь из кругосветного путешествия,
посетил Томск и его университет.
Близкими друзьями семьи Наумовых стали профессора университета
И.Г.Курлов, Е.В.Вернер, Э.Г.Салищев, Ф.Я. Капустин и другие.
В последние годы Николай Иванович выступает в печати все реже и реже.
Он писал: «Вступив в 60-е годы, тяжело, ох тяжело переживать 90-е…
Я не одряхлел еще и даже более, чувствую себя в поре сил… Кругом уже
все изменилось, пришли новые люди, а с ними и новые песни, и стремления,
но, к сожалению не утешительные, и поневоле спрашиваешь себя, для кого я
буду писать и для чего?...»
Трехтомное собрание сочинений охватывает все, что написано
Николаем Ивановичем Наумовым. Но наследство это очень ценно.
Он один из первых выступил с антикрепостническими произведениями.
Н.И. был прекрасным знатоком Сибири, особенно сибирской деревни.
Нет другого писателя, которой так же полно, с таким же превосходным знанием
показал бы Сибирь 70-х и 80-х годов, как это сделал Наумов.
Он является достойным предшественником целой плеяды писателей,
описавших сибирскую жизнь: Мамина-Сибиряка, Короленко и др.
С изданием его произведений произошла интересная история. В письме к А.М.Скабичевскому от 15 декабря 1994 года Н.И.Наумов пишет:
«На днях со мной совершилось событие, имеющее характер чуда, с которым я не могу не поделиться с тобой. Ты ведь знаешь, что я продал все свои сочинения в полную, вечную собственность И.М. Сибирякову за 5000 рублей. Деньги эти вложены согласно условия Сибиряковым в Государственный банк, и я при жизни имею право пользоваться только процентами с них, а после смерти моей они уже вступают в пользование моей семьи…. 5-го декабря я совершенно неожиданно получаю от Сибирякова телеграмму, которой он известил меня, что в уважение моей долголетней литературной деятельности дарит мне приобретенные у меня право издания моих сочинений и дарственный акт уже передан им Льву Константиновичу Буху».
Сибиряков Иннокентий Михайлович (1859-1901). Из семьи иркутских золотопромышленников. В 1880–1885 учился в Санкт-Петербургском университете, сначала на естественнонаучном отделении физико-математического факультета, затем на юридическом факультете. Уже в студенческие годы начал жертвовать благотворительным обществам. Пожертвовал 84 000 руб. Высшим женским (Бестужевским) курсам на строительство учебного корпуса и общежития, 50 000 руб. на создание Женского медицинского института (ныне Медицинский университет им. И. П. Павлова). Значительные средства потратил на открытие библиотек и музеев в городах Сибири, на строительство нового здания театра в Иркутске, финансирование сибирских научных экспедиций. Около 600 000 руб. передал на издание научных, краеведческих и литературных трудов. В начале 1890-х И. М. Сибиряков проникся идеями славянофильства и истово обратился к православию. Сблизился с отцом Давидом (Мухрановым), иеромонахом С.-Петербургского подворья Старо-Афонского Свято-Андреевского скита и через него в течение короткого времени передал 2 400 000 руб. на поддержку православных монастырей и благотворительных дел. В 1894 перешел жить в С.-Петербургское подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского скита, продолжая активно заниматься благотворительностью. 1 октября 1896 принял постриг в иноки, после чего совершил первое паломничество на Афон. С 1898 постоянно жил на Афоне.
Получив снова права на свои произведения, он наконец смог сам их издать.
Умер Николай Иванович Наумов в декабре 1901 года в небольшом
деревянном домике на улице Жандармской (Гоголя 17), где теперь его Дом-музей.
В архиве дома-музея имеются рукописи его очерков и рассказов.
О его жизни и творчестве издана книга в серии «Замечательные сибиряки».
Он вошел в число известных людей, внесенных в Большую Советскую Энциклопедию (л. 333).
Перед смертью Николай Иванович говорил своим детям:
«Помните, что вы получаете образование для того, чтобы все свои знания
отдать потом народу, вы должны посвятить ему все свои силы».
Дети выполнили завет отца. Младший сын писателя Иван Николаевич
окончил Естественный факультет Московского университета, успешно вел научную работу в области ботаники (умер молодым). Старший сын Николай Николаевич окончил Московский Константиновский Межевой институт.
Работал на Алтае преподавателем математики и немецкого языка в железнодорожных школах, преподавал черчение и каллиграфию на кафедре Геодезии в Сибирской Сельскохозяйственной академии.
Его жена Агния Евстратьевна была тоже преподавателем.
Дочь Вера Николаевна стала ученым филологом, Екатерина стала
врачом, - эпидемиологом, но рано умерла в эпидемию тифа.
Хочу сделать небольшое отступление и рассказать некую историю,
свидетелями которой косвенно стали Наумовы.
В начале 1890-х годов Наумовы жили на Монастырской улице
в доме купца - золотопромышленника Семена Феофановича Хромова
(ныне ул. Крылова, 26), в том самом хорошо известном сейчас доме,
который связан с историей пребывания в городе старца Федора Кузьмича.
С С.Ф.Хромовым Наумов знаком был давно. В одном из писем 1862 года
к сыну в Петербург Иван Николаевич Наумов называет Семена Феофановича
своим благодетелем.
В этом доме Наумовы живут до 1894 года и покидают его в связи со смертью
С.Ф.Хромова. Так Наумовы, хотя и косвенно, но оказались связанными с тайной святого старца.
Уединенный образ жизни последних лет царствования
Александра 1, его внезапная кончина вдали от императорского двора,
нелепое, более чем несвоевременное погребение тела – все это породило
упорные слухи и домыслы об отречении Александра 1 от престола и тайной
его жизни в глухой Сибирской стороне.
Об этом писал Л.Н.Толстой в рассказе "Посмертные записки старца
Федора Кузьмича", который он написал в 1890 году,
но при его жизни опубликован не был.
Впервые напечатан в журнале "Русское богатств" в 1912 году.
Позднее к этой теме обратился П.Бунин, написав книгу "Легенда о смерти
Александра 1".
В 1836 году в Сибири объявляется старец Федор Кузьмич,
который своим богомольством, смирением, помощью людям снискал славу в Сибири.
К нему шли за благословением, исцелением.
В 1858 году старец переехал к купцу Хромову.
С подачи Семена Феофановича Хромова стали распространяться слухи,
что старец Федор Кузьмич и император Александр 1 одно лицо.
Он действительно внешне был похож на Александра 1,
имел высокий рост, благородный вид, много знал о жизни
при дворе. Умер старец 20 января 1864 года.
Похоронен на кладбище Томского Богородице-Алексеевского
мужского монастыря.
На могиле крестьяне поставили часовню.
Эта легенда передается народом из поколения
в поколение. А тайну свою он унес в могилу.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Свидетельство о публикации №213102901287
Этот сборник использовали агитаторы
Элина Шуваева 11.04.2014 19:48 Заявить о нарушении