Темный дворецкий. Сила на службе у Слабости

Традиционная европейская культура знает идею о том, что слабость, невинность и беззащитность достойны уважения сами по себе. У нас не вызывает удивления мысль, что слабого нужно защищать потому что он слаб, безо всяких иных причин. Образно выражаясь, слабость достойна того, чтобы сила отступила и склонилась перед ней. Достаточно выглянуть за пределы своей культуры, чтобы понять, насколько эта мысль необычна и даже неприемлема для других народов.

В примитивных обществах сила никогда не склоняется перед слабостью. Слабый это всегда добыча в той или иной форме. Дикари высокой культуры, криминальные слои, руководствуются этим принципом и не знают иного. Языческая культура порождает его и у примитивных племен, и в великих восточных государствах. Уважения, почтения и преклонения заслуживает только сила, а не слабость. Отступить перед слабым всегда унизительно, в этом никогда нет доблести и чести. Это отношение к слабости присутствует и в сериале. Главный герой Сиэль попал в руки каких-то бандитов, которые его чуть не убили. Он переживает это как своей позор. Это укор не бандитам, а ему, Сиэлю. Он оказался слаб и потому опозорен.

Нам довольно трудно представить себе эту точку зрения, так естественна  для нас рыцарская этика (во всяком случае, ее корни и остатки). Да, в Европе идея о Слабости, которая достойна уважения сама по себе, воплощена в образе девушки, женщины. Это Прекрасная Дама и её культ в рыцарской среде. Рыцарь это воин, он ходит в походы и побивает мириады врагов, это Сила как она есть. И в то же время Рыцарь верно служит своей Даме, склоняется перед её повелениями и посвящает ей свои подвиги. Это выраженная в образах идея о Силе на службе у Слабости. Часто дама сердца была замужем, рыцарь мог ее видеть очень редко или не видеть никогда, но это только подчеркивало, что в их отношениях нет места эротическому притяжению. Рыцарь не ждет никакой реальной любовной награды от своей дамы, это отношение идей в чистом виде. Если говорить о викторианской эпохе, героини Диккенса идеально отыгрывают именно эту роль. Бескорыстное служение всех встреченных мужчин любого статуса, от банкира до нищего, - естественное отношение, на которое может рассчитывать любая викторианская девушка. Сила служит Слабости, и это достойное поведение.

Эту же самую идею в сериале реализуют в других образах. Сила - всемогущий демон, а Слабость - маленький мальчик. Как показать в мультфильме, что Слабость достойна уважения? Слабости придаются все атрибуты уважаемого человека, всё, перед чем общество склоняет голову. Сиэль лорд, граф, глава семьи (надо ли говорить, что для японца это звучит совсем иначе, чем для европейца, это гораздо больший объем власти), Сиэль доверенный слуга королевы, миллионер, хозяин преуспевающей фирмы. Всё это собрано вместе, чтобы показать наглядно ту идею, которая была стара как мир во времена Дон Кихота - сильный может служить слабому, и ничего зазорного в этом нет.

Сиэль занимает в сюжете то место, которое в европейской культуре традиционно занимает девушка, потому тут конечно диссонанс на диссонансе. Почему было не поставить на это место девушку, раз вы все равно украшаете этого персонажа розами и наряжаете в изысканные шляпки? Сценаристы дорамы, что выйдет в 2014-м, посылаю вам луч счастья, вы всё делаете правильно. там должна быть героиня-девушка, как у вас и запланировано.


Рецензии