Почему люди любят, когда их дурят

Тема актуальная, но и по сей день наполовину закрытая. Общаясь с «обманутыми» искателями личного барыша и горячими поклонниками Лёни Голубкова, обнаружил во-первых, даже не наивность, а тупую и упрямую безграмотность. Среди фанатов Мавроди огромная масса поклонников Зюганова и либердема ВВЖ. Легкая возбудимость с переходом на истерический крик.

Может, мы одни такие? По Черномырдину, хотим как лучше, а получается как всегда…  Таек и не так. Примечательно, что во ВСЕХ посткоммунистических режимах состоялись такие же пирамидальные скандалы, а в Албании проделки местных мавроди привели к свержению коммунистической диктатуры и успешному приходу к власти криминальных подонков и садистов, очень полюбившихся дяде Сэму.

Отчего же пирамидальная чума так легко поразила народы, сбросившие страшно-ужасное иго коммунизма? Природная ли человеческая страсть к наживе тому виной, неистребимая при любой власти любовь к легким деньгам или у жертв братьев Мавроди есть какие-то оправдания, кроме собственного когнитивного диссонанса?

Еще в начале 90-х годов во время поездки в США купил «Новое русское слово», удивился крепкой и грамотной журналистике и с удовольствием прочел несколько поучительных материалов. В том числе статью о моде на «пирамидку».

 Оказалось, в городе-герое Нью-Йорке заскучавшие граждане покупают пай и привлекают к игре новых прозелитов. За это со всех вновь прибывших получают процент. Все довольны, все смеются и можно в любой момент выйти из игры и даже получить какой-то навар. А потом пирамидка лопается и, успел погреться у чужого камина, прекрасно, не успел вовремя отвалить --- пеняй на себя.

Главное же вот что. Все игроки в эту светскую забаву С САМОГО НАЧАЛА ЗНАЮТ правила игры с неизбежным крахом пирамидки в самом конце. Описывались в газете варианты такой игры. Одна, помнится, называлась «Самолет». В ней, купив билет пассажира, через какое-то количество игровых циклов можно было, продвигаясь по карьерной лестнице, стать «командиром корабля», пополнить свой кошелек или полностью разориться при катастрофе «Самолета».

Купил еще в советские времена Economic Dictionary знаменитого лондонского издательства Penguin. ОЧЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНО БЫЛО узнать, что не все а мире считают Маркса величайшим экономистом, что симптомы инфляции, рецессии, системного кризиса являются родимыми пятнами не только загнивающего капитализма, но и социализма.

А одна статья этого англоязычного словаря просто потрясла до глубины души. Называлась она South Sea Company Bubble и описывала классическую пирамиду времен… сэра Исаака Ньютона.

Основанное аж в 1711 году ООО «Компания Южных морей» много обещало английскому правительству и простым гражданам и пиарилось с помощью известных всей стране имен (прежде всего в королевском окружении). Осторожные и осмотрительные англичане лет десять не велись на посулы, а потом как плотину прорвало. 

Как бы там ни было, в 1720 году курс акций начал быстро расти: с ;128 в январе; ;175 в феврале; ;330 в марте до ;550 в мае.

Акции приобретали многие титулованные особы и знаменитости. Рекламируя имена этих элитных акционеров, компании удалось привлекать все новых покупателей.

      



Крах «Миссиссипской компании» во Франции привлек в КЮМ капиталы из-за Ламанша. Французов привлекло, что британский король принял закон о монопольном покровительстве КЮМ, которая занималась торговлей в заморских колониях, китобойными операциями и прочими якобы баснословно прибыльными проектами. Пресса усиленно подливала масла в ажиотажный костер.
Кажется, единственным действительно рентабельным занятием КЮМ была работорговля. Корабли компании совершили за четверть века 96 рейсов в Африку, где закупили в общей сложности 34 тысячи чернокожих рабов обоего пола. Правда около 15% живого товара погибло потом, не выдержав путешествия через Атлантику, но в целом торговля неграми окупала себя, вплоть до момента, когда американцы  повысили таможенную пошлину на импортированных рабов.

В результате удачных заморских операций и усиленной рекламы цена акции увеличилась летом до 890 фунтов стерлингов. Исступление охватило всю страну — от крестьян до лордов. Граждане всех слоев общества жадно  приобретали акции, цена которых в начале августа достигла ;1000.


Великий Исаак Ньютон предвидел будущий неизбежный крах компании и вначале продал свои акции с выгодой в ;7000, но затем поддался всеобщей эйфории и… вновь приобрел новый пакет.

Летом наплыв покупателей привел к тому, что акциями КЮМ в Лондоне торговали прямо на улицах с лотков, как розничными товарами. Все прекрасно понимали, что такое счастье не будет длиться вечно, но азарт и надежды на баснословный барыш заглушали голос разума.

И в сентябре финансовый пузырь лопнул. К концу сентября цена акций упала до ;150. Тысячи инвесторов были разорены (в том числе многие представители аристократии). 24 сентября банк компании объявил себя банкротом.

К концу 1720 года за акцию КЮМ никто не давал больше 100 фунтов. Сэр Исаак потерял более ;20 000 (2,4 млн. ф.ст. по сегодняшнему курсу), после чего заявил, что может вычислять движение небесных тел, но не степень безумия толпы. Историки и экономисты спорят, потерял ли гениальный Ньютон гигантскую сумму наличными или это было тем, что называют упущенной выгодой. Среди потерявших кровные сбережения был и писатель-сатирик  Джонатан Свифт.


Как водится, была создана парламентская комиссия по расследованию аферы. Начались побеги менеджеров и казначеев  за границу, аресты, посадки, отставки. Монархия, прикрывавшая деятельность КЮМ в течение десятков лет, как могла, старалась  спустить скандал на тормозах. Британская элита старалась демпфировать потенциальный взрыв вулканической силы. В результате агония реорганизованной компании продолжалась больше столетия и КЮМ была окончательно ликвидирована только в июле 1850 года.

К чему столь долгий исторический экскурс, кажется, ясно. Скандал, оставивший глубокий след в сознании народа и даже в школьных учебниках, не позволял новым поколениям купиться на новую пирамиду. Люди получили прививку от ажиотажно лихорадки, от финансового безумия, хотя, разумеется,  не все.

Да, у нас «Коммерсант» и прочие передовые издания рассказали о поучительной истории КЮМ. Какое-то московское издательство выпустило отдельную книгу о британских строителях пирамиды. Одно скверно: все эти предостережения прозвучали не ДО, а ПОСЛЕ. Только по следам краха МММ, «Селенги», «Властелины» и прочих модных ПИФ-оф наши раскрепощенные, бесстрашные и очень честные СМИ начали полушепотом предупреждать ничего не ведающих граждан о ловушке.

Вундеркинд С. Мавроди посидел какое-то время на нарах, а потом пришел как ни в чем не бывало на «Эхо Москвы» и битый час объяснял, какой он белый, пушистый и очень человеколюбивый. Оля Бычкова (штатная анаконда ЭМ, полемистка, затыкающая рот любому собеседнику и кусающая гостя за все части организма) весь этот эфирный час что-то там нежно вякала, поддакивала, мурлыкала и журчала. В результате чего у доверчивых слушателей «Эха Венедиктова» сложилось особое мнение: смотри-ка, а Мавроди-то вполне честный человек и вовсе никакой не мошенник. Деньги МММ, как перед этим «деньги КПСС» исчезли бесследно и самым мистическим образом.

У нынешних защитников МММ и прочих финансовых схем психология вполне совпадает с истерическими реакциями болотных хипстеров. Только мавродиевцы открыто говорят о своих надеждах на халяву, а болотные златоусты все больше заманивают по-большевистски: весь мир насилья мы разрушим, а вот потом…

Подобно религиозным сектантам, поклонники Мавроди не способны общаться с людьми и чаще всего впадают в исступленное моноложество.

Говоришь такому     активисту: «Милейший, а вы в денежно-вещевую лотерею играете?». «Ну  играю, а что?». «Проигрываете?». «Когда выигрываю, когда проигрываю». «И когда проигрываете, вы ведь не выходите на митинги и демонстрации. Не требуете вернуть вам деньги за проигрышные лотерейные билеты?». «Лотерейный билет --- совсем другое дело». «В том-то и дело, что и там, и тут хищная надежда на выигрыш «из ничего» или по дешевке, как у Лени Голубкова». «Вы неправильно сравниваете!».

Разворачивается спиной и начинает орать вместе со своими сподвижниками: «Позор! Позор! Не забудем, не простим…». И кто ему,активисту, сумеет объяснить, что за свои азартные игры он требует деньги из моего, твоего, нашего общего государственного кармана.


Рецензии