НЕМЦы ТогдА и в КазАлинске в КазахСТАНе побыВАЛи!

                <<Во время Великой 1941-вой войны на территории
                Казалинского района был выброшен немецкий десант
                (диверсионно-разведывательная группа). Этот факт
                использован в сюжете кино-фильма <Тройной прыжок "Пантеры">
                (снят в 1984-1985 годах).>>
ДалекО от МосквЫ -
В КазАхстАнской степИ -
Есть местечко однО -
ИнтерЕссно ОНО -
И зовЁтся ОНО - КазалЫ.
Хоть от ГОР и вдалИ...

Это былА САМая ДОЛГая поЕздка в поезде моя! - ЗА ВСЮ ЖИЗНЬ мою!
Я СЕМЬ ДНЕй ЕХал от СТАНции Алмазная (8 км от НАШего ХУТора
ПАНа НикОльского - у городка КАДиевка на Луганщине) - до Москвы,
а потом - до городкА КазАлинск в КазахСТАНе.
    ПОСЛе наСЫЩенных КРАСок РАНней ОСени на РУСи -
МЕСТНости в КазахСТАНе ВЫглядели ослеПИТельно ЯРКими,
но ДО ЖУТи бесЦВЕТными и уНЫЛыми!
АРАЛЬСК я проСПАЛ, а перед КазАлинском - ВСТАЛ -
УТРом 16 сентября 1959-го. В окНЕ вагона были видны зелёные простОры камышей
(без проблесков водЫ!) в плоской долине Сыр-ДарьИ,
а за ними - бесКРАйняя СТЕПЬ!

Поезд остановили в КазАлинске.
По вагонам прохОдят темно-ЛИЦые МИЛочки
(мне ВСЕГДА - широко-СКУЛые и УЗКо-ГЛАЗые - МИЛыми казАлись, -
ТЕМ бОлее теперь - в городкЕ КазАлинск!) -
предлагали купить золоТИСТых копЧЁНых ароМАТных сазанов!
НО я ИХ покупать НЕ СТАЛ:
меня и ТАК поНОС проНЯЛ!

И я - ПРОСТо (без копЧЁНых ароМАТных сазанов!) начал знакОмство с КазахСТАНом.
    ИТАК - КазАлинск: надписи, =
КАК и в НАШем воЕнном городкЕ БалаДЖАРы (перед БакУ) - кириллицей: КазА-алЫ =
районный центр в Кызыл-ордЫнской Области Казахстана
(45°46с. северной широтЫ. 62° восточной долготЫ).
     Российское военное укрепление <Сыр-Дарьинский форт № 1> -
в урочище Казалы было основано в 1853 году -
взамен упразднённого Аральского укрепления. В 1867 году поселению
был предоставлен статус города и название Казалинск.
К концу XIX века население города составляло около 6 тысяч жителей.
Состав населения был разноднороден: русские, в том числе казаки и ссыльные
уральцы, татары, казахи, хивинцы, среднеазиатские евреи.

Казалинск был известен как один из центров расселения
приаральских <уральцев> (самоназвание), известных также как <уходцы>
и <аральцы>. Это потомки уральских казаков, сосланных в 1875-79 годах -
за неподчинение <Положению о воинской повинности Уральского Войска> 1874 года.

В начале XX века в Казалинске проживало около 1500 уральцев.
Занимались ОНИ рыбным промыслом и охотой. В быту сторонились от русских -
приверженцев официальной православной церкви.
НЫНе (16 сентября 1959-го) Город расположен на правом берегу реки Сыр-дарья.
Железнодорожная станция Казалинск на линии Аральск-КызылордА-ШимкЕнт-ТашкЕнт -
находится в 12 км севернее города - на территории районного центра Ново-Казалинск.
В 15 км к северу от города проходит автомобильная дорога
Аральск - Жосалы - Кызылорда - ШымкЕнт.

ИМенно Эта СЕТЬ доРОг,
а также близость непроЛАЗных ДЕбрей, болОт,
да и СТЕПи бесКРАйней -
в ПОйме рекИ Сыр-ДарьИ - обуслОвили КазАлинский райОн -
КАК наиболее подходЯщее МЕСТО для ВЫСадки десанта
<Тройной прыжок "Пантеры">!
ТУТ ЕСТЬ ГДЕ ТАйно посаДИТЬ самолёт,
ТУТ ЕСТЬ ГДЕ ТАйно горЮчее досТАТЬ,
чтоб дозаПРАВить самолёт, -
да и диАспора ЕСТЬ =
НЕМЦы = СВОй наРОД, -
ЧТОбы СвоИм - НЕМЦам поМОГ!

     И ВОТ я - в КазАалЫ!
Город Казалинск изначально имеет квартальную застройку.
ДомА - преимущественно одноэтажные из сырцового кирпича "самАн"
или глинобитные. В центре города - административные здания - двухэтажные -
из жженого кирпича. Главные улицы шириной 20-30 м имеют щебеночное покрытие,
а прочие - шириной 10-20 м без покрытий.

Историческая часть Казалинска - конца XIX - начала XX веков =
памятник архитектуры: дом Ганибая, здание мемориального музея Г.Муратбаева,
здание городской библиотеки (бывшая мечеть Ганибая XIX века), мечеть Ногая
(мечеть Нуралы, XIX века), здание районного дома культуры имени Р.Баглановой
(бывшая церковь 1904 года). В 17 км к юго-западу от Казалинска, возле аула
Уркендеу, расположено городище ЖанкЕнт (Янги-КЕНТ) (V-XV века).

     Казалинск огражден с юга земляной дамбой - в целях защиты от наводнения -
при разливе Сырдарьи.

    Вокруг города МЕСТность - плоская равнина (абсолютные отметки рельефа =
= +55-65 м.), пересеченная с востока на запад рекой Сыр-дарьЯ, протекающей в 1 км к югу от города.
    Пойма Сырдарьи широкая (до 30-50 км), местами заболоченная,
имеется большое количество проток, озёр и густая оросительная сеть арЫков.
     Сырдарья имеет ширину 50-150 м, глубину 0,7-3 м,
скорость течения 0,8 м/с, грунт дна песчаный и вязкий.
      Русло реки извилистое, с большим количеством островов и проток.
      БерегА крутые и обрывистые, высота обрывов 2-6 м.
      Вода в реке и её протоках пресная, мутная, пригодная для питья -
после тщательной очистки.
     Самый высокий уровень воды в реке - с апреля по август.
     В конце июня-начале июля вода поднимается над средним уровнем до 3 м.
     В начале декабря Сырдарья и все водоЁмы и проТОКи замерзают до марта-апреля...

    Вокруг города - плоская пустыня и полу-пустыня.
Растительность представлена редкими кустарниками (тамариск, джузгун)
высотой до 2 м, полукустарниками (боялыч, биюргун, кок-пек, полынь)
высотой до полуметра и травы (любимые мной по РОДине:
тонко-волосый типчак, шелкоВИСТый ковыль, игЛИСТый янтАк =
верблЯжья колючка). Травяной покров (КРОМе янтАка!) -
к началу июня выгорает.
      САМ Город - озеленен Ивами, карА-агАчами и тополями турАнг,
      в частном секторе имеются фруктовые сады.

В пойме Сырдарьи и на островах распространены заросли колючих кустарников -
тугаи. Среди тугаев возвышаются отдельные деревья ивы, джиды (лоха = маслины), тополя.
      На озёрах и местами по берегам реки растёт камыш (точнЕе - тростник)
высотой 3-4 м, часто образуя непроходимые заросли.
ИМенно Эти непроЛАЗные ДЕбри - обуслОвили КазАлинский райОн -
КАК наиболее подходЯщее МЕСТО для ВЫСадки десанта
<Тройной прыжок "Пантеры">.
      На орошаемых землях выращивают овощи и рис.
В пойме Сырдарьи и на островах распространены заросли колючих кустарников -
тугаи. Среди тугаев возвышаются отдельные деревья ивы, джиды (лоха = маслины), тополя.
      На озёрах и местами по берегам реки растет камыш высотой 3-4 м,
часто образуя непроходимые заросли.
      На орошаемых землях выращивают овощи и рис.

   ВОТ ТАКАя = шиКАРная оПРАВа СЦЕНа - для ТОй ЖУТкой ДРАМы...

    ДА ЧТО ни говорИ:
неплОхо, ВСЁ-же, БЫЛо БЕЗ ВойнЫ!
А КАК заДОРНо ПЕЛи ДО ВойнЫ:
 ""То не ветер по полю гуляя
   По дорогам пыль метёт -
   Это наша удалаая,
   Удалая конница идёт!
      Нас не трогай
      И мы не тронем,
      А затронешь -
      Спуску не дадим,
    И в огне мы не утооонем
    И в воде мы не сгорим!
    И в огне мы не утооонем
    И в воде мы не сгорим!"""

И бахвалилися МЫ НЕ ДАром =
<Малой кровью>, <могучим удАром>:
      <<Если завтра война, если враг нападет,
        Если темная сила нагрянет,
        Как один человек, весь советский народ
        За свободны жестОко!
  Мы войны не хотим, но себя защитим,
  Оборону крепим мы недаром,
  И на вражьей земле мы врага разгромим
  Малой кровью, могучим ударом!
На земле, в небесах и на море
Наш напев и могуч и суров:
Мы не дрогнем в бою
За отчизну свою
И жестоко отплатим врагу! /
  В целом мире нигде нету силы такой,
  Чтобы нашу страну сокрушила, -
  С нами Сталин родной, Тимошенко-герой,
  С нами друг боевой - Ворошилов!
    Мы с железным конём
    Всех врагов разобъём,
    Разобъём, похороним и вспашем,
    Мы на страже всегда
    И врагам никогда
    Не гулять по республикам нашим!>>

Но ТАК - КАК ПЕЛи - с ВороШИЛом - НЕ полуЧИЛось:
    И врагАм ТРИ годА -
    удалОсь погулЯть по республикам нашим!

Да - Священная былА наРОдная, НЕ РОдная ВойнА:
НА дыбЫ ВСТАЛа огромная странА -
 ВСТАЛа на смертный бой
 С фашистской силой темною,
 С проклятою ордой!

Добралася проклятая ордА -
и до Казахстана,
ДО РОДного КазАалинска -
ЗА 6 = ШЕСТЬ ТЫСяч килО от ГеррМАНии!

После провала фашистского плана <Блицкриг>
политики Японии стали вести более осторожную политику в отношении СССР,
хотя по договорным обязательствам с Гитлером -
Япония должна была начать военные действия против СССР на Дальнем Востоке -
в октябре 1941-го. И чтобы вынудить союзную Японию -
выполнить обещанное, Гитлер решает отослать своего эмиссара в Токио.
Путь его лежит из оккупированного Таганрога в Харбин.
в Дозаправка самолёта должна быть в малонаселённом месте Казахстана.
Поэтому операцию так и называли: <Тройной прыжок <Пантеры>.
Для ЕЁ подготовки -
На территорию Казалинского района -
был бРОшен немецкий десант =
диверсионно-разведывательная группа!
Для срыва Этой операции - советское командование организовало
несколько поисковых групп:
"ПосмЕли ж крылья ЧЁРные
 Над Родиной летАть,
 Поля её просторные
 посмЕл же враг топтАть!"

 И был дан отпор;
 "душителям Всех пламенных идей,
 Насильникам, грабителям, Мучителям людей"!
 И ВСТАЛа огромная НАШа казАхская и БОЛЬШе -
 РУСская (СРЕДЬ казАхов!) странА -
"ВСТАЛа на смертный бой:
 С фашистской силой ТЁМною,
 С проклятою ордОй!"
 И "Ярость благородная -
 ВскипЕла - как волнА,
 ПриШЛА - и К НАМ войнА =
 народная войнА =
 Священная войнА"!

И НЕ оСТАЛися в сторонЕ в ТОй войнЕ -
НАШи МАЛЬчики и ГРУПпа ДЕВушек из городкА КазАлинск! -
ОНИ - неМАЛо ВАЖНого СДЕЛали,
НО МАЛо ВАЖНого - ПРО НИХ - НАМ расскаЗАЛи... -
Я говорЮ об Этом - с ЖАЛью и пеЧАЛью -
О ТЕХ ДЕВушках и МАЛЬчиках,
НАВСЕГДА ЧТО оСТАЛися, -
ТАМ с врагАми сражАяся, -
В ДЕбрях, ДЖУНглях, болОтах, ТОПях КазАлинска...
Ведь ВСЁ ДЕЛали в большОм СекрЕте ОТ НарОда:
ЧТОб НЕ пугАть, НЕ волновАть СвоегО же НарОда, -
ДЛЯ ЧЕГО ЕГО - побОльше ГРОбить! -
И У НАС - в болОтах, ТОПях, суГРОбах...
Но ведь поГИбшие НАШи ЮНые разВЕДчики -
УЖ НИЧЕГО НАМ НЕ расскАжут!

Я НЕ намЕрен проводить расслЕдование ТЕХ событий 1941-42-го ГОДа.
На этой интриге был построен сюжет фильма <Тройной прыжок <Пантеры>:
и фильм, и его финал - НЕ кажутся, а на САМом ДЕЛе - придуманны.
хотЯ его осНОВа = реАльная!
    Сокращённый рассказ его создательницы - режиссер Лейлы Х
    (от 4 Мая 2007) я привожУ в ПРИЛОЖЕНИИ.

В 1941-вом в КазахСТАН, в том числе и в КазАлинск -
были ВЫсланы советские НЕМЦы,
проживавшие ДО Этого на УКРАине (в том числе и в Донбассе)
и в ПоВОЛЖье (Немецкая АвтонОмия со столицей Энгельс):
чтобы этнические НЕМЦы НЕ оказАли ПОМощи фашистам в ВойнЕ против СССР.

А в ходе событий <Тройного прыжкА <Пантеры> -
часть НЕМцев из района Этих событий была переселена южнЕе -
в <НОВыЙ Донбасс> - Уголь-добывАющий район под названием Ангрен -
РОДина моих (КрылEнко Владимира) старших детей,
где я жил в 1959-70-е ГОДы.
  Ангрен в 1950-1960-е годы представлял собой "Всесоюзную свалку населения".
Тут обитали высланных сюда с Дальнего Востока ВСЕ "узко-глазые" (чтоб легче
было ловить японских шпионов) - корейцы, китайцы, гольды и т.п.; высланные
из Поволжьч и др. мест немцы, голландцы и т.п.; высланные крымчаки (греки,
татарыЮ готы, генуэзцы и др.); присланные сюда на работу выпускники ВУЗов и
СрУЗов со всех концов Союза; приеехавшие сюда в поисках счастья русы, башкиры,
казанцы, уральцы, сибиряки и т.д. Ну и, конечно, местные узбеки, таджики,
казахи, курама (помесь узбеков и таджиков).

И в Этом Ангрене мне довелося познакомиться с ЕГО НЕМЦами.
И ОНИ кое-что прояснили мне О ТЕХ ТАК засекрЕченных событиях -
<Тройного прыжкА "Пантеры">...

ВОТ мои работники на газогенераторах Ангренской станции "ПодземГаз":
   Слесари по монтажу и ремонту: 
Штоль Рудольф Александрович (1918),
Цыш Виктор (1928),
Шмидт Петер Александрович (1923),
Вместе со слесарями работали ГАЗо-электро-сварщики:
Латышев Василий (1934-77) и Шмидт Роланд (1936).
с дочкой Роланда в одну группу Ясель и дет-садка ходил мой сын Ваня.
В 1967 утром ОНИ переодеваются и Мэри уронила печенье (оно укатилось
под шкафчик), а Ваня бросился туда, лёг на пол, вытащил: "- На, МЭРи!"

ВСЕ ОНИ были Очень исполНИТельные (в отЛИЧие от НЕ-НЕМЦев!)
и толковые: и как слесари, и как ЛЮДи!
Они находчиво и быстро устраняли аврии на "чужих" участках
(на наших участках аварий не было - заранее укрепляли опасные
места и устраняли минимальные утечки газа). Моих слесарей для
устранения аврии на "чужих" участках почему-то даже в праздники -
быстро находили, тогда как "чужиие" - все поголовно оказывались
невменяемо пьяны. Странно, но факт! И мы не только обслуживали
наличное - мы (БЕЗ ДОПЛАТ!) быстро и без излишней мороки монтировали
новые трубопроводы газа и СЖАТого воздуха трёх давлений (2 ати, 8 ати, 50 ати).

В бригаде моИх буровиков работали машинист трубоуклАдчика
Александер Беккер и буровик Фёдор Абросимов - участник войны
1939-40-го, спровоцированной и начатой Сов-Союзом.
 
Со мной работали операторы и лаборантки.
Я с благодарностью вспоминаю многих моих подчинёных, половина которых
имела заработок больше меня. На газогенераторах № 2-6-7 у меня были
товарищеские отношения почти со всеми моими подчинёными
(ТУТ я упоминаю лишь немцев!):
Мертес Иоганн (голландец), Эрих Вагнер, Гальф Мартинс,
Бальцер Виктор - старшие операторы.

    Лаборантки (ТУТ я упоминаю лишь немок!):
Лида Тиссен, Эмма Бельц, Брунгильда КЛАСсен,
диспетчер ИРМа Швабенланд,
СекретУточка миленька - ЛЁЛЬхен Яуыман-ЗУДерман,
Мертес Долорес (ДОЛя, каждый ГОД рожавшая по ДОЧке).

Сёстры Шнейдер Надя (1936) и Валя (1941гр.) -
я даже был у НИХ на свадьбе в 1963-м.
Надя - полнЕе Вали, работала лаборантом сектора №17:
Улыбчивая, приятная, добрая, общительная. ЕЁ (Надежду!)
выбрал красавец Володя Поддубный, раза в два меньший Нади
по массе. И когда Надя родила мини-дочку, все шутили:
"- ГорА родилА мышь!" И ОНИ жили неплохо!

  А вот старшая лаборантк Лида Быкова относилась ко мне неважно и молча
давала запись результатов (то есть, взрывоопасен ГАЗ или нет и можно ли
вести огневые работы).

Гагельганс Альберт Иванлвич (1942) - в 1961 работал слесарем КИП
(Контрольно-Измерительные Приборы). А тётя Оля (Мама Алика) -
в 1964-67г. нянчила наших ДЕТок Ваню и Лену и помогала купать их и т.п.
Я с АЛиком несколько раз ходили в опасные горные походы,
а из моих походов по ТаджИкии, Киргизии, Горному АЛТАю и СаЯнам -
я привозил АЛику гербАрии ТЕХ местностей - для Университета.
В 2000-е Алик ЕЩЁ БЫЛ профессор и зав-кафедрой био-физики Ташкентского Университета.

С Аликом работал слесарем КИП и ЕГО земляк - ТИСсен Давид Давидович -
Очень талантливый МАСТер <на ВСЕ делА>.
     Давид был 1921 года рождения, в 1959-67-х - был солИдным
спокойным белобрЫсым мужчиной и баптИстом, высоко ЧТИЛ еврЕев.
ЕЩЁ в бЫтность в ПоВОЛжье - хорошо разбирался в радио-технике и прочих
приборах и работах. И кое-ЧТО о ЕГО ТОй СудьбЕ доШЛО и до меня.
Летом 1941-го 20-летний Давид попал на Ж-Д станцию в КазАлинске.
Об Этом, повидимому, узнали и в Германии, поскольку после ВЫсадки ТОГО
десанта <Тройной прыжок <Пантеры> -
Давида нашли переоДЕТые НЕМЦы-диверсанты
и принудИли (ЕГО ВЕРа НЕ позвоЛЯЛа ЕМУ убивать людей!) ЕГО -
выполнять ИХ делиКАТные поручения ТИПа ремонта и наладки радио-техники,
связи, подДЕЛки документов и дры.
Давид, как и ВСЕ советские НЕМЦы, - ЗНАЛ немецкий язык,
без акцента говорил по-русски и СТАЛ для диверсантов незаменимым
помощником в ИХ делиКАТных делАх.
Именно благодаря уМЕНиям и мастерствУ Давида, -
нескольким диверсантам удалось спастись после выполнения заДАНия <Тройного
прыжкА <Пантеры>: ОНИ уМЕЛо переЖДАЛи ВРЕМя в непроЛАЗных ДЕбрях
КазАлинского райОна и смоглИ пробрАться до ТаганрОга...
И Давида с собою прихватИли! Но Осенью 1943-го Давиду удалося
перейтИ ЛИНию ФРОНТа и СДАТЬСя НАШим!
И благодаря УМУ и мастерствУ Давида, -
ЕМУ удалося избежАть расстрЕла,
но пришлОся отрабОтать 12 ЛЕТ в СПЕЦ-НИИ под строжАйшим надЗОРом.
А в 1956-том Давид приЕхал к родНЕ в Ангрен...
И кое-что прояснил в ТЕХ ТАК засекрЕченных событиях -
<Тройного прыжкА "Пантеры">...

          ************************

     ПРИЛОЖЕНИЯ = ПОЯСНЕНИЯ = КАК оПРАВа -
          для ТОЙ кино-ДРАМы

       1. Кое-ЧТО о КазАалинске:
КазАалинск (КазА-алЫ) - по Википедии:
районный центр районного подчинения
в Кызыл-ордЫнской Области Казахстана (45°46с. северной широтЫ. 62° в. д.).
Основан в 1853-м, Город с 1867-го:
Население 6815 человек в 2012-том и 3100 жителей в 2009-том.
Большинство жителей города  составляют казахи.
несколько десятков семей русских старо-ВЕРов = <уральцев>.
Жители покидают город в поисках работы, уезжая в Байконур, Кызылорду,
другие города Казахстана и России.

Известен уроженец КазАлинска - Дутов Александр Ильич =
казачий генерал, участник гражданской войны, рожден в 1879 году...

В настоящее время у людей старшего и среднего поколений -
сохраненА староверческая обрядность, молодёжь же идентифицирует себя -
как <русские>. В 1990-х годах в Казалинске была закрыта русская школа -
по причине недостатка учащихся.

 Герб города КазАлинск образца 1909 года:
В чёрном щитЕ - на золотой землЕ -
натуральный навьЮченна вер*****: "- НИ ЧЁ МНЕ НЕ всоВАТЬ!" -
сопровождаемая вверХУем - золотым трезубцем.
В вольной части герб Сыр-Дарьинской области. Щит окружен золотыми
виноградными ветками, перевязанными Александровской лентой и увенчан
серебряной стенчатой короной.

Максимальное развитие экономики Казалинска достигнут в 1970-х -
перед началом резкого снижения уровня Аральского моря.
     До деградации Аральского моря и сырдарьинской дельты
(во второй половине XX века) основным занятием жителей было
рыболовство и переработка рыбы. Действовали рыбный и кирпичный
заводы, - НЫНе закрытые.
   Город официально входит в приаральскую зону экологического бедствия.
В городе находится одна из старейших (с 1881-го) метеостанций Средней Азии.

Климат; резко континентальный, засушливый, с большими колебаниями сезонных
и суточных температур воздуха, малым количеством осадков (около 130 мм в год).
     Зима (середина ноября - середина марта) с переменной облачностью
и частыми туманами. Средняя температура воздуха днем -5:-10°C,
ночью до -20:-25 °C (минимальная ?38 °C). Устойчивые морозы начинаются
в декабре. В любой месяц зимы возможны оттепели. Осадки выпадают
преимущественно в виде снега. Снежный покров образуется во второй
половине декабря и держится до конца марта; толщина его обычно
не превышает 10 см (в снежные зимы достигает 40 см). Средняя глубина промерзания грунта 1,3 м.
    Весна (середина марта - апрель) теплая с неустойчивой погодой в первой половине. Температура воздуха в начале сезона днем -1:-10 °C, ночью до ?10 °C; в конце сезона днем до +25 °C, ночью от ?1 °C до +8 °C. Осадки выпадают в виде кратковременных дождей, иногда со снегом.
    Лето (май - середина сентября) характеризуется устойчивой жаркой сухой и малооблачной погодой. Температура воздуха днем +30:+35 °C (максимальная +45 °C), ночью температура опускается до +15:+18 °C.
    Осень (середина сентября - середина ноября) - в первой половине сухая и теплая, во второй облачная и прохладная. Температура воздуха днем +5:+25 °C, ночью -5:+5 °C. Осадки выпадают в виде моросящих дождей, во второй половине ноября выпадает мокрый снег.

    Ветры весной и летом западные и северо-западные, осенью и зимой восточные и северо-восточные. Преобладающая скорость ветра 3-7 м/с. В течение всего года (особенно в зимний и весенний период) порой наблюдаются сильные штормовые ветры со скоростью 15 м/с и более (25 дней за год).
    Среднее число дней с явлениями погоды за год: осадки 58 (январь 9, июнь 2), туман 25, метель 12, гроза 8. Число ясных дней по общей облачности - 119, пасмурных по нижней облачности - 17. -
   ИТАК = шиКАРная оПРАВа - для НАШей ЖУТкой ДРАМы...


2. Сокращённый рассказ создательницы фильм <Тройной прыжок <Пантеры> -
          режиссер Лейлы Х (от 4 Мая 2007):
<<<- Это своеобразная история. Сняв на <Мосфильме> дебют
военной короткометражки <Рядовой Прохоров>, я пыталась запуститься
с новой картиной на своей студии, но тщетно. В результате, пройдя
через все мытарства, мне сделали предложение снять мультфильм,
я взялась. Когда работа уже шла к финалу, меня вдруг вызывают к директору
киностудии Таукелову. Без преамбулы он говорит: <Ты должна согласиться>.
Естественно, я недоумеваю, а Сламбек Тлеугабылович продолжает:
<35 режиссеров отказались от этого сценария, но ты должна дать согласие>.
На мой вопрос, почему я должна это сделать, он весьма авторитетно привел
довольно сильный довод: мне в ближайшие годы ничего не светит! Да и зарплату
гдето же я должна получать, чтобы кормить сына. Пришлось призадуматься
над ситуацией, но первое ощущение было не из приятных: моето поколение
было воспитано на кинематографических шедеврах Бергмана, Антониони,
Бертолуччи, наконец, Феллини!
И нам хотелось творить в том же духе, а тут такое название - <Тройной
прыжок <Пантеры>! Директор уговаривает меня взять хотя бы сценарий
почитать. Читаю и прихожу в тихий ужас! Он написан Тер-Ованесовым
и Петелиным в традициях классического советского кино о войне,
то есть: самолеты летят, танки ползут, все стреляет, все горит!..
А я хорошо знала производство, поэтому понимала, что нашей студии
просто <не потянуть> такую сложную картину. В сценарии все было
описано чуть ли не с тем же размахом, что в киноэпопее Юрия Озерова
<Освобождение>. Я прихожу на следующий день к директору и заявляю:
<Это невозможно снимать!> Плюс ко всему сама история была мало
интересной и достаточно формально <закрученной> на казахстанской
почве. Предложила: <Давайте попробуем переделать сценарий>. <Пожалуйста!
Вся сценарная группа студии в твоем распоряжении>, - легко парировал Таукелов.
<Нет, - говорю, - я слышала, что на <Казахфильм> пришли молодые люди
из ВГИКа, они еще полны сил, надежд и желаний, лучше бы их привлечь
к работе>. Директор дал добро, я выхожу из его кабинета, иду
по территории студии и вижу лохматого парня - Сашу Баранова,
немного странного, сидящего на бордюре. Мы познакомились,
и я ему все рассказала, а он предупредил, что работает в связке
с другом и коллегой Бахытом Килибаевым, который вскоре вернется
из Москвы. Прочтя сценарий, Саша сказал: <Вы очень смелая женщина!>
И добавил все то, что я и так знала... Встретившись уже втроем,
говорю: <Ребята, денег не будет никаких, поскольку за этим стоят
москвичи, уже получившие гонорар. Но если мы победим все вместе,
то будут какието дивиденды. Вы только начинаете, а я по опыту знаю,
если мы выскочим из этой катавасии, то к вам на студии будет несколько
другое отношение, чем к тем, кто только что пришел...> Надо отдать
должное - они оказались очень умными ребятами без какихто дурацких
претензий и амбиций... А главное - просто профессионалами.
Они согласились на сотрудничество, мы тут же перешли на <ты>
и начали работать. Я попросила директора создать ребятам нормальные
условия для написания сценария, и их устроили в совминовскую
резиденцию, за что я благодарна Таукелову, да и за весь этот проект...>>>

<<<Не было в сценарии: кто они - Эти герои,
откуда и что собой представляют.
Особенно педалировала я на немецкую сторону,
поскольку роли диверсантов (их было 6) были не выписаны:
действовала просто группа, выполняющая секретное задание
в глубоком советском тылу. Спасибо Гуле, она очень точно
меня поняла и один к одному всех подобрала. То есть первый,
допустим, лейтенант - он <породистый>, прошел хорошую
профессиональную офицерскую школу, а второй, радист, мог быть
кем угодно: допустим, инженером, которого призвали в армию.
Третий - из бюргерской семьи, четвертый - просто молоденький
мальчик. Всего же немецких диверсантов было шестеро.
    Что же касается нашей стороны, то полностью доверилась
своему ассистенту по актерам, за исключением одного:
я сразу знала, что буду снимать Рашида Абдрахманова
в главной роли капитана Кадырова. Я его знала по картине
<Белый квадрат> о боксёрах. Там он играл практически самого себя -
классного спортсмена. Кстати, его <разглядел> сам Шакен Айманов
и пригласил сниматься в кино. Они познакомились в самолете:
Абдрахманов в составе сборной СССР по боксу летел в Лас-Вегас
на первую матчевую встречу со СШАнской командой, а режиссер -
направлялся в Голливуд. Мне он фактурно импонировал и очень
подходил для нашего фильма-экшн. Герой должен быть выносливым,
много двигаться и прочее. И уже в связи с Кадыровым подбирались
все остальные. На роль водителя Жорки гдето в российской провинции
нашли Сергея Роженцева, который после нашей картины окончил актерскую
мастерскую во ВГИКе у Сергея Бондарчука. Хотя в этой роли -
эдакого парня-обаяшки и балагура - я предполагала снять Игоря Скляра,
который ярко сверкнул в комедии <Мы из джаза>. Но мой второй режиссер
Марат Ибраев так с ним и не договорился, причины точно не помню.
    Случайно оказался в фильме Лев Перфилов, которого зрители хорошо
знают по роли фотографа в сериале <Место встречи изменить нельзя>.
Эту роль сверхбдительного старшины Карпиты должен был играть
Лев Борисов (Антибиотик из сериала <Бандитский Петербург>. -
Прим. автора), его я без кинопроб утвердила. Он приехал в АлмаАту,
но случилась <неувязочка>: в гостинице Лев Иванович с кемто там
сцепился и явился на съемки в КзылОрду с огромным синяком под
глазом. Гримом невозможно скрыть: на экране все станет заметно,
он же из кадра в кадр идет со всеми главными героями, его я не
могу както отделить на время от группы его боевых товарищей.
Помню, Борисов сказал мне: <Деточка, не волнуйтесь, я буду
<рабочей> стороной в кадре>. А я ему говорю: <И как марионетка
в мультфильме, станете, не поворачиваясь, ходить, что ли?..>
К сожалению, нам пришлось распрощаться. А Гуля Сунгатулина,
находясь в АлмаАте, координировала процесс. Узнав о <катастрофе>
с Борисовым, она предложила Перфилова. Я искренне была признательна
актеру, светлая ему память, потому что он очень серьезно отнесся к
этой роли, и она ему нравилась.
    А вот колоритного бывшего зэка Бабича, страстно рвущегося на фронт,
сыграл тогда совсем молодой Сергей Колтаков.
    В каких местах проходили съемки? -- Проблема была грандиозная:
надо было найти город войны. С художником Идрисом Карсакбаевым мы
исколесили всю АлмаАту, тогда, в 1986 году, еще какието <остатки>
сохранились с тех времен. Но самое главное - нам нужен был вокзал,
с которого и начиналась наша история. Думали-гадали, Идрис предложил
КзылОрду и Туркестан, где была достаточно специфическая фактура,
а нам необходимы были и другие объекты. Вот комплекс подходящий
мы и обнаружили в КзылОрде, город меня потряс своим архитектурным
естеством. А ВСЁ, что происходит в степи, мы снимали под Капчагаем.
А в павильонах <Казахфильма> я только пробы проводила,
а съемки проходили в естественных интерьерах, иногда
делали просто достройку, к примеру, для объектов <военкомат>,
<комендатура> и <зимовка>. И все это заслуга прекрасного
художника кино Идриса Карсакбаева.
     А начали съёмки в КзылОрде. Все идет нормально, доходим до сцен
в военкомате, прилетает Владимир Талашко на роль военкома, и он мне
не нравится: не подходит для нее! - У него несколько, я бы сказала,
отрицательное обаяние. А мне нужен был традиционный герой - отец родной,
скажем так. В этой ситуации что страшно: когда эпизод один - надо сразу
<выстрелить>, спрятаться не за что, актера больше не будет в кадре никогда!
Поэтому необходимо сделать роль объективно хорошо. Мой ассистент и второй
режиссер в трансе: надо срочно искать актера на роль военкома! Я успокоила:
<Раз уж вы пригласили Талашко, он сыграет кагэбэшника>. Этот герой обозначен
в сценарии как друг Кадырова, ведь, по версии, наш главный герой-разведчик,
их встреча многое объясняет. Короче, сняли эпизод, а Гуля в это время
умудрилась по телефону пригласить на роль военкома народного артиста
Юрия Назарова!
   Как я справлялась с таким количеством мужчин? Женщинто в кадре
было мало. - В одной из главных ролей снялась только Гульназид Омарова,
героиня которой рвётся на фронт, а бабушка ЕЁ <тормозит>.
Апашку убедительно в эпизоде сыграла Амина Умурзакова,
кстати, тоже народная артистка. А Меруерт Утекешева была безупречна
в роли снохи чабана, на зимовку к которому пришли переодетые немцы.
Помню, на съемках случилась пикантная ситуация. Снимаем сцену
с Умурзаковой, она входит в кадр, а я вижу - у неё - глазки подведены.
Спрашиваю гримёршу: <Это что за дела?> Та объяснила, что только тон
использовала. Подхожу к актрисе: <Амина-апа, ваша героиня живет в ауле,
нельзя так сниматься, на экране это будет все видно. Понимаете?
Не сердитесь>. Она стерла все, входит в кадр и бросает мне фразу:
<А все равно глаза у меня молодые!>

Почти все эпизоды вошлИ в фильм, кроме сцены, которую мы снимали в первый
день в КзылОрде на железнодорожном мосту. Там был трюковой кусок: драка
с участием нашего героя Кадырова. Более того, мы ещё на неё направили
поток воды из поливальной машины, изображая дождь. Конечно, только
по молодости можно себе позволить такую безответственность:
с моста три дубля каскадер падал в идущий состав! Но при монтаже
мы отказались от этого эпизода, потому что был выбран неверный ракурс съёмки.
К слову, там же произошла неприятная ситуация, но уже на последних минутах
съёмок. Другой каскадер делал элементарный трюк: наш герой <бьёт> его,
а он через перила небольшой лестницы падает на крышу. Как положено,
была страховка, но каскадер летит мимо этой крыши и падает мимо страховки!
К тому времени уже отпустили машину <скорой помощи>, потому что осталось-то
снять сущий пустяк. А тут я вижу окровавленного человека! Не знаю - стоит
ли об этом писать? Может, и надо: такой вот ценой даЁтся кино, каждый кадр!
Было пять утра, толпа зевак целую ночь стояла, наблюдая за съЁмками.
Я прыгаю в какую-то первую попавшую машину, каскадера погрузили в другую
и помчались в больницу. Чем дело кончится - неизвестно! Меня пронзает мысль:
что будет завтра? И сама себе удивляюсь, но отвечаю: <Продолжим снимать!>
К счастью, всё оказалось не так страшно, как я думала: падая, каскадер
прикусил губу, и поэтому хлынула пузырящаяся кровь.

Во время съёмок случались весёлые моменты:
У меня есть фото, где Лев Перфилов спускался со склона, боясь упасть:
это выглядело забавно: мы все так хохотали! Всего не упомнишь, но юмор
всегда присутствует на площадке. Без этого нельзя.
Пока мы снимали картину, художники из <кукурузника> по чертежам
делали настоящий <Юнкерс> (Ю-52). Мы приближаемся к финалу, а я чувствую -
самолёта ещё нет! У меня ночная смена предстоит, но я мчусь с Капчагая
на планЁрку на <Казах-фильм>, чтобы обсудить проблему. Конечно:
всё было на нервах: в кино, как на войне! Правда, накануне намеченных
съёмок эпизода со взрывом успели на двух большегрузных машинах доставить
наш <Юнкерс> на площадку. Интуитивно и по опыту других я поняла, что надо
приглашать ещё операторов на такие съёмки, ведь второго дубля не будет,
а одна камера может не захватить что-то. Дали три камеры и дополнительную
плёнку. Жора Гидт снимал из предварительно выкопанного окопа, Энуар
Даулбаев - с крана, а мы с Игорем Вовнянко находились на крыше камер-
вагена. Тогда на съёмках присутствовали пожарные, стояла машина <скорой
помощи>, было военное оцепление. Да и взрыв осуществляли военные, которых
мы пригласили, поняв в процессе подготовки этого эпизода, что киношным
способом с помощью пиротехников ничего не получится. Не будет того эффекта,
который был нам так необходим. В результате при монтаже в фильм вошЁл кадр
Игоря Вовнянко. На эту съемку понаехало много начальства, которое бегало
за мной: я подписывала документ о том, что беру всю ответственность на себя
за взрыв, за всё. А мне не до этого: мне подсовывают бумагу - я и подписываю!
А замдиректора киностудии умолял: <Ляля, пожалуйста, сохрани машину! Сохрани!>
Этот грузовик <Захар> был же на ходу, ездил. Потом он у Соловьева <снимался>
в ленте <Чужая Белая и Рябой>.
В фильме Кадыров погибает, тараня самолёт своим грузовиком. Тем самым
ценою жизни выполняет задание, уничтожив врага и сорвав план его операции.
Вполне понятно, почему эта героическая картина вызвала интерес у зрителя:
шла в Союзе широким прокатом и, как говорили тогда, первым экраном.
Помню уже после премьеры в АлмаАте прилетела ночью в Москву по другим
делам. Выхожу утром из гостиницы Постпредства на Чистых Прудах и вижу
на фасаде здания входа в метро огромный рекламный плакат-щит на наш фильм,
а потом и в других местах города тоже встретила такие же. Без ложной
скромности скажу: было приятно осознавать, что твой труд оценен таким
вот образом и что зритель пошел на картину. Поэтому когда меня сейчас
спрашивают: <Почему ты не снимаешь кино?>, я говорю: <А для чего?
Ну сниму, а дальше что? Где оно?..> Проката-то нет. Никто не смотрит
в кинотеатрах. В лучшем случае выпускают на дисках какие-то ленты,
как мой последний фильм <Десант>, к примеру. А мне важно, чтобы мое кино смотрели...>
       КрылEнко Владимир  29 октября 2013


Рецензии