Был такой театр

В моем детстве множество улиц, предприятий, учебных заведений,культурных учреждений носили имена еще живущих представителей власти, особенно, так называемых, «вождей». Улицы Ленина, проспекты Сталина, город Микояновск, где добывали олово в Облученском районе ЕАО,  завод им. Кирова в Одессе, рядом с нашим домом, города Калинин, Калининград, Загорск, Куйбышев, Ленинград, Сталино, Свердловск, Жданов, Ворошиловград, всех не перечислишь. Частная собственность вождей. Кстати, кто такой Калинин? Всесоюзный староста. «Всесоюзный козел он, вот кто!» Кто это сказал? По слухам –Сталин. Засветился «всесоюзный козел» с балеринами «Большого». А каково жителям современного Калининграда, бывшего Кенигсберга, родине Канта? Хорошо хоть древней Твери вернули родное имя.
Я – неразумное дитя советской власти, вкусивший все ее плоды; от сладких, в виде бесплатного образования и медицины,  до горьких, в виде антисемитизма, неустроенности быта, отсутствия приличного жилья, не говоря уже об ощущении жизни «на зоне».  Ничего не знал, во все, сказанное с экрана телевизора или по радио, верил. С удовольствием пел популярную песню со словами:
- Не надо печалиться, вся жизнь – впереди!
Вся жизнь – впереди, надейся и жди!
И дождался.
 Рассказал мне мой друг, Миша Портной, уже ушедший от нас:
-Мой папа, старый большевик, после войны отказался от прибавки к крошечной пенсии, так как он считал, что деньги другим нужнее,
 Так и умер старый большевик в неведении, что на самом деле происходит со страной.
Что нам известно было о вождях народа? Бескорыстность, могучий организаторский талант, настолько могучий, что капиталисты решили лишить СССР этого бесценного дара природы – отравить этих людей с помощью «врачей-вредителей»: сократить жизни Жданову, Щербакову, Куйбышеву, Маленкову и другим «корифеям». Что можно сказать, например, о Жданове? Что он сделал полезного для страны? Никто не знает. А вредного? Знают многие, включая меня. Во время блокады Ленинграда ему предложили умные люди, которых всегда было много в нашей стране, раздать людям продукты с Бадаевских складов, потому что существовала реальная угроза их бомбежки авиацией немцев. Жданов отказался от этого предложения, под предлогом последующей спекуляции продуктами. Склады разбомбили, и сотни тысяч ленинградцев умерли голодной смертью. Сам же Жданов страдал от излишнего веса и пьянства. Замучил коллективы журналов «Звезда» и «Ленинград» и их авторов, среди которых были замечательные писатели, которым он, Жданов, «в подметки не годился».
Красный маршал Ворошилов стал маршалом, не выиграв ни одного сражения. Маршал Буденный , бывший царский вахмистр, даже карту не умел читать, хотя рубил шашкой хорошо. Угробил Исаака Бабеля, служившего в Первой Конной. Во время войны был, вместе с Ворошиловым, сдвинут на задворки руководства войсками, открыв дорогу полковникам и генералам  проложившим путь к победе. Вся эта тесная группа бездарных людей привела страну и ее армию к сокрушительному поражению в первые месяцы войны, допустив пленение 4 миллионов солдат Красной армии.
Эти «вожди» завели страну в тупик, подорвали генофонд народов репрессиями и развязанной ими мировой войной.
Заметна фигура Кагановича на фоне безликих , уже упомянутых фигур. Построил лучшее в мире Московское метро, железной рукой наладил  порядок и функционирование железнодорожного транспорта страны в тяжелейшее время.  Но под его руководством было произведено и разрушение
Xрама Христа Спасителя, участвовал в репрессиях, проявлял, как и все руководство страны, полнейшее игнороривание законов и Конституции. Тем не менее, «частную собственность» в виде заводов, фабрик имел, даже была станция Кагановичи на Транссибирской магистрали.

                ПАМЯТЬ СЕРДЦА.
Одним из ярчайших воспоминаний моего детства было посещение театра, куда меня  с раннего возраста брали родители .Наша семья состояла из 6-ти человек - мои родители, две бабушки и я с младшим братом. Говорили дома на идиш. Бабушки были носителями различных диалектов  языка . Бабушка Эстер была с Украины, а бабушка Хана –из Белоруссии, литвачка. Они постоянно дискутировали, как
 правильно говорить-калт или колт, гезунд или гезынд. Мне было  интересно это слушать.Бабушки говорили со мной на идиш, в результате я хорошо владел языком.
             В театр бабушки не ходили. Я помню, как на предложение пойти в театр бабушка Эстер воскликнула :   -- ---Какой театр, какое кино, а где мой Юзик, а где мой Миша? -      и заплакала. Из её троих сыновей с войны вернулся лишь мой папа.
             Вторая бабушка крутилась по хозяйству- варила, топила, убирала, заставляла нас с братом носить воду из колодца, все удобства были во дворе, ей было не до театра. Но обе бабушки были в восторге, когда я, вернувшись вечером из театра, утром пел для них песенки из моего любимого спектакля –“Колдунья”, где побеждало добро над злом.  Песню Ильокума я пел, подражая артисту Кагану, его движениям и манере, песню Гоцмаха -  подражая артисту Аронесу.
               Театр был замечательный    — Биробиджанский Государственный Еврейский Театр им.Л.М. Кагановича. Он был создан одновременно с ЕАО в 1934-м году. Каганович приезжал на его открытие. Основу труппы составил второй выпуск театрального училища при ГОССЕТе, которым руководил Михоэлс. Многие артисты театра были учениками Михоэлса. Но были в составе труппы и артисты из других театров и даже стран: Бенгельсдорф приехал из Аргентины, Боржес –из Бразилии, Меламед- из Крыма, Аронес-из Риги.
             Ярчайшей звездой театра был актёр Иосиф Гросс, впоследствие Заслуженный артист РСФСР, настоящая фамилия- Штофенмахер. Мальчиком  он убежал из дома и примкнул к бродячему театру. Он впитал в себя юмор и жизнеутверждающую силу бродячих артистов, способность к импровизации на сцене, умножил это на свою необычайную одарённость . Леонид Утёсов сказал об этом актёре:  “Он умеет делать то,чeгo я не умею.”
               Когда Гросс выходил на сцену, раздавался гром аплодисментов.Тоже самое я наблюдал  позднее в Одессе, когда на сцену выходил Михаил Водяной. Эти два
изумительных бриллианта стоили друг друга.
               Кроме “Колдуньи”-муз пьесы Абрама Гольдфагена, я помню спектакль “Ди цвей кунилэмлэх”.  ,поставленный Главным режиссёром театра Е.Гельфандом- Заслуженным артистом РСФСР.
                Ведущим артистoм театра был и Файвиш Аронес . Он, как и Гросс, примкнул в детстве к бродячему театру. Был необычайно талантлив .Снялся в 1934-м году на Ленфильме в картине “Граница” в довольно значительной роли раввина. Фильм –о еврейской жизни. В нём в эпизодах снимались такие будущие звёзды, как Качалов, Топорков, Сергей Герасимов, Вениамин Зускин. Фильм пролежал на полке почти 70 лет, сегодня его можно найти в интернете.
Через много лет, увидев  Бубу Касторского- Бориса Сичкина в фильме “Неуловимые мстители”, я вспомнил Файвиша Аронеса - та же потрясающая энергетика, тот же танцевальный талант, тот же искромётный юмор, тот же шарм и любовь зрителей. Оба эти артиста прошли через советскую тюрьму.Аронес, солдат Первой мировой, награжденный Георгиевским крестом «За храбрость» был «награжден» советским режимом десятью годами лагерей. Проведя 8 лет в зоне, Аронес, в 1971 году с семьёй эмигрировал  из Риги в Израиль. Судьба была благосклонна к нему на Земле Обетованной.  Он давал с женой концерты на идиш  почти до последних дней своей жизни. Умер в 92 года.Об этом мне рассказал его сын- Майрум , мой друг детства. Мы с ним встретились в Израиле в прошлом году— дети репрессированных родителей, оба не смогли сдержать слёз, всё-таки 73 годa  за спиной.
               
                Но вернёмся к театру.
 Во время войны театр работал, не щадя сил Когда в Средней Азии оказались тысячи еврейских беженцев из западных областей страны, правительство направило биробиджанский театр туда  на гастроли.  Через всю страну, в теплушках, без элементарных удобств, с детьми, передвигался театр,
гастролировал по полгода в Чимкенте, Кзыл –Орде, Коканде. Я впервые услышал эти экзотические названия от возвратившихся в Биробиджан моих сверстников—детей артистов.  Мой друг — Майрум Аронес ,  иногда, угощал меня кусочком вяленой дыни – это было невероятным лакомством для  Биробиджана, где дети видели яблоко только на картин- 
ках.
День Победы театр встретил в Алма- Ате. Правительство оценило труд артистов. Многих наградили орденами и медалями. Как и все граждане СССР, артисты театра давали деньги в Фонд Обороны, Я знаю ,что Файвиш Аронес, получив за постановку спектакля 1000 рублей, отдал их в Фонд, что не спасло его от ареста.
Театр ставил спектакли и на русском языке. “Парень из нашего города” –К. Симонова,  “Фронт”—Соловьёва и др. Был поставлен на идиш замечательный антифашистский спектакль   “Профессор Мамлок.”
             После гибели Михоэлса театр им. Кагановича был обречён.
 Сначала его сняли с дотации государства, хотя все   национальные театры Союза оставались на дотации. И Каганович не помог. Началась агония театра. Сталинским слугам было недостаточно просто закрыть театр. Они хотели ещё и унизить артистов,сломить их еврейский дух. Мне рассказывал бывший фотограф театра Зигельман, как это происходило.
                Назначили собрание всех сотрудников— актёров, музыкантов, костюмеров, фотографов, бухгалтера,  всех абсолютно. Из Хабаровска приехали трое:  зав. отделом культуры Крайкома и ещё двое неизвестных никому людей. Предложили выступать. Никто не хотел, хорошего- не ждали. Начальство стало настаивать, вызывать поимённо. Выступавшие с горечью говорили о судьбе театра, о нерешённых проблемах. Выслушав всех, вышел один из неизвестных. Его речь была краткой,состоящей почти целиком из ярлыков, которые он приклеивал к каждой упомянутой им фамилии.
                -“Вы все ответите за всё, что вы натворили. И ты—оппортунист Рабинков, и ты—ренегат Катонти, и ты—двурушник Каган, и ты—буржуазный националист Аронес, и ты—начётчик Розентур.” 
                Расходились в глубокой депрессии. Театр был закрыт. Шёл 1949 –й год. Почти 100 человек оказались выброшенными на улицу. Актёры Бенгельсдорф и Шувал, выходцы из семей шнайдеров-портных,устроились на швейную фабрику.  Гросс уехал в Москву, был принят в  труппу театра на Малой Бронной, работал там под фамилией Колин. Остальные—затерялись в огромной стране.
                Сегодня дети и внуки этих актёров живут в разных странах .Среди них –профессора, замечательные музыканты, компьютерщики, писатели.  Гены —сработали.  Если бы воскресли актёры Биробиджана,они бы заплакали от счастья,
тлядя на своих потомков, которые их помнят, гордятся ими, счастливы в свободном мире.
                В живых уже нет никого из актёров .Жива только память о них,  о замечательном Театре, незаслуженно забытом. Пусть мой рассказ будет напоминанием всем тем, кто имел счастье прикоснуться к этому кладезю добра и любви к людям .
Не забывайте.
В заключение, хочу назвать имена артистов Биробиджанского Государственного еврейского театра, которые незаслуженно забыты, чьи имена остались в памяти лишь немногих людей, вроде меня, переживших этих замечательно талантливых представителей еврейского народа, родным языком которых был идиш – мамэ лошн –мамин язык:
Моисей Гольдблат, Лия Колина, Мария Карлос, Юда Гуревич(Катонти),Абрам Крамер, Моисей Бенкельсдорф, Мойша Желковер, Шувал, Эпштейн, Островский, Кантор, Абрам Каплан, Фейгин,Фридман, Меламед, Надежда Хаит, Сарра Фридман, Фира Теплицкая, Рубин, Абрамович, Файнштейн, Каган, Кантор,  Бузя Шильман, Наум Койфман, Цилькер, Аронес, Гросс.
К сожалению, список неполный.

Сан- Франциско. Владимир Бердичевский.

Вышла книга Владимира Бердичевского «Трижды еврей Советского Союза». В книге 315 стр.,включая фотографии.   vova1937@sbcglobal.net Koнтактный тел.(415)-336 8653
.


Рецензии
Спасибо за ДОБРУЮ работу! За редкую работу! Для многих невеж, это как познавательный материал.

Владимир Милевский   31.08.2023 12:20     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.