Собинной друг

               

         В России начиналась церковная реформа. Конфликт в пра-вославной церкви свелся к выяснению вопроса о том, появился ли русский церковный обряд – двуперстие, осьмиконечной крест, богослужение на семи просфорах,  сугубая «аллилуйя», хождение посолонь, т.е. по солнцу, при исполнении обрядов и так далее – в результате искажения невежественными перепис-чиками богослужебных книг или нет.
        Внешне казалось, что спор о том, двумя или тремя перста-ми осенять себя крестом, пустой, по сути. Но... Двумя перстами крестились в Москве, тремя – греки, сербы, малороссияне. Про-должать молиться двумя перстами, - означало идти в изоляцию, с вытекающими отсюда последствиями. Единство, какое наблю-далось до этого, уходило в прошлое. В это время скончался пат-риарх Иосиф (1652 год) Нужно было избрать нового патриарха. Без церковного владыки  в ту пору в Москве никакого государ-ственного, тем более церковного мероприятия провести было невозможно. Царь Алексей Михайлович был набожный, суевер-ный человек. И хотя, казалось, что выбор царя должен был остановиться на Стефане Вонифатьеве (Аввакуме), царь хотел, чтобы патриархом стал «собинной друг» - новгородский митро-полит Никон.

Светлая Русь уходила
Темные шли времена,
Грубая властная сила
Пастыря ищет страна.

Царь Алексей торопился:
Личный духовник – Стефан?..
Никон царю полюбился –
Он патриархом избран!


Рецензии