Великий государь
константинопольский, антиохийский и александрийский. Сде-лали они это, поддерживая желание русского царя видеть патриархом Никона, митрополита нижненовгородского.
Зная о решении патриархов и желая получить абсолютную власть, Никон демонстративно, в присутствии самого царя, от-казался от патриаршего сана. Присутствующие пришли в изум-ление. Потрясенный отказом друга от патриаршего престола, царь Алексей Михайлович стал перед ним на колени и со слеза-ми на глазах долго упрашивал митрополита.
Предки и сам из мордовских крестьян,
Был человеком тщеславным.
Стал он главой на Руси христиан,
Веры святой, православной.
Царь Алексей светел, мягок душой,
Миничем был очарован.
Тот был и телом, и духом большой,
Ум ему Богом дарован.
Никон спектакль пред царем разыграл,
Вел себя твердо и прямо.
Царь перед ним на коленях стоял:
«Не отрекайся от сана!»
Слезы царя не смутили того,
Он продолжает давление:
«Бога великого чту одного,
А к патриарху – почтения.
И тогда Никон сурово спросил царя, будут ли в случае избрания патриархом
чтить его как отца и архипастыря и дадут ли ему возможность обустроить церковь так, как он того желает. И только получив прилюдно согласие царя, он, как бы пересиливая себя, согласил-ся возложить на себя власть патриарха русских земель. Никон получил символ патриаршей власти – посох, принадлежавший когда-то первому, жившему в Москве, митрополиту русскому Петру.
Как с подданным своим, с царем он говорил.
Царь покорился, давши свое слово.
И Никон его именем творил.
Реформа православия готова.
Царь выполнил свое обещание: Никон получил огромную власть и титул, аналогичный царскому «Великого Государя».
Не только к пастве был суров,
Досталось и князьям, боярам.
И титул, наконец, его нашел.
Теперь его зовут Великим Государем!
Никон легко вошел в роль Государя Великого, соответствен-но условиям того времени: не всегда был сдержан, распоряжал-ся своей властью, не только по отношению к служителям церк-ви, но и князьям и боярам. Те пока еще терпели патриарха, об-ращаясь к милости самого царя. Алексею Михайловичу прихо-дилось браться за перо и в письмах просить Никона быть помяг-че к тому или иному вельможе, который имел несчастье прогне-вить патриарха – «Великого Государя».
Ревнители православия вначале не опасались Никона, по-скольку хорошо были с ним знакомы и даже принадлежали к единомышленникам его. Но новые друзья Никона, прибывшие из Украины, вскоре смогли убедить патриарха в том, что его прежние друзья не правы; что церковную реформу надо провести решительно, сообразуясь только великими целями православия. Особенно постарался поссорить с прежними его друзьями новый «самый преданный» - Епифаний Славинецкий. В Великий пост 1653 года он ввел троеперстие на Руси. Сторонники Аввакума и Неронова воспротивились этой «памяти» патриарха и были сосланы. Кто-то из них поступился своей совестью, покаялся самому Никону и был им прощен. Так случилось с Нероновым Иваном. Те же, кто лично не повинился, продолжали пребывать в ссылках.
Познали его прежние друзья,
Что он действительно «великий».
Перечить Никону нельзя –
Согнули спины пред владыкой.
Кто против, - ссылка и острог,
Наложат цепи – в подземелье!
Да, патриарх и горд, и строг,
Тут не до шуток и веселья.
Крутой нрав Никона продолжал сказываться, создавая множество врагов среди бояр Все они стремились испортить отношения патриарха и царя.
У всякой власти есть предел,
И нужно где-то поступиться.
Во власти Никон преуспел,
Переступив ее границы.
Настолько нестерпимым стал,
Что стали все роптать бояре.
Его ошибки ожидал,
Чтоб донести до государя...
Сам Никон, своим поведением, надменностью, помогал им. Ожидали только случая – и он не заставил себя ждать. Сам по себе он и не стоил внимания великих особ. Но... В 1658 году во время очередного праздника царский окольничий, прокладывая, как это полагалось по обычаю, дорогу для государя, ударил пал-кой патриаршего человека. Тот возмутился и набросился на обидчика со словами: «Ты пошто, сучий сын патриаршего бо-ярского сына ударил?» Окольничий, не долго думая, нанес ему еще один удар, теперь уже по лбу. Никон, узнав об этом, пришел в великое волнение и потребовал у царя расследования и наказания обидчика. Однако расследование не было и начато, а виновный не был наказан. Видя, что отношение царя изменилось к нему, патриарх решил прибегнуть к уже ис-пользованному им приему. После обедни в Успенском соборе он снял с себя патриаршие ризы и объявил, что оставляет место патриарха и уходит жить в свой любимый Воскресенский монастырь под Москвой, называемый еще Новым Иерусалимом. Народ пытается остановить патриарха, выпрягает лошадей из его кареты. Никон не изменяет своего решения и отправляется в монастырь пешком.
Взбешенный Никон едет в монастырь, -
Не поддержал царь Алексей.
Людской удерживает мир
И выпрягает лошадей.
Патриарший престол остается пустым. Никон рассчитывает на то, что царь одумается, испугавшись лишения соратника на патриаршем престоле. Но он ошибается. Царь не едет к нему. Мало того, царь и не приглашает его к себе. Просчет тактики Никона становится очевидным. Царь старается добиться от Ни-кона окончательного отказа от патриаршего сана и возвращения патриарших регалий.
Владыка церкви непреклонен...
Но царь не едет на поклон.
Он патриархом недоволен,
А слово царское – закон.
Никон упорствует, давая понять своими действиями возмож-ность возвращения его на патриарший престол в любое время.
Такое положение дел было нетерпимо. Царь прибегает к по-средничеству вселенских патриархов. Долго же ему пришлось их дожидаться! Только в 1666 году в Москву прибыли двое из четырех: антиохийский и александрийский. Правда, они заручились полномочиями двух остальных: константинопольского и иерусалимского. Несмотря на все уловки умного, но своенравного Никона, он был вынужден предстать перед судом патриархов и был лишен своего сана, хотя правильность его церковных реформ и была подтверждена. Никон был сослан в отдаленный северный монастырь простым монахом.
Предстал перед судом,
лишился сана.
И стал простым монахом он –
К чему вела упрямость!
Свидетельство о публикации №213102900775