Подорожник

Водитель ехавшего впереди фургончика, как видно, никуда не спешил. Проехав мимо цирка, он повернул на мост и медленно покатил вниз. Я  пристроился у него в хвосте. Мне ведь, собственно,  тоже спешить некуда. Я и за руль-то сел только потому, что сегодня выходной и дома занятия не нашлось. Конечно, при желании занятие можно было найти, но не нашлось самого желания. И вот теперь я в одиночестве раскатывал на своём «Москвиче», прикидывая, кому из знакомых нанести нежданный визит. Жена составить мне компанию отказалась, а у сына свои дела и свои знакомые. Так что спешить мне было некуда, и ползущий впереди фургон «Газель» меня ничуть не раздражал. Надписи на боках фургона гласили: «Сеть закусочных «Подорожник». Мне вдруг захотелось воспользоваться услугами этой сети. Одна из таких закусочных расположена у самого входа в парк Победы. Проехав мост, я повернул направо и поставил машину у обочины. Парк был почти безлюден. Несколько человек прохаживались по аллеям, да за столиком летнего кафе рядом с закусочной сидела девушка лет двадцати. Получив свой добросовестно разогретый заказ, я направился к столикам. Все они, кроме одного, были свободны. Но когда я проходил мимо девушки, бес шепнул на ухо: «Садись за этот столик». Я не стал с ним спорить, и спросил, обращаясь к незнакомке:
- Не прогоните?
Девчонка критически оглядела меня с ног до головы.
- А это зависит от того, как будете себя вести, - она обвела взглядом окружающие нас пустые столики. – Ладно уж, садитесь, раз другого места не нашлось.
 Церемонно поклонившись, я сел напротив. Конечно, всё это сплошное ребячество. Мне уже давно не двадцать. И даже не тридцать, а слегка за сорок. Но что делать, когда выходной, дома заняться нечем, а навещать знакомых расхотелось. Чтобы как-то завязать разговор, я сказал соседке по столику, что «Кока-кола», которую она пьёт, противопоказана молодым цветущим девушкам. Девчонка в долгу не осталась и высказала опасение, какой непоправимый вред могут нанести пирожки с грибами моему мужскому здоровью. Мы ещё обменялись несколькими безобидными колкостями, и вскоре у нас завязался непринуждённый разговор. Девушка оказалась приятным собеседником с хорошим чувством юмора. Минут через двадцать она протянула мне свою узенькую ладошку и сказала:
- Меня зовут Катей. А вас?
Я  легонько пожал протянутую руку.
- Станислав, - и после небольшой заминки добавил, - Сергеевич.
- Ах, уважаемый Станислав Сергеевич, - девчонка картинно всплеснула руками, - теперь я понимаю, почему вы здесь: место встречи изменить нельзя. Мне так и называть вас по имени-отчеству?
- А это как вам будет удобней.
- Вот это мне нравится, - сказала Катя. – А то, знаете, терпеть не могу, когда мужик, которому полтинник, заявляет: «Зовите меня просто Аликом».  Но вас я бы хотела называть по имени, если не возражаете.
- Я не возражаю. Мне ещё нет «полтинника».
- Значит, Стас?
- Вообще-то все зовут меня Славой.
- Отлично! Представляете, как здорово: повстречаться со Славой в парке Победы.
- Ничего удивительного, дорогая Катюша.
Мы расхохотались. Покончив с трапезой, стали прогуливаться по парку. Несмотря на разницу в возрасте, у нас нашлось много общих тем для разговоров. Катя вызывала во мне всё большую симпатию. И дело было вовсе не в бесе, который сначала шепнул в ухо, а потом полез в ребро. Бывает так, что с практически незнакомым человеком вам вдруг становится легко и комфортно. Вы чувствуете, что вас понимают с полуслова, словно ваши душевные импульсы настроены на одну частоту. Иными словами, вы вдруг обнаруживаете набор тех самых признаков, которые включает в себя понятие «родственная душа». Тех признаков, которые порой так и не обнаруживаются между, казалось бы, близкими людьми. Правда, мне долго не давал покоя один каверзный вопрос. Мне не терпелось узнать, где и при каких обстоятельствах полувековые Алики предлагают ей называть их просто по имени. Но я так и не нашёл приемлемой формы для своего вопроса, а потом и вовсе забыл о нём.
День незаметно клонился к вечеру. Наше однодневное знакомство подходило к концу.
- Мне пора, - сказала Катя. – Спасибо за приятный день.
- Мне тоже было очень приятно, - ответил я.
Как ни жаль было расставаться с этой девушкой, я понимал, что попытки продолжить наше знакомство бессмысленны и ни к чему хорошему не приведут. Поэтому мы просто постояли несколько минут молча, прежде чем расстаться.
- Ну что ж, Катюша, прощай. Мне будет тебя не хватать.
- Мы ещё встретимся, - сказала Катя. – Я  это чувствую.

* * *

У короткого ноябрьского дня переведённые назад часы отняли ещё один час. И хотя  ещё не было шести, повсюду горели уличные фонари, не позволяя городу погрузиться во мрак. Мой старенький «Москвич» уже давно требовал заменить в нём кое-какие детали, и вот сегодня я решил после работы совершить вояж по автомагазинам. Когда машина проехала мимо общежития с романтическим прозвищем "пентагон" и покатила вниз по проспекту, в свете фар я увидел девушку, которая стояла у обочины. Подъехав ближе, я узнал в ней свою летнюю знакомую. Эта неожиданная встреча меня очень обрадовала. Что скрывать, я часто вспоминал Катю, мне её действительно не хватало. Я  остановил машину и распахнул правую дверцу. Девушка подошла, приветливо улыбаясь. Я  уже приготовил шутливую фразу: «Куда прикажете вас доставить, красавица?», но Катя меня опередила:
- На час – двести пятьдесят, на ночь – восемьсот, - сказала она.
Сначала я ничего не понял. Девушка выжидающе смотрела на меня:
- Ну что, согласны?
- Садись, - сказал я, ещё не зная, что буду делать дальше. До меня, наконец, дошёл смысл её слов. Она села рядом и захлопнула дверцу. Свет уличного фонаря падал на её лицо, и в этом неясном свете происходящее казалось нереальным.
- Ну, вот и встретились, Катюша.
Она резко повернулась в мою сторону.
- Слава?!
Её растерянность была недолгой. Быстро овладев собой, она сказала с вызовом:
- Что, не ожидал? Поблек мой светлый образ?
- Такой встречи – не ожидал.
- Слушай, дорогуша, - она говорила зло, почти враждебно, - если тебя мои условия устраивают, то поехали, а нет – проваливай. У меня сдельная оплата труда.
Я  достал бумажник и отсчитал двести рублей из отложенной на запчасти суммы.
- Вот, держи. Минут на сорок хватит? Мне надо поговорить с тобой.
Она отвернулась. Когда вновь посмотрела на меня, в глазах у неё блестели слёзы.
- Ну чего тебе от меня нужно? Мы ведь едва знакомы.
- Я  хочу, чтобы ты бросила это занятие. Ты же умная, грамотная девушка. Вполне можешь найти себе приличную работу.
Она ответила не сразу
- Всё не так просто. Я не свободна в своих решениях. У нас тут свои… опекуны, что ли. Я им должна.
- За что?
- Они меня защитили.
- Защитили? От кого?
- От самих себя, - она усмехнулась. – Тут, дорогой Станислав Сергеевич, свои режиссёры.
Катя рассказала мне свою историю. Это была ловко спланированная интрига, начавшаяся с приятного знакомства. Она и сама не заметила, как оказалась "на крючке". А когда всё поняла, было уже поздно. Поначалу пыталась избавиться от своих «покровителей», найти на них управу, но быстро убедилась, что с этими людьми шутки плохи. Я слушал её, и мне становилось не по себе от одной мысли: до чего же беззащитен человек перед произволом негодяев. Закончив свой рассказ, Катя сказала:
- Только не пытайся мне помочь. Себе неприятности наживёшь и мне только хуже сделаешь.
Я немного подумал. Мне вдруг пришла на ум интересная мысль.
- Знаешь что: тебе нужно просто исчезнуть. У меня есть родственники в соседней области, ты можешь пожить у них какое-то время. Я  сегодня же им позвоню.
Я написал на блокноте свои координаты и, выдрав листок, протянул его Кате.
- Вот мой адрес и телефон. Свяжись со мной через пару дней.
Катя взяла листок:
- Спасибо!
- Пока не за что.
- Есть за что! – она улыбнулась сквозь слёзы и вышла из машины.
А я поехал дальше, невольно поглядывая на обочину дороги. Периодически я видел там девушек, стоявших по одиночке и небольшими группами. Господи, сколько же их! Худые и полные. Хорошенькие и не очень. Охотницы и жертвы в одном лице. Подорожники.

* * *

Прошла неделя. Я  только что вернулся с работы. Едва вошёл в квартиру, жена сказала:
- Тебе письмо.
- От кого?
- От какого-то Подорожника. Так на конверте написано. Это что: фамилия или подпольная кличка?
- Фамилия, - ответил я и торопливо вскрыл конверт. На тетрадном листке ровным почерком было написано:
«Дорогой Слава! Сегодня я уезжаю. Моя давняя подруга согласилась помочь мне. Возможно, что мы никогда не увидимся, но я всегда буду тебя помнить. И ты, пожалуйста, иногда вспоминай обо мне – для меня это важно. Удачи тебе и спасибо за всё. Катя»
Я несколько раз перечитал это короткое послание. «Спасибо за всё» – написала Катя, а ведь я, в сущности, для неё ничего не сделал. На душе было и грустно, и светло. Мы вряд ли когда-нибудь встретимся ещё, но мне хотелось верить, что та невидимая нить, которая протянулась между нами, никогда не оборвётся.

 2002 г.

               


Рецензии