Милая Леночка

На улице Весенней пахло весной. И хотя ещё было немного прохладно, май уже твёрдо заявлял о своих правах. Молодая листва на деревьях и ласковое солнце, каким оно бывает только весной, создавали ту атмосферу свежести, в которой чёрные, угрюмые мысли становятся совершенно неуместными. А именно в таком негативном расположении духа пребывал мужчина, выходящий на свет Божий из гостиницы «Кузбасс». На вид ему было около сорока лет. Пройдя несколько шагов от двери, он остановился, окидывая взглядом завораживающую картину весеннего города. Несколько раз он глубоко вздохнул. Яркие солнечные лучи и свежий прохладный воздух немного развеяли хандру, улучшили настроение, но не спасли от одиночества. Он ещё раз огляделся, прикидывая, куда бы направить свои стопы. Ничего не придумав, вышел на аллею и бесцельно побрёл в сторону Набережной. Зачем он приехал в этот город, на что рассчитывал? Хотел сбежать от своих проблем, от себя самого? Но от себя не бегут в одиночество.
Анатолий Иванович Горцев, глава Барнаульской фирмы по продаже, обслуживанию и ремонту компьютерной техники, находился в том состоянии, которое принято называть кризисом среднего возраста. Но кризисы, как известно, не возникают на пустом месте, всегда имеют под собой почву в виде накопившихся проблем. А проблем у Горцева хватало – и на работе, и дома. Однако если на работе они были сложны, но вполне решаемы, то дома ситуация была тупиковой; во всяком случае, казалась такой. Горцев старался держать себя в руках, не давать волю эмоциям, и, возможно, не было бы никакого срыва, если бы повод для него не возник в самый неожиданный момент. Выбросив наружу мощную струю накопившегося внутри пара, Анатолий по телефону передал полномочия главы «на неопределённый срок» своему заму Саньке Зельцову, наскоро собрал чемодан и укатил сюда, в Кемерово. Почему именно в Кемерово? Здесь жил его институтский товарищ Илья Борисов. Хотелось излить душу в дружеской беседе, почувствовать понимание, участие. Но, поговорив с Ильёй по телефону, Анатолий понял всю нелепость своей затеи. Тащить свои жизненные неурядицы к человеку, с которым не виделся много лет, по меньшей мере, глупо. Разумеется, Илья обрадовался его звонку и настойчиво приглашал к себе, но Анатолий отказался от визита, сославшись на кучу дел и необходимость скорого отъезда. У каждого свои проблемы, и каждый старается удержаться на ногах в меру своих сил и способностей. «А кому сейчас легко?» – вспомнил он самую популярную в наши дни поговорку.
Миновав здание драматического театра, он пересёк Советский проспект и ступил на аллею Героев. А что, собственно, влечёт его на Набережную? Ну, будет он там стоять, навалившись на парапет, уставится на Томь невидящим взором, а всё те же проклятые мысли, от которых хотел сбежать, слетятся со всех сторон и начнут массированно бомбить мозги. Надо придумать что-нибудь другое. Но какие бы идеи не приходили ему в голову – всё было не то. Душа ни к чему не лежала. Накануне вечером он заказал себе в номер девочку, надеясь, что это поможет ему расслабиться. Довольно быстро явившаяся проститутка была молода и недурна собой. Но когда она затянула «песню» о своей трудной и несчастной жизни, у Горцева всё желание пропало. Он заплатил девчонке и вытолкал её из номера.
Купив в киоске газету, Анатолий присел на скамейку. На соседней скамейке, отделённой от него ещё не вступившим в пору цветения сиреневым кустом, сидели двое – женщина лет тридцати или чуть больше и девочка-подросток. Из их разговора, который Анатолию невольно приходилось слышать, было ясно, что это мать и дочь, но беседовали они, шутили и смеялись как добрые подруги.
- Мамуль, у меня есть чудесная идея, – сказала девочка. – Давай навестим кафе «Мороженое».
- Ох, дочка, - грустно вздохнула женщина, - не знаю, как мы с тобой до получки дотянем. Столько долгов накопилось!
- Жаль, – девочка тоже вздохнула. – В организме катастрофически не хватает мороженого. Но ничего не поделаешь, приходится считаться с состоянием семейного бюджета.
Женщина обняла дочь.
- Бедная ты моя! Вокруг столько соблазнов, а я тебе ничего, ничего не могу дать.
- Ну что ты, мама, – сказала девочка ободряющим голосом. – Какая же я бедная? У меня есть ты.
- Да, – женщина немного помолчала. – А знаешь, Лена, порция мороженого нас не разорит. Идём в кафе.
- Почему только порция? А как же ты? Я так не согласна!
- Я вполне могу обойтись без мороженого.
- Я тоже могу обойтись.
- Ну ладно, – в голосе женщины звучали слёзы. – Две порции нас тоже не разорят. Какая же ты у меня славная!
Они поднялись со скамейки и пошли в сторону Набережной, держась за руки. Анатолий глядел им вслед, с удивлением осознавая, какие огромные перемены в его сознании совершил этот короткий, случайно услышанный диалог. Вот ведь какие проблемы бывают у людей, когда они не знают, как свести концы с концами! Когда порция мороженого становится непозволительной роскошью! Ему вдруг стало стыдно за себя. Да, у него есть свои серьёзные проблемы в жизни, но какого чёрта возводить их в ранг трагедии? Внезапно ему на ум пришла интересная мысль. Он быстро поднялся, перешёл с аллеи на тротуар и торопливо зашагал в сторону кафе. Он рассчитал так, чтобы занять очередь непосредственно перед девочкой и её мамой.
- Что будете брать? – спросила девушка-продавец Анатолия, когда подошёл его черёд.
- Даже не знаю… - он сделал вид, что не может выбрать, потом обратился к девочке. – Сударыня, мне нужна ваша помощь. Я плохо разбираюсь в мороженом. Что вы мне посоветуете взять?
Девочка немного растерялась.
- А вдруг вам не понравится то, что я посоветую?
- Полностью полагаюсь на ваш вкус, – он ободряюще улыбнулся ей. – Обещаю, что с моей стороны претензий не будет.
- Если так, то попробую вам помочь, – сказала девочка. – Лично мне нравится ванильное.
- Очень хорошо! Ещё какое?
- Ещё я бы вам посоветовала взять арахисовое, облитое шоколадом.
- Замечательно! А какое, на ваш взгляд, самое вкусное?
- Вкуснее всех, пожалуй, фисташковое, но оно очень дорогое.
- Спасибо, вы очень мне помогли. Я бы не хотел оказаться неблагодарным. Позвольте мне угостить вас! – не дожидаясь ответа, он повернулся к продавщице. - Пожалуйста, три порции ванильного, три порции арахисового в шоколаде и три порции фисташкового.
У женщины вспыхнули щёки.
- Ну, зачем вы?.. – начала она, но Горцев не дал ей договорить.
- Прошу вас, окажите мне эту любезность, – сказал он поспешно. – Клянусь, для меня это важно.
- Почему для вас это важно? – спросила женщина удивлённо.
- Я всё объясню. Но давайте сначала сядем за столик.
Когда они заняли места за столом, женщина повторила свой вопрос.
- Видите ли, – начал Анатолий, осторожно подбирая слова, – я приехал сюда из Барнаула по делам своей фирмы. К сожалению, не успел закончить все дела до субботы и теперь вынужден два дня бездельничать. В этом городе у меня никого нет. Я схожу с ума от тоски и одиночества, не знаю, куда себя деть. Всевышний увидел мои страдания и послал вас спасти меня.
- Но почему именно мы нужны вам?
- Это трудно объяснить, – он сделал небольшую паузу. – Бывает так, что с первого взгляда проникаешься к людям глубокой симпатией, видишь в них родственные души, хотя эти люди тебе совершенно не знакомы, – он улыбнулся. – Но ведь это легко исправить, верно?
Несколько секунд женщина молча смотрела на него и тоже улыбнулась. Незнакомец казался ей человеком искренним, внушающим доверие. Она сказала:
- Ну что же, давайте, исправим это упущение. Меня зовут Екатериной Сергеевной. А это моя дочка Леночка. А как ваше имя?
- Анатолий.
- А по отчеству?
- Иванович. Но для вас я просто Анатолий.
Лена вопросительно взглянула на него.
- И для меня просто Анатолий?
- И для тебя тоже, – улыбнулся он.
- В таком случае называйте меня Катей, – сказала женщина.
После кафе они долго бродили по городу. Катя, как оказалось, была историком по образованию. Она много интересного рассказывала о своём городе. И в это время с её лица исчезало выражение заботы и усталости, которое, словно клеймо, стало привычным для неё. Женщина становилась интересной и привлекательной. Анатолий приглядывался к ней. Нарядить бы её в дорогую одежду, думал он, она бы выглядела очень эффектно, не хуже, чем его жена Эля. А может быть, и нет. Такие, как Эля, с детства впитывают в себя уверенность в своей исключительности и неотразимости. И эта уверенность придаёт им блеск. Кате уже никогда не стать такой.
Они остановились возле пятиэтажного кирпичного дома.
- Здесь мы живём, – сказала Катя и, помолчав, добавила. – Извините, я не могу пригласить вас.
- Понимаю, – ответил Анатолий. – Но, может быть, вы дадите мне номер вашего телефона?
Катя смутилась.
- Телефон у нас временно не работает.
- Тогда я предлагаю встретиться завтра.
Катя взглянула на дочь и, встретив её просящий взгляд, ответила:
- Хорошо, встретимся завтра.

* * *

Воскресный день выдался солнечным. Народу в городском саду было полно. Во все кассы тянулись длинные очереди. Но, несмотря на это, несколько аттракционов удалось посетить. Обе спутницы Анатолия сегодня выглядели замечательно. Их скромные, но со вкусом подобранные наряды подчёркивали природную красоту обеих: у одной – зрелую, сформировавшуюся, у другой – расцветающую, полную юного очарования. Покинув горсад, они спустились к Томи и некоторое время провели на берегу. Увидев неподалеку приставший к берегу прогулочный катер, Анатолий чуть ли не силой потащил к нему своих дам, которые испытывали смущение оттого, что ему приходилось тратить на них свои средства.
Когда после водной прогулки они вновь оказались на берегу, Катя сказала: 
- Толя, доверяю тебе Леночку, – она повернулась к дочери. – Побродите пару часов, а потом приходите домой. Посидим немного в домашней обстановке, поговорим.
Лена вопросительно взглянула на мать, но та улыбнулась в ответ.
- Договорились, дочка?
- Хорошо, мама.
Анатолий был глубоко тронут. Катя вовсе не была легкомысленной женщиной. Поэтому то расположение, доверие, которое она ему оказала, говорило о многом. Он подумал о том, что ей сейчас, вероятно, придётся где-то срочно занять денег, чтобы иметь возможность угощать гостя. Но он не рискнул предложить ей свои услуги, побоялся порвать ту прекрасную, но ещё слишком тонкую нить, которая протянулась между ними. Расставшись с Катей, Анатолий и Лена не спеша бродили по Советскому проспекту.
- Привет, Ленка! – экстравагантно одетая девчонка с мобильником на шее уверенным взглядом окинула Анатолия и вновь обратилась к Лене. – Как дела?
- Нормально, – ответила Лена, немного смутившись.
- А мне предки новую мобилу купили, - похвасталась девочка, показывая своё приобретение. – Наворотов – уйма!
- Красивый! – сказала Лена со вздохом.
- Разве это главное? В нём столько разных функций – обалдеть можно! Потом покажу, – девчонка махнула Лене рукой. – Пока!
Она зашагала дальше, а Лена задумчиво смотрела ей вслед. Анатолию показалось, что он угадал её мысли.
- Лена, а что случилось с вашим телефоном? – спросил он.
- Сломался, – ответила она рассеянно.
Горцев вспомнил, что где-то поблизости находится магазин, который так и называется: «Телефоны». Несколько минут они шли молча. Когда на пути попалась скамейка, Анатолий сказал:
- Леночка, я вспомнил об одном важном деле. Пожалуйста, подожди меня здесь. Я вернусь минут через десять.
Лена удивлённо посмотрела на него, но ничего не спросила.
- Хорошо, я подожду, - сказала она, присаживаясь на скамейку.
Горцев торопливо зашагал к магазину. На покупку и подключение аппарата десяти минут вполне хватило. Вернувшись к девочке, он протянул ей сотовый телефон.
- Это тебе.
- Мне?! – она испуганно смотрела на него. – Нет-нет, я не могу взять…
- Можешь. Это подарок, – сказал Анатолий и, видя, что девочка всё ещё колеблется, с улыбкой добавил. – Ну, пожалуйста, Ленусь, возьми! Надо же мне как-то поддерживать с вами связь.
Часто-часто моргая, чтобы скрыть заблестевшие в глазах слёзы, Лена осторожно взяла телефон и чуть слышно прошептала:
- Спасибо!
От такой реакции девочки Анатолий сам едва не уронил слезу. Ведь он купил Лене отнюдь не самый дорогой мобильник – точно такой же, какой ещё совсем недавно его сын Лёвка в свой день рождения швырнул отцу в лицо. Это воспоминание остро кольнуло сердце. Лёвка ни в чём не знал отказа. Он настолько привык к исполнению всех своих прихотей, что любой подарок, любое исполнение желаний воспринимал как нечто само собой разумеющееся. Поэтому сейчас при виде чистых слёз благодарности этой скромной неизбалованной девочки в груди у Анатолия словно всё перевернулось. Поддавшись мгновенному порыву, он сказал:
- Пойдём-ка, Леночка.
- Куда?
- Сейчас узнаешь. Идём.
Он привёл девочку в магазин женской одежды и предложил выбрать всё, что ей понравится. Лена, не на шутку испуганная, пыталась отказаться.
- Анатолий, не надо! – говорила она. – Мама будет сердиться.
- Мама посердится и перестанет, а наряды останутся, – возражал он. – Я хочу, чтобы ты у меня выглядела не хуже других.
Он так и сказал: «ты у меня», словно она была его дочкой. После недолгого сопротивления Лена сдалась – уж очень был велик соблазн. Они приступили к делу. Лена примеряла наряды один за другим и затем представала в них перед Анатолием. Он критически оценивал: что-то отвергал, что-то принимал. При этом он остроумно шутил, и они оба весело смеялись, вызывая на лицах продавцов доброжелательные улыбки. Наконец они закончили, остановив свой выбор на красивом шёлковом платье, полупрозрачной голубой блузке (под цвет Лениных глаз), модной юбке и роскошном брючном костюме, в который по настоянию Анатолия Лена сразу же облачилась.
- Ты настоящая красавица! – сказал Горцев, с удовольствием глядя на девочку, которая лучилась от счастья. – Теперь нам с тобой предстоит нарядить твою маму.
Они выбрали продавщицу, фигура которой была похожа на фигуру Кати, и девушка охотно согласилась послужить для них моделью. Опустошая свою кредитную карту, Горцев испытывал необъяснимое удовольствие, словно сбрасывал с себя тяжёлый камень, давивший на него все последние годы. Около получаса они провели в магазине и, наконец, нагруженные пластиковыми пакетами с одеждой, покинули его.

* * *
Катя плакала.
- Толя, ну зачем ты это делаешь? – говорила она сквозь слёзы. – Мы же тебе совсем чужие люди. Почему ты стараешься для нас?
Она сидела на софе. Анатолий сел рядом с ней, осторожно сжал её ладонь своею.
- А я не для вас стараюсь, Катюша. Я для себя стараюсь.
Катя удивлённо взглянула на него.
- Не понимаю.
Он ответил шуткой:
- Я законченный эгоист и страшно люблю доставлять себе удовольствие. Мне захотелось видеть рядом с собой двух прекрасных женщин в красивых нарядах, вот я и решил нарядить вас. Смотрю сейчас на Леночку и ловлю кайф.
Лена заулыбалась. До этого момента она молча стояла рядом и выглядела растерянной. Катя тоже улыбнулась сквозь слёзы.
- Это очень убедительное и исчерпывающее объяснение. Но, может быть, расскажешь настоящую причину?
Горцев вновь посмотрел на Лену.
- Может быть, - сказал он.
Девочка всё поняла.
- Мама, я оставлю вас на несколько минут. Хочу прогуляться в новом костюме, - сказав это, она ушла, не дожидаясь ответа.
Катя вопросительно взглянула на Анатолия. Он не сразу нашёл нужные слова.
- Это непросто объяснить, Катя. Внешне моя жизнь сложилась удачно и благополучно, а по сути – пустота. Фирма, которой я руковожу, успешно развивается. Моя семья обеспечена. Казалось бы, живи и радуйся. А я задыхаюсь, не нахожу себе места.
Горцев почувствовал острую потребность выговориться. С чувством облегчения он рассказывал Кате о том, что накопилось в душе. Его жена Элеонора была единственной дочерью очень обеспеченных родителей, и это обстоятельство сильно отразилось на её характере, взглядах и привычках. Разногласия в семье стали возникать практически с первых дней совместной жизни. Но это не очень огорчало Анатолия, он был уверен, что со временем всё притрётся, наладится. Потом родился Лёвка. Анатолий к тому времени уже руководил фирмой, а Эля занималась домом. Теперь к её обязанностям домохозяйки прибавилось воспитание сына. Стоит ли говорить о том, что сына она воспитывала в соответствии со своими взглядами, что неизбежно приводило к новым разногласиям. Учредителем и, стало быть, фактическим хозяином фирмы, которой руководил Горцев, был его тесть. Эля никогда прямо не напоминала Анатолию об этом, но во время ссор это всегда читалось между строк. Обнаружив, что его сын растёт эгоистом, ни в чём не знающим отказа, Горцев попытался исправить ситуацию, но встретил такое яростное сопротивление жены, что, в конце концов, отступил и не стал больше вмешиваться, сосредоточив своё внимание на делах фирмы. Он оказался неплохим администратором, хорошо организовал работу, укрепил дисциплину. Но дома, в семье, он ничего изменить не мог. Растущая в душе досада крепко отравляла жизнь, всё больше отдаляя Анатолия не только от жены, но и от сына. Появилось ощущение бессмысленности всех своих стараний и стремлений, временности и ненадёжности окружающей действительности. Такая ситуация рано или поздно должна была чем-то закончиться. Последняя капля упала в чашу терпения, переполнив её, в день рождения сына. Лёвке подарили мобильник – не столь навороченный, как бы ему хотелось. Покупая подарок, Анатолий не придал этому большого значения – телефон он воспринимал как средство связи, не более того. Но Лёвка закатил скандал, не стесняя себя в выражениях в адрес «жмота-отца», который хочет «этим барахлом опозорить сына перед друзьями». Анатолий пытался утихомирить разошедшегося сынка, потом его терпение лопнуло.
- Будешь так себя вести, вообще ничего не получишь, – сказал он сердито. – И этот отберу.
- Ну и подавись ты им! – крикнул сын, швырнув мобильник в отца.
Удар пришёлся в переносицу. От взрыва ярости у Анатолия потемнело в глазах. Он шарахнул мобильник о пол с такой силой, что тот разлетелся на кусочки, и свирепо шагнул к сыну. В то же мгновение между ними оказалась Эля. Она что-то кричала мужу, он плохо помнит что именно, но основной мотив был следующим: сам во всём виноват. Тогда он ушёл, хлопнув дверью, и на весь вечер завалился в ресторан. Там он познакомился с таким же, как он, горемыкой, и они за стопкой до самой ночи жаловались друг другу на свою жизнь. В итоге Анатолий так нарезался, что не помнил, как пришёл домой. На следующий день, одолев тяжёлые последствия похмелья, он собрал чемодан, взял кредитную карту, немного налички и укатил на вокзал. К утру он уже был в Кемерове. Но и здесь он не мог найти успокоение до тех пор, пока не встретил их – Катю и Лену. С ними он вновь почувствовал себя человеком, ощутил полноту жизни.
Горцев закончил свой рассказ. Несколько минут они сидели молча. Потом Катя спросила:
- Но почему ты не объяснился с женой? Почему не поговорил с ней спокойно обо всём, что отравляет тебе жизнь?
Горцев невесело усмехнулся.
- Это с тобой, Катюша, мы можем спокойно обо всём договориться, потому что разговариваем на одном языке. То, что я тебе рассказал – далеко не единственная причина. Всё не перескажешь. Да и ни к чему тебе мои проблемы. Наверное, своих хватает.
- Хватает, - сказала Катя со вздохом.
- Не хочешь поделиться?
- Моя история ещё банальнее. Муж стал пить. Сначала изредка, потом всё чаще и чаще, пока совсем не спился. Жизнь превратилась в кошмар. В конце концов, пришлось с ним расстаться. Но я не сразу поставила на нём крест, – поспешно сказала она. – Я боролась за него, долго боролась. Он был неплохим человеком, когда не пил. Что мы с ним только ни делали, чтобы избавить его от пьянства, у каких специалистов только ни были! На какое-то время мужу удавалось взять себя в руки, но ненадолго. Бывали периоды, когда он за полгода ни дня не бывал трезвым. Потом моё терпение лопнуло, и я подала на развод. Муж обиделся. Собрал свои вещи и ушёл. Где он сейчас, чем занимается – понятия не имею. Прошло больше года, а от него до сих пор никаких вестей. Про алименты я уже и не говорю. Надо было раньше расстаться с ним, пока не лишилась из-за него работы. В то время я преподавала в школе историю. Муж пришёл ко мне на работу пьяный, испачканный в грязи с ног до головы. Боже мой, что он тогда вытворял! – Катя уткнула лицо в ладони. – До сих пор сгораю от стыда, как вспомню об этом. Из школы мне пришлось уйти. Никто меня к этому не принуждал, я была на хорошем счету. Но я уже не могла там работать, стыдно было смотреть в глаза своим коллегам. Несколько месяцев не удавалось найти работу. Пришлось залезть в долги. Прожить втроём на мамину пенсию было нереально. Потом нашла место воспитателя в детском саде. Там и работаю сейчас. Зарплата невелика, но жить можно.
Насколько там невелика зарплата, Анатолий мог себе представить, видя, в какой нужде живут Катя и её дочь. Но они не жалуются, считая, что и так «жить можно». Такие люди не привыкли что-то требовать для себя, они на это органически не способны. Напротив, они себя всегда считают кому-то обязанными, ответственными за кого-то. Муж у Кати пил, а она за него боролась, пыталась спасти. Стала бы Эля бороться за своего мужа? Чёрта с два! От неё и сейчас-то ничего не услышишь, кроме упрёков. Горцев вдруг поймал себя на мысли, что не хочет возвращаться домой. Там он не чувствует себя дома, не ощущает домашнего тепла.
Вернувшаяся с прогулки Лена отвлекла его от невесёлых дум.
- Прошу за стол! – сказала Катя. – За разговорами мы совсем забыли про обед. Боюсь, что всё остыло.
За столом было очень весело. Анатолий не сводил с Кати глаз. Она всё больше нравилась ему. Точнее сказать, его нестерпимо влекло к ней. Но он понимал, что не может остаться на ночь в этой однокомнатной квартире, где Катя жила с дочерью. Но девочка и на этот раз показала себя умницей.
- Мамуля, - сказала она, - я давно не была у бабушки в гостях. Не пора ли мне навестить её?
- Тебе завтра в школу, – напомнила мать.
- Я успею, – ответила Лена, лукаво подмигнув Анатолию. – Очень уж хочется похвалиться ей новыми нарядами.

* * *

С утра Горцев развернул кипучую деятельность. Он посетил несколько городских школ в поисках места для Кати. Увы, вакансии для учителя истории в них не предвиделось. Тогда он стал наведываться в школы, расположенные в других районах города. Но и там ему не удалось ничего добиться. Огорчённый, он возвращался обратно. Решив накупить продуктов, Анатолий вышел у супермаркета – за две остановки до дома, где жила Катя. Нагруженный двумя полными пакетами различной снеди, он возвращался дворами. Путь ему преградил металлический забор, за которым он увидел здание школы. Здесь он ещё не был. Долго не раздумывая, Анатолий пошёл к зданию. В вестибюле он вручил свои пакеты вахтёру на хранение, а сам прямиком направился в кабинет директора. Выслушав посетителя, директор сказала, что их учитель истории уходит на пенсию, но на его место уже есть претендент. Горцеву показалось, что о претенденте женщина сказала не очень уверенно, поэтому он сразу ринулся в атаку. Но директор не спешила сдавать свои позиции. Тогда Анатолий сделал ей такое предложение, от которого она не смогла отказаться. Или не захотела.
Ему стоило большого терпения дождаться, когда женщины вернуться домой. Первой пришла Лена. Наблюдая, с каким важным видом их гость расхаживает по квартире, она стала настойчиво выпытывать у него, какую новость он от неё скрывает. Но Анатолий терпеливо хранил свой секрет и «раскололся» лишь тогда, когда вернулась Катя, и они с Леной вдвоём насели на него. Вот тут он и выложил им свою новость.
- Ура! – закричала Леночка.
Катя была сильно взволнована.
- Толя, спасибо! Как тебе это удалось?
- Природное обаяние, – ответил Анатолий, скромно умолчав о том, что к своему природному обаянию он приложил обещание подарить школе хороший дорогой компьютер.
Они провели вместе ещё два дня, после чего Горцев покинул Кемерово с твёрдым намерением вернуться сюда. Он нашёл в жизни то, что всегда искал. Конечно, с фирмой придётся расстаться, но это не страшно. У него есть голова на плечах, и руки растут, откуда им положено расти. Без работы не останется. Он оставил женщинам адрес своей фирмы, чтобы они могли при необходимости написать ему. На перроне Анатолий расцеловал на прощанье своих красавиц и вошёл в вагон. Поезд плавно тронулся и стал набирать скорость. А Катя и Лена ещё долго стояли на перроне, обнявшись как две подруги, и глядели вслед уходящему поезду.

* * *

- Анатолий Иванович, вам письмо! – секретарша положила на стол шефа белый конверт.
- Спасибо, Рита! 
Горцев подождал, пока она выйдет, и лишь потом распечатал конверт.
 «Дорогой Анатолий! – писала Лена. – Спасибо тебе за всё, что ты сделал для нас. Мама уже работает в школе. Мы тебя очень любим и ждём. Мама стала ужасно рассеянной. Часто сидит, о чём-то думает и улыбается. А в глазах блестят слёзы…».
Дочитав до конца это милое послание, занявшее страничку тетрадного листка, Горцев вложил листок обратно в конверт и спрятал письмо во внутреннем кармане пиджака, словно оно своим теплом согревало ему сердце.
Вечером за ужином он был очень рассеян и, кажется, тоже улыбался. Эля внимательно наблюдала за ним. Когда Лёвка, который сегодня немного хандрил, закончил ужинать и ушёл в свою комнату, она спросила мужа:
- О своей крале задумался?
- Что? – Анатолий вздрогнул от неожиданности. – О чём ты?
- Не о чём, а о ком, – поправила его жена. – О твоей кемеровской шлюхе, естественно.
- Ты что, следила за мной? – спросил он, всё ещё не оправившись от потрясения. – Шпиков наняла?
- А ты считал свою жену дурой? Ошибаешься, милый, я не дура, – ответила Элеонора торжествующим голосом. – Если твоя куколка рассчитывает, что поймала в сети крутого бизнесмена, она будет разочарована. Фирмы вам не видать, как своих ушей.
Глядя в её злое, торжествующее лицо, Анатолий громко расхохотался.
- И всё же ты дура! – сказал он. – Мне не нужна твоя фирма. Я теперь и без неё достаточно богат.
Эля, понявшая слова мужа буквально, с подозрением смотрела на него.
- Ну, это мы проверим, – зло сказала она и вышла из кухни.
Позже, когда жена и сын ушли спать, Горцев ещё раз прочёл письмо Лены. Потом, взяв листок и ручку, стал писать ей ответ.
«Милая Леночка!», – аккуратно вывел он первые слова своего письма и задумался. О чём он напишет девочке? О том, что постоянно думает о них, и эти мысли наполняют его сердце светлой радостью. О том, что день, когда он их встретил, стал самым счастливым днём в его жизни. О том, что с нетерпением ждёт того момента, когда сможет вновь обнять своих любимиц.
Прервав его мысли, на кухню вновь зашла Эля. Горцев быстро перевернул листок, но жене, как оказалось, было не до этого.
- Толя, Лёве плохо! – сказала она взволнованно.
- Что с ним?
- У него жар.
Анатолий быстро поднялся и заспешил в комнату сына, на ходу сказав жене:
- Вызывай скорую.
- Уже вызвала, – ответила она.
Лёвка тяжело дышал. Его лицо горело, на лбу выступила испарина. Увидев отца, он сказал:
- Пап, мне трудно дышать. Что со мной?
- Всё будет хорошо, сынок. Мама вызвала скорую помощь. Потерпи немного.
- Пап, я не умру?
- Не говори глупости. Я же сказал: всё будет хорошо.
- Пап, а ты поедешь со мной в больницу?
- Обязательно поеду.
Вскоре прибыла неотложка. Лёвку увезли в стационар. После того, как в приёмном покое были закончены все необходимые процедуры и Лёвкой занялись врачи, Анатолий вернулся домой, а Эля осталась с сыном. У Лёвы оказалось воспаление лёгких. Горцев регулярно названивал в больницу и успокоился лишь тогда, когда ему сообщили, что сын спит, кризис миновал. Облегчённо вздохнув, Анатолий зашёл на кухню выпить чаю и вдруг увидел на столе листок – начатое им письмо. Забыв про чай, он взял листок в руки и с грустью прочёл те два слова, которые успел написать: «Милая Леночка!». О чём он ещё хотел написать в этом письме? Впрочем, это уже не имело значения. Он вдруг отчётливо осознал, что не может бросить Лёвку. Этот капризный, избалованный мальчишка – его сын. Его кровь. Его долг. Его крест. И разве сам он, Анатолий, не виноват в том, что так сложилось? Он видел, что происходит, но пустил всё на самотёк, оправдываясь нехваткой времени, усталостью и другими причинами. Но теперь всё будет иначе. Он станет бороться за сына и не уступит своих позиций. Тяжело вздохнув, Горцев разорвал листок. Потом взял свежий и стал писать:
«Здравствуй, Лена! Было очень приятно получить от тебя письмо».
Осторожно подбирая слова, он аккуратно выводил своё послание. В нём было всё: вежливое обращение, доброжелательность, мягкий юмор, но не было главного – души. Катя, конечно же, догадается, что он передумал, дал задний ход. Поймёт ли она его правильно? Кто знает… Когда он закончил писать, было уже утро, начался рабочий день. Горцев позвонил на фирму. Услышав в трубке голос Зельцова, он сказал:
- Саша, замени меня сегодня. Да, случилось. Сын заболел. Спасибо, я всегда знал, что на тебя можно положиться. И вот что ещё, Санёк. У нас там есть кто-нибудь из ребят, не слишком загруженный работой? Есть? Замечательно! Сегодня же отправь его в командировку в Кемерово. Да, есть неотложное дело. Какое? Чёрт его знает какое! Придумай сам что-нибудь. И пусть он попутно захватит два приличных ноутбука. Один из них необходимо передать директору школы, а другой – моей хорошей знакомой в подарок. Это девочка двенадцати лет. – Горцев назвал адреса. – Вопросы есть? Вот и хорошо, что нет. Ты всегда налету всё схватываешь. Ну, бывай!
Положив трубку, он подошёл к окну. А за окном – ласковые лучи утреннего солнца, оживлённая суета на улицах. Значит, всё идёт, как положено, всё в порядке. Вот только сердце немного болит, но это пройдёт.

                2004г.


Рецензии