Детдомовцы

     -Впервые за три года я взял отпуск и приехал в гости к своему закадычному другу Валерке. И вот сижу я у него в доме за столом. На столе стоит бутылка водки. Валерка рад моему приезду. Хлопочет у печки, жарит яичницу на свином сале, она скворчит на сковородке и по дому распространяется вкусный запах жареного лука. По правде сказать я очень голодный. Долгий перелёт, потом такси до автовокзала, нервничал, всё боялся опоздать на рейсовый автобус, поэтому ни где не останавливался, чтобы перекусить. И вот я в деревне,  где живёт теперь Валерка. Валерка смеётся:-"Эй мусульманин! Сало-то хавать будешь?" "А то я готовлю, а вдруг тебе коран не позволяет есть яйца на сале?" "Да ладно уж,  давай скорее, а то живот сводит. Если брать разницу в часовых поясах, считай, что со вчерашнего утра я не жрамши" - отвечаю я. Разговор у нас предстоит серьёзный. И я обдумываю, как его лучше начать. А начинать его надо пока трезвые, чтобы не получилось пьяного базара - решил я.
         
       -Сколько себя помню,  мы с Валеркой всегда были не разлей вода. Куда он, туда и я. Как я попал в детский дом, я не знаю. Да и родных у меня никогда не было. Кто назвал меня Ильдаром? -тоже загадка. Сначала я был в доме малютки, потом меня передали в детдом. У Валерки была мать, которая умерла и он тоже попал в детдом. Вот там мы с ним и подружились. Всегда вместе, всегда были рядом. Воспитатели и не удивлялись нашей дружбе. Правда, я Валерке немного завидовал, у него была бабушка, которая раз или два раза в год приезжала к нему, привозила ему гостинцев и всегда плакала, глядя на него. Сидит рядышком, гладит по голове, а слёзы из глаз текут, текут. Она их тайком вытирала кончиком платка, а всё равно, видно же.

      Когда Валерка подрос, его стали раздражать её слёзы. Он даже однажды сказал ей, чтобы она не ревела, а то лучше совсем пусть не приезжает, чем сидеть около него и реветь. И правда, вскоре она перестала приезжать к нему. Он плакал и говорил мне         - "Какой я дурак,  что обидел бабушку и вот она не едет ко мне."- Потом пришло письмо из сельсовета, в нём было написано,  что Валеркина бабушка долго болела, а потом умерла. Домишко бабушка отписала ему и если он надумает, после детдома приехать, то может жить в нём. Соседи обещали посмотреть за имуществом. Прочитав письмо, Валерка проплакал целый вечер. Когда он подрос, то корил себя за то, что не расспросил у бабки,  кто он. Кто его мать и отец и почему он оказался в детдоме? "Вот дурак я, набитый дурак!"-делился он со мной своими мыслями. "Я бы многое мог узнать о своей семье и родных."
          
     После детского дома мы вместе поступили в автодорожный техникум. Жили в общежитии, голодно, но дружно. Бегали на танцульки, в кино, но девушек мы избегали. Всегда были вдвоём. Почему-то мы считали, что рожей не вышли, что бы нравится девушкам,  да и одеть нам было не чего. Парадно - выходная одежда была одна и та же. В техникуме мы   научились водить машину и  получили права, увлеклись боксом. В общем жили на полную катушку. Мы  с Валеркой были   романтики, мечтатели. Мечтали получить профессию,  иметь свой дом и детей, что бы они были счастливы и не испытали того,  что пришлось пережить нам. Обидно было только, что на летние каникулы все разъезжались по домам, а мы с ним вдвоём, болтались по городу, как неприкаянные.

      -В то лето мы решили подзаработать. И стали искать какую-нибудь шабашку. А вскоре работа сама нас нашла. Наш физрук подошёл к нам и спросил не хотим ли мы подзаработать? Мы радостно закивали головами, да мы и сами искали работу. Я строю дачу, за городом, и мне нужны помощники. Работа не пыльная, доску отрезать, подать на крышу, может вскопать чего. Много платить не могу, но и не обижу вас ребятки. Жить придётся там же, в палатке без удобств, но скучно не будет-обещаю, рассмеялся он. "Ну, что согласны? По рукам!"- "По рукам!" И вот мы, собрав пожитки в рюкзак, едем на электричке в сад. Сад - это громко сказано. Комья земли перепаханные трактором и колышки по краю участка. Ну вот, весело сказал физрук, располагайтесь. Мы поставили палатку, стали обустраиваться. Вкопали столб, повесили рукомойник, смастерили печурку.
         
      К вечеру немного устали с непривычки. Но Сан Саныч, так звали нашего Физрука-скомандовал.- "Стройся-бегом!"- И мы трусцой побежали за ним на озеро купаться. Небольшое озерцо прогрелось за день. Вода, как парное молоко. Такое блаженство. Куда усталость девалась. "Вот, что ребята"-сказал Сан Саныч. "Завтра я уезжаю в город и приеду к концу дня с машиной материала на постройку дома, а вам работа-копать ямки для забора." К вечеру пришла машина со стройматериалами. Это был разобранный старый дом. И вот из него нам нужно было собрать дом на дачном участке. Но для этого Сан Саныч нанял знающих людей, а мы были на подхвате. За месяц дом собрали и подвели под крышу. Как-то на выходные дни к нам приехала жена Сан Саныча с сынишкой, которому было пять лет. Сколько было для него радости и всё незнакомо, и стройка, и лес и озеро. Он бегал за нами, за отцом. Сан Саныч любил своего сынишку, играл с ним-сажал на плечи и изображал коня. На озере учил его плавать. Мы с Ильдаром молча наблюдали и каждый думал, как хорошо, что есть отец, мать, которые тебя любят и вот так о тебе заботятся. Мы были обделены такой заботой. К вечеру Сан Саныч с семьёй уехали домой на электричке. Мы их проводили до остановки и молча возвращались на участок. Говорить как-то не хотелось. Поужинав , мы легли спать. Но я чувствовал, что Валерка не спит, а молча лежит и вздыхает. -" Не спишь?" - нарушил я молчание.-" Тоже небось думаешь о том же, что и я?" -" О чём ты?"- отозвался он. -" Да о том, что вот у Сан Саныча хорошая семья, сын которого они любят. А нас с тобой никто так не любил! Обделённые мы с тобой лаской и заботой. И за что нам такая доля? Не понимаю! Почему и в чём мы с тобой виноваты?" -"Да, я тоже об этом думал"- отозвался он.-" Даже вот девушек у нас с тобой нет. Они вот нас тоже не любят." -" Ну это ты брось! Просто ещё не встретили таких к душе. Вот и всё. А девушки, они у нас будут!"- уверенно сказал я. И правда сказать, девушки как -то избегали нас. То ли боялись, что мы из детдома? А может рожей не вышли! Вот я по паспорту татарин, а лицо широкое, как у башкира и глаза узкие, скулы вон выпирают. Красавец, глаза бы не глядели на своё отражение в зеркале. Я ненавидел себя за свою внешность. Или вот Валерка? Типичная рязанская морда! Курносый нос, а уши? Таких ушей я ни у кого не видал. Как пельмени, уж больно форма ушей особенная. Его ни с кем не спутаешь. Покажи только одни уши и сразу скажешь, что это Валерка! Не даром в детдоме его "Пельменем" дразнили. В детдоме у всех ребят были прозвища. Меня " Монголом" звали. Но мы не обижались, так там  было заведено. Девушки красивых любят. А мы что, так себе? В душе мы надеялись Встретить ту единственную, создать семью, нарожать детей. И как говорила наша воспитательница Нина Васильевна " по Сеньке обязательно найдётся шапка". И мы терпеливо ждали, когда же мы примерим свою шапку." А знаешь?"-сказал я Валерке-" Вот если у меня будет сын, я его ни за что не брошу! Чтобы он рос ,как я без отца? Ни за что!"
          
"И я тоже!" - клятвенно произнёс Валерка. И мы с ним поклялись, что никогда не бросим своих детей. Это была вторая клятва в нашей жизни. Когда-то лет в десять, мы поклялись, что по жизни всегда будем вместе, что бы с нами не случилось, помогать друг другу, поддерживать в трудные минуты. Долго мы в этот вечер не могли заснуть.

         Лето пролетело быстро. На заработанные деньги мы с Валеркой приоделись. Теперь мы ни чем не отличались от обычных ребят, живших с родителями. Сан Саныч многому нас научил, многое мы сами переняли у него, чему в детдоме  не учат. Только спустя годы мы оценили его заботу о нас, его навыки, разговоры о жизни, о людях, всё пригодились нам в дальнейшем.

       После окончания техникума при распределении, нам предложили поехать на север. Работать на первых порах будете шофёрами, либо автослесарями. Но есть перспектива роста, так сказал кадровик, как себя покажете в работе. Общежитие вам гарантирую. Домашние ребята не хотели ехать в тьму-тараканью, далеко от дома. А нам с Валеркой терять нечего. Тем более вопрос с жильём решался. И мы согласились. Так мы  уехали в город Нижневартовск на работу по распределению. Я стал шоферить, а Валерка слесарить. Немного огляделись, попривыкли к морозам и жизнь вошла в привычное для нас русло. Питались мы в столовой, были постоянными клиентами, три раза в сутки.

            Вот тут случилось то, ради чего я сейчас приехал, к Валерке. Он влюбился в раздатчицу Любу. Не высокого росточка, русоволосая, она стала выделять Валерку. То котлетку лишнюю подложит, либо гуляша побольше  нальёт. Да и Валерка заметил её. И сердце его оттаяло. Он стал обращать внимание на её слова, сказанные, как бы невзначай. Я долго не замечал, что он страдает, пока Петька, сосед по койке в общежитии не стал посмеиваться над ним. Петька работал в Нижневартовске вахтовым методом. По вечерам Валерка стал задерживаться на работе, приходить поздно. Наконец я не выдержал и спросил на прямую. Валерка не отпирался. Давно, ещё мальчишками, мы решили говорить друг другу правду. Люба ему нравится и они встречаются. И она его любит. Я порадовался за друга. Вот и он нашёл свою любовь. Сердце защемило, неужели у меня этого никогда не будет? Шло время, у Валерки с Любой завязались серьёзные отношения.
            
      И вот тут Петька, как с цепи сорвался. Стал оговаривать Любу и в лицо смеялся над Валеркой. "Ну, что захомутала она тебя? Дурак, ты дурак. У неё таких, как ты, знаешь сколько перебывало? Нашла наконец -то дурака, может замуж её возьмёшь? С ней можно только удовольствие получить, а замуж такую,  никто брать не хочет." -От таких слов Валерка полез на него с кулаками.  Дело кончилось бы дракой, не вступись я между ними.   Вскоре Петька уехал домой, вахта его кончилась. Это нам с Валеркой некуда было деться и мы постоянно торчали на работе. Его отъезд разрядил обстановку. После всего услышанного, Валерка стал раздражительным и злым. Даже со мной перестал делиться, хотя я его пытался разговорить, чтобы ему было легче на душе. И Люба ходила не весёлая, грустная. На раздаче в столовой, всегда были слышны её шутки, голосок у неё звонкий. А тут притихла, всё молча делает. В один прекрасный день, Валерка вдруг мне заявляет. "Всё, Ильдар, увольняюсь я и уезжаю отсюда." "Да ты что? Куда ты поедешь? А как же я? Наша дружба?"-опешил я.
            - "Одно другому не мешает. Жить поеду в деревню. Как - никак у меня там домишко есть. Работа в колхозе найдётся, хоть шофёром, хоть на хозяйственный двор пойду. А ты ко мне в гости будешь приезжать в отпуск"-сказал он решительно. Он уже принял решение. И я никак не мог повлиять на него.  "А как же Люба? Она ведь тебя дурака любит"-пытался я вразумить его. "А что она? У неё до меня таких, как я много было. Хоть тот же Петька у неё в ухажёрах ходил"-с горечью ответил он. "Но ведь она тебя выбрала"-не отступал я. "А не Петьку - или кого другого." "Выбрала?" - усмехнулся он. "Конечно выбрала. Говорит, что ребёнок у неё от меня будет. А я не верю! Это она меня дурака подловить хотела. А чей он у неё?Один бог знает. Не хочу я чужого дитя воспитывать! Мне нужен свой ребёнок! Понятно!" Я не стал его больше отговаривать. Ну решил, так решил. Проводил я своего друга и почувствовал своё одиночество.
       
          Тоскливо стало на душе. Весь ушёл в работу. А вскоре мне предложили новую должность. Наш зав. гаражом Мироныч пошёл на пенсию и решил всей семьёй ехать жить на Украину, в родные места. Хоть я молодой, но не пьющий и самостоятельный. Да и образование техническое. Начальство доверило эту должность мне. Стали меня уважительно звать по имени отчеству. Работа у меня спорилась и я с ней справлялся. Прошло полгода, и вдруг ко мне подходит Степаныч, слесарь гаража, и спрашивает? "Где твой непутёвый дружок живёт? Сообщи ему, что у него сын родился. Вылитый Валерка. Дурак он твой дружок. Любка баба дельная. Хорошая жена была бы для него. А то, что девка когда-то оступилась, так что-ж молодая была. А он простить её не смог? Если мужики глупости делают - это ничего. А вот девка по молодости глупость сделала, мы мужики не прощаем. И только с возрастом понимаешь, что главное это человек.
            
     А Люба она человек и ещё какой хороший, каких поискать надо!" Я купил гостинцев и направился к Любе. Она встретила меня сдержанно. Маленький комочек попискивал в кроватке. Я посмотрел на него, но ничего не понял на кого он похож? Непонятно. Валерка писал мне редко и я ему тоже. О Любе он не спрашивал, а я и не писал о ней, чтобы не бередить его душу. И сейчас я решил, что ни чего не буду писать про ребёнка. У меня самого появилась девушка, которую я полюбил. К нам в столовую поступила новая повариха. Девушка не высокого росточка с чёрными глазами и такая вся ладненькая, что я не вольно залюбовался ею. Каждый раз приходя покушать, я искал её глазами. Бабёнки, работающие с ней, сразу заприметили и стали посмеиваться над ней. От чего она вспыхивала ярким румянцем и тоже искоса поглядывала на меня. Ей льстило, что я всё таки начальство, и на неё обращаю внимание.
       
         Фанида, так звали её, сбежала из своей деревни так далеко от преследовавшего её кавалера. По её словам он ей прохода не давал. Дебошир и пьяница он домогался её, принуждал, чтобы она вышла за него замуж. А у неё в Нижневартовске живёт дядя и он забрал её к себе, чтобы оградить её от такого ухажёра.  Мы стали встречаться и я сразу решил, что женюсь на ней. Пол года мы повстречались и я сделал ей предложение. У меня скоро отпуск сказала она и я поеду на родину. Вот и ты приезжай к моим родителям и с ними решай дело. Я ведь послушная дочь. Говорить на татарском языке я не умел. И она стала учить меня родному языку.- "А то,  как же ты свататься будешь? Если языка не знаешь?" Так и порешили, что летом я поеду к её родителям. И вот настало лето и мы с Фанидой пошли в кассу, за билетами. Идём, а на встречу идёт Люба с сыном.
         
     Мальчик подрос и уже сидит на руках, как взрослый мужичок. Глянул я на него Валерка - вылитый Валерка. И нос курносый и уши, как пельмени только маленькие. Поздоровались, разговорились. - "Сыну уже полгода"-сказала Люба. Я не удержался и сказал. "Как он похож на своего отца, Валерку." "Да"- ответила она -" Похож. Я назвала его в честь отца.  Валерой.Я ведь его любила, разве я стала бы рожать от нелюбимого человека?" -с горечью сказала Люба. "Только вот родной отец нас знать не хочет. И будет его воспитывать не родной отец, а чужой дядя." "Ты, что замуж вышла?"-удивился я. "Не вышла ещё. Но вот Пётр мне предложение сделал. Он ведь меня любит. Говорит, что сына будет любить и воспитывать, как родного и попрекать не будет. Это он тогда Валере про меня худого наговорил. Боялся, что я за него замуж выйду. А тот поверил ему. Вот всё у нас с Валерой и разладилось.
      
          Да ладно, видно судьба у меня такая с нелюбимым жить. Привыкну наверное. Тяжело ведь с ребёнком, не работаю пока. Да и потом, с кем его оставишь? Пётр мне месяц сроку дал на раздумье. Наверное соглашусь на его предложение" -с горечью говорила Люба, глядя в землю. "Вот, дурачьё, вы какое!" -возмутился я. "Ведь и Валерка тебя любит и сын у вас!" - "Люба, прошу тебя, не соглашайся пока. Я еду сейчас к нему, и мозги ему прочищу. Вот  если через месяц он к тебе не приедет, тогда решай сама."- Я взял с неё слово, что она потянет время и не наделает глупостей.
         
   И вот я сижу напротив Валерки, на столе початая бутылка водки, а я всё не знаю, как начать разговор.- "Ну рассказывай, как ты тут живёшь?"-начал я.-" Живу, не тужу. Работаю шофёром в колхозе. Вот крышу перекрыл, забор отремонтировал." -"Ну а на личном фронте как?"-спросил я. И почему -то начал ему рассказывать про Фаниду, про то,  как мы познакомились и что я приехал сейчас не только к нему, но и сватать её. И хочу чтобы он поехал со мной в Н - кий район к её родителям, а то одному, как- то страшновато. "Не переживай." - рассмеялся он. -"Это дело мы быстро состряпаем. Никуда твоя Фанида не денется. Я рад за тебя, Ильдарка, что ты нашёл свою половинку." - "Ну, а ты как? Есть кто-нибудь"-спросил я. "Да есть тут одна бабёнка. Думаю, жениться на ней, что ли? Ребёнок у неё, сынишка шестой годок. Вот думаю пока"-ответил он.- "Раз только думаешь, значит не любишь ты её! Когда любят, то не раздумывают. А женятся и всё!" -завёлся я. -"Сынишку чужого воспитывать он будет! А свой, значит без отца будет расти?                Вон к твоей Любе Петька сватается говорит, что твоего ребёнка будет растить, как родного. Ты значит будешь чужого воспитывать, а твоего сына тоже чужой дядя воспитывать будет,  Петька?  Воспитывать, как своего будет, как бы не так. Да он будет ему, как бельмо на глазу!"   -выпалил я на одном дыхании. Валерка, вспыхнул- покраснел, как рак.- "С чего ты взял что у Любы мой сын?- "Да похож он на тебя, как две капли воды. И курносый такой же и уши, как пельмени тоже твои. Дурак, ты Валерка, дурак! В общем Пельмень, ты и есть Пельмень!Где у тебя фотокарточка, где нам с тобой лет шесть или семь было? Доставай! Вот там сын и ты одно лицо." "А ты не врёшь?"-наступал он на меня. Он полез в комод стал спешно искать фотокарточку. Руки у него дрожали. Наконец он её нашёл.-" Ну вот!"- радостно произнёс я и достал из кармана другую фотокарточку, которую мне дала Люба. Шестимесячный малыш и семилетний Валерка были, как одно лицо. Валерка не верил своим глазам. "А помнишь нашу клятву, которую мы с тобой дали, когда у Сан Саныча работали? "-спросил я.

             " Ты же Любу любишь и сын у неё твой растёт. Что же ты ей простить- то не можешь? Петька, тот всё ей прощает, даже чужого сына, а ты чем её попрекнуть можешь? Тем, что выбрала тебя, а не Петьку? Так он хорошо постарался, очернил её в твоих глазах. А ты и поверил! А он ведь для себя старался и правильно делал! Ты же от неё отступился, а он тут, как тут. Благодетель! И она будет с ним не любимым жить, ради сына. Тяжело ей сейчас одной-то с сынишкой."- Добивал я его словами. Он всё понял. "А что теперь делать-то Ильдар?" -спросил он.- "А то, пока она Петьке согласие не дала. Дуй завтра на почту и заказывай переговоры. Вот тебе адрес. А потом все вместе поедем в Нижневартовск. И женись на ней она тебе хорошей женой будет!"- Выпили мы бутылку и я лёг спать. Я устал,  с дороги, да выпитая бутылочка дали о себе знать. Я быстро уснул. Валерка ещё долго не мог заснуть, всё курил и ходил из угла в угол.

        -Мы сделали все дела, засватали Фаниду, погуляли у её родителей. Они сделали нам шумную свадьбу, пригласив всю многочисленную родню. Валерка поговорил с Любой по телефону и сказал, что едет к ней вместе со мной. Все эти дни он ходил радостный и счастливый. Настал день, когда самолётом мы полетели в Нижневартовск. В аэропорту нас встречала Люба с сыном. Валерка обнял их обоих и сказал:- "Ну - ка сынок иди ко мне, и малыш сразу пошёл к нему на руки и обнял его за шею." Валерка прижал тёплый родной комочек к себе и из глаз у него покатились слёзы. "Спасибо тебе, друг"- сказал он повернувшись ко мне. Больше мы с Валеркой не расставались. Живём рядом, дети наши тоже растут и дружат между собой и у нас большая и дружная родня, о которой мы всю жизнь когда-то мечтали.               


Рецензии
Замечательный рассказ! На глаза набегали слезы. Хорошо, что рассказ заканчивается благополучно. Сколько ошибок совершаем по молодости, а потом всю жизнь расплачиваемся. Спасибо, Нина. Успехов тебе.

Тамара Миладзе   19.11.2013 20:23     Заявить о нарушении