Даос и Джана, -мои питомцы

 Мои друзья. О собаках, живущих на КРЫШЕ МИРА. Бог создал собаку, что-бы человек узнал, что такое верность.               
                Часть1
Памир находится на соединении отрогов других мощных горных систем Центральной Азии — Гиндукуша, Каракорума, Куньлуня и Тянь-Шаня.
Общепринятой этимологии названия Памир нет. Распространены толкования как 'крыша мира', 'подножие смерти', 'нога птицы', 'подножие Митры' -бога Солнц.


Впервые я увидел собаку этой породы в 1977 году, в районе Иссык-Куля.
После изнуряющего восхождения я с группой товарищей наконец достиг цели,- вершины горной гряды, окаймляющей озеро. Решили сделать привал и заодно пофотографироваться на фоне окружающего великолепия. Вот он Иссык-Куль, жемчужина Средней Азии! На горизонте бирюзовая гладь воды сливалась с небесной синью, а чуть выше виднелись снежные шапки гор, как бы парящие над озером!
У самых наших ног простиралось ущелье, глубину которого оценить  даже взглядом мы осмелились не сразу. Обратили внимание на человека и собаку, бредущих на дне ущелья вдоль ручья в зарослях облепихи.  Вдруг собака,- едва видимая черная точка, с невероятной быстротой стала продвигаться в нашу сторону, как будто скрытое катапультирующее устройство выбросило ее вперед- вверх, на почти отвесные уступы скал. Мы затаили дыхание... Неровности рельефа скрывали от нашего взора весь путь продвижения этого существа, однако животное  приближалось к нам с неимоверной скоростью, как в фантастическом фильме. Мгновение, и вот уже собака видна на следующем уступе скалы, следующий миг - она еще ближе!
И вот она рядом, перед нами, буквально выросла, как  из под земли! По ее внешнему виду не было заметно, что этот головокружительный подъем был ей в тягость.
Оглядев окружающее пространство, ничуть не обращая внимание на нас, собака нырнула в низ, легко и как будто играючи преодолела обратный путь.
Мы долго, как завороженные смотрели вслед удаляющимся фигурам. Кто-то пошутил: "Это был наверное собачий ниндзя", и очень удачно,-  покрытые густой шерстью лапы - "штаны",  по змеиному гибкое, источающее внутреннюю силу тело черного цвета наводило на это сравнение.
На наши вопросы к проводнику, местному жителю мы получили ответ: "Это собака кыргыз, - тайган. В Москву они не продаются, по местным обычаям их дарят охотникам - родственникам и близким друзьям."
Этот случай отчетливо запечатлелся в моей памяти.
Надо сказать, что я люблю собак, в детстве у меня был фокстерьер, затем боксер, а позднее афганская борзая. Всегда интересовался литературой по кинологии, но сведений о тайганах было очень  мало, а  в официальной кинологической литературе о них тогда не упоминалось. Я начал собирать информацию, и у меня появилась мечта. Для ее осуществления  развел бурную поисковую деятельность. В 1986 году в Москву привезли несколько щенков, практически нелегально из отдаленного района северного Памира. Я взял себе месячного щенка  и стал его воспитывать. Назвал его Джангаром. К нему привязался не только я, его полюбили мои родственники, с улыбкой привечали  соседи округи, окрестив его собачим ангелом.
С месячного возраста брал его с собой не только на прогулки. но и в магазин за покупками, на встречу с товарищами, вообще он был всегда со мной и все другие интересы отодвинулись на второй план. Мы привязались друг к другу. Признаюсь, мне льстило, с какой уморительной преданностью  он смотрел на меня, доверчиво семенил рядом, не отступая ни на шаг и никого и ничего не замечая.
Наблюдая за этим существом. я убедился, что щенок существенно отличается
от своих сверстников уравновешенностью, спокойствием, какой-то внутренней гармонией. Он бегал, играл с другими собаками, но ни на мгновение не упускал меня из виду. И его взгляд говорил, - я всегда рядом. Глядя на него, я  испытывал умиротворение.
Я часто восхищался необычным свойствам его характера. Вспоминаю,  как однажды на прогулке в лесу мы встретились с крупной, довольно агрессивной овчаркой. Хозяйка с тревогой вскрикнула:- "возьмите с собаку", но было уже поздно - кобель бросился на Джангара. Но я особенно не волновался, - щенку  тогда  было уже 6 месяцев и для других собак он  был недосягаем. Джангар весело  взглянул на меня, вильнул хвостом и игриво подпрыгивая, бросился в чащу кустов. Прошло несколько минут, и из зарослей появился тяжело дышащий агрессор, с высунутым языком, поджатым хвостом, весь в болотной тине. За ним  победными кругами несся Джангар с  довольным оскалом и игривым взглядом. - Он всегда гасил агрессию играючи, мимоходом, хотя на самом деле иногда это  была  игра  с огнем…  Ему  это нравилось, потому что он знал, что это нравится мне. И я был уверен в нем. а он во мне...
  Во время  плановых прогулок, особенно вечером, нас ждали другие владельцы собак, -Джангар был всеобщим любимцем. На площадке тогда собиралось по 15-20 человек, и мой пес привносил в разнопородное сборище их подопечных питомцев  игру в догонялки. Он был заводилой, а степенные  альфа кобели и суки только поворачивали  морды  вслед проносившейся молоди. - Бесполезно  ставить на место искрометную компанию, тем более  иногда и самим хочется пробежаться, -  энергия движения заразительна. Ролевые разборки Джангар  гасил в корне, уводя внимание более сильного "мачо" стремительной петлей перед носом. Здесь и вновь прибывшие никогда не комплексовали, быстро встраиваясь в игру. Замечу, иногда я задерживался на работе и выгуливал питомца вне компании. На следующий день, при встрече люди мне высказывали сожаление, а случалось и недовольство.
Джангар легко дрессировался, собственно и дрессировкой это не назовешь, мои команды он мгновенно усваивал, воспринимая  это как игру. На площадке мы демонстрировали умения наших питомцев, тем более в основном сюда приходили со служебными собаками, проходящими курсы з.к.с. Однажды  предложили научить собаку не брать лакомство из чужих рук. Дрессура заключалась в следующем. - посторонний человек протягивает собаке лакомство, и если она берет его, хлопает ее по носу, - выработка условного рефлекса. Что- то у меня защемило,- как, бить моего пса? но я согласился...
Во время дрессировки рассказывали анекдоты, и одновременно с щелчком по носу  я рассмеялся... Джангар посмотрел на меня и посеменил в сторону дома.
Я окликну: -"Джангар, ко мне" - бесполезно! Как я не кричал, он лишь поворачивал голову и продолжал семенить в сторону шоссе, где мы обычно проходили через подземный переход. Остановившись перед ним, Джангар последний раз посмотрел в мою сторону и буквально бросился через дорогу.
На скоростном шоссе его сбила машина и он погиб.
Я долго не мог прийти в себя, взял отгулы и не подходил к телефону. Через неделю  жена сообщила, что меня разыскивают  с предложением  взять щенка тайгана, сестру Джангара. Мучительная дилемма, но все-таки решил посмотреть. Тем более мне сказали, что щенок в плохих руках,- предложение исходило от брата хозяина, которого нашли  товарищи, узнав о моем горе.
Я созвонился, и мужчина мне поведал, что хозяин очень занят на работе, не ухаживает и не выгуливает собаку.
Приехав по адресу,  и войдя в квартиру увидел выражение ее протеста, - весь пол по колено был устлан в клочки разорванными книгами. обрывками одежды  и кусочками пищи.
Так у меня появилась Джана, - практически полудикое существо, недоверчивая и разочаровавшееся в людях. Один месяц я всячески заглаживал вину бывшего хозяина, но выгуливал ее на поводке. Наконец  почувствовал, что собака мне доверяет, и стал ее отпускать в свободный полет. Дома я постоянно отрабатывал команду - "ко мне" и мои усилия не прошли даром.
Что можно сказать, - я завоевал доверие собаки, Джана стала моим верным другом, корректно относилась к домочадцам, но никого больше на дух не переносила. На прохожих, проходящих рядом она утробно рычала, поворачивая морду с мгновенно стекленеющими, отливающими рубиновым цветом глазами,  поэтому в округе  ее прозвали дьяволицей.
К тому же взрослея она формировалась как альфа самка, и как следствие на площадке она постоянно доказывала свое превосходство. Очень скоро  все все поняли и к ее стервозному характеру стали относиться как к данности.
К этому времени я заочно познакомился  с заводчиками тайганов из Кыргизии, общался письменно и по телефону с охотниками и чабанами. От них я узнал, что  чабаны Памира  держат волкодавов для охраны отар и тайганов для охоты. Мне поведали, что верховенство в общей стае держат тайганы, конечно не благодаря мощи, а сообразно силе характера. По местным поверьям их собаками  вообще не считают.
Из интереса спрашивал, что означает в переводе слово "тайган", но мне никто не ответил.
Стал искать значение слова в словарях и фольклоре, и вот:- тюркское "Тай"-"горный", китайское-"небесный"; "Ган"- "хан", т.е "горный князь". Кыргызское слово "Тай" означает:
-т1)ай-тай! возглас, подбадривающий начинающего ходить ребёнка; тай-тайла- то же, что тай-тайла-.
2)молодое крупное животное; жеребенок по второму году;   шутливо- молодой паренёк, только что начинающий ухаживать за девушками
3)в играх - кон, партия
4) связка для обоюдного равновесия;
 Можно вполне принять за подходящий перевод эти 4 значения звука "тай":-Тайган как  собака  является напарником человека и  с ним часто охотятся в тандеме с беркутом -"связка". Его подбадривают возгласами  для поимки дичи в процессе каждой партии охоты. Бывают в жизни и шутливые сравнения.
 Интересен по смысловому содержанию еще один перевод звука "ТАЙ".   
5)"дядя по матери."  родство по материнской линии (это родство распространяется на целые роды и колена; принято считать, что хорошие и плохие задатки человека передают-ся по зтой линии -( В древних преданиях кыргизов существует легенда, что этот народ ведет свое происхождение от "красной собаки" - "кызыл тайган.  По древней легенде  40  служанок ханской дочери забеременели от пены. По фольклорной версии"кыргыз"/"кырк-кыз" - "сорок девушек", возмущенный Хан приказал их убить, но слуги пожалели девушек и отвели их в лес, в необитаемое место. За ними пошла желтая собака (сары ит). Там у девушек родилось 30 сыновей и 10 дочерей. Собака кормила их, добывая для них мелких зверьков. Один мальчик и одна девочка стали плакать и спрашивали, кто наш отец. Им ответили: наш отец — собака (сары ит).

 Все мифы тюрских народов  рассказывают о происхождении народов от волков или собак. Впрочем, и предания европейских народов говорят об этом же . Кстати, в России в стародавние времена выражение "сучий сын" означало похвалу...)
С грустью вспоминая  о Джангаре  и воспитывая Джану,   я начал понимать, что этих собак дрессировать не надо, они и так все понимают, и по сути это можно назвать  телекинезом. Главное,- войти в доверие и стать друзьями. Честно говоря, позднее я понял. что все собаки  очень многое понимают, и если войти в контакт- взаимное доверие, то просто надо прислушиваться к намекам питомцев....
  К полутора годам Джана превратилась в великолепное существо, пышущее энергией и грацией. Тонкая, жилистая , не по  собачьи  гибкая она производила впечатление. По характеру она оставалась недотрогой, во  время прогулок не отпускала меня из виду и была очень ревнивой,- не дай бог ко мне приблизится другая собака. Моих родственников она молча терпела, а панибратства не признавала, - и хотя я настоятельно предупреждал об этом, мой сын и племянница ходили с отметинами на лице.-"Сами виноваты, я предупреждал".  Тем не менее, домочадцы ее уважали,  и в конце концов полюбили, особенно после  такого случая. Я уехал в командировку  по работе, и Джану выгуливала моя жена. Поздно вечером она вышла с Джаной на прогулку и на нее напал верзила- грабитель. Время было  перестроечное  и этот случай был не первый, он специализировался по отъему обручальных колец у женщин. Не заметив в темноте черную собаку, грабитель приступил к вымогательству. Жена с ужасом и удивлением рассказывала, что из темноты вдруг выскочила моя Джана, и в мгновение ока располосовала на нем одежду. Не знаю почему, но женщина перехватила поводок, потому что  Джана стала бросаться верзиле на лицо.  Она сказала, что в эти мгновения стала бояться за нападавшего, потому что собака в ее глазах превратилась в " какого-то  огромного кошачьего демона". От нежданного нападения, почти голый экспроприатор выбежал на шоссе и скрылся. Вспоминая о событиях, жена повторяла, что:  «более  сильным шоком   была не встреча  с грабителем, а вид собаки, наводящий ужас. – Я не сразу смогла взять себя в руки и подойти к ней. Только что я видела огромное чудовище!»  Как я был горд за друга, приговаривая :- А я говорил, не волнуйтесь, - Джана за старшую!"
 В 1988 году я с  Джаной ходил на выставку, где познакомился с  заводчиками тайганов из киргизии. Они любовались статями моей собаки, - сказали, что таких экземпляров очень мало:-" тебе повезло, – мы видим, она лисогон" и предложили  взять кобеля, чтобы создать "гнездо" для разведения потомства. Дилемма для жителя Москвы серьезная, и пока я молча мечтал...
Через пол года мне позвонил знакомый из киргизии со словами: - " У меня погибает помет тайганов,- в районе эпидемия, а вакцин нет. Выслал тебе с провожатыми оставшегося в живых щенка. Встречай в Шереметьево сегодня".
Время было в обрез, и я помчался.
 Мои домочадцы восприняли новосела с пониманием, это был маленький черный комочек месячного возраста. Его я назвал Даосом. А вот Джана его возненавидела. Я запретил всем прикасаться к щенку у нее на глазах, и по возможности содержал его в отдельной комнате.
 Когда щенок перешел на взрослое питание, решил кормить собак вместе. Первый день был поучительным для всех. Положил две миски, -Джана с приближением щенка рычит. Подумал,- пусть вначале старшая наестся. Оставил одну миску, Джана принялась за трапезу, а щенок  ждал своей очереди, глотая слюньки. Когда она опустошила миску, я доложил в нее еду для Даоса. Обычно Джане всегда хватало одной миски, и то свою порцию часто недоедала. Щенок нерешительно стал приближаться к еде, но отошедшая Джана с рычанием отогнала его и принялась опустошать вторую миску. Надо было видеть, с каким упорством Джана опорожнила  и третью миску. На четвертой миске она перестала рычать, злобно поглядывая на щенка и с укоризной на меня. Ее осиновая талия раздулась, и каждый кусок проглатывался с трудом. Было видно , что пища стоит у нее в глотке, она отрыгивала ее и опять заглатывала. Наконец, она перестала есть, минут пять стояла перед миской опустив голову, и побежденная в своем упорстве покинула кухню. Начало было положено, правда весь вечер и пол ночи мне пришлось выводить Джану на прогулку.
Даос взрослел, и пришло время  на улицу  выводить его вместе с Джаной. На прогулках старшая взяла шефство, и как строгая дуэнья охраняла его. К этому времени я перестал ходить на площадку, и они бегали вдвоем. Было занятно наблюдать, как Джана  обучала щенка премудростям тайганьих кульбитов, разворотов и подсечек. Правда во время догонялок  она умело подставляла его под неожиданное препятствие, но это была наука. А вот дома экзекуции продолжались. Джана больше не посягала на щенячью миску, но первой всегда обнюхивала ее. Бесцеремонно отбирала кости и вообще, держала его в «черном теле». Я терпеливо взирал на несправедливости, но  жене и сыну вмешиваться в природу их взимоотношений  не позволял.  Как то,  придя с работы стал ощупывать  Даоса, и о боже, он весь был в покусах. Но не пойманный,- не вор...
Меня поразило придуманное коварство Джаны. Маленький Даос  поначалу не всегда терпел до прогулки и случалось опорожнялся в квартире. Конечно - же я высказывал свое недовольство. Во время очередного внушения Джана с победным видом выходила и смотрела на меня, -"вот он какой плохой. а я лучше"  Со временем Даос  все необходимое делал полноценно на улице, но сюрпризы продолжались... Потом я заметил, что консистенция у сюрпризов не Даосья...
Это Джана, желая продолжения моего неудовольствия сюрпризам, таким иезуитским способом старалась подтвердить свое превосходство...Я взял ее за ошейник и молча подвел к очередному сюрпризу. Весь день  Джана просидела, повернув голову к стене. После этого случая домашние неожиданности закончились.
В четыре месяца у Даоса появился еще один воспитатель по имени Арго. Этого двухлетнего  тайгана  попросила подержать моя знакомая, которой  срочно  надо было выехать за границу. Не сразу согласившись, я впоследствии не только не пожалел  об  этом,  но и был благодарен судьбе.
Между мной  и новоселом довольно быстро возникла  эмоциональная связь. Арго был умным кобелем, и его быстрая адаптация к новым условиям объяснялась просто, - я для него был нитью, связывающей с уехавшей хозяйкой, был надеждой на ее возвращение.     И в тоже время, помимо возникшего доверия я сразу ощутил присутствие настоящего друга, отметив, что этому существу необходим хозяин – мужчина.  По своему характеру он  очень напоминал Джангара.
Безусловно, Арго любил свою хозяйку и однажды спас ее от смерти. Она мне рассказала, что однажды,  прогуливаясь вдоль  озера,  упала в обморок и погрузилась в воду. В этом месте у самого берега было довольно глубоко.  К счастью, поводок с Арго был обмотан вокруг руки, и наверно это спасло женщину. Верный друг  вытащил  ее еще в бессознательном состоянии. Очнувшись, женщина ничего не помнила и не могла понять, каким образом  животное   смогло вызволить ее из воды.  Арго был совсем не крупным,- ниже стандарта кобелем, массой не более двадцати килограммов.               
 И в квартире, и на прогулках  я с питомцами был окружен аурой спокойствия и умиротворения. За три месяца  так и не услышал от него рычания и лая. Но было заметно,  что пес  прирожденный охранник. Услышав присутствие посторонних за дверью, или просто при звонке  в квартиру Арго занимал боевую позицию за углом коридора,  ожидая реакции хозяев.   Если кто-либо входил,  он внимательно наблюдал за «не нашими», не терпел повышенных, пусть даже эмоциональных всплесков при общении. При резком вскрике, или взмахе руками собеседника  немедленно подбегал ко мне и становился рядом. На улице  всегда ходил у ноги без поводка, изредка отбегая по своим делам. При встрече с посторонними, даже крупными собаками, Арго загораживал корпусом Даоса и Джану, ничуть не заботясь о принятом этикете обнюхивании. Такая непоколебимость и даже отстраненность телохранителя воспринималась непреодолимой преградой  и по сути представляла энергетический барьер. Глядя на него я всегда вспоминал про стойкого оловянного солдатика. 
С появлением взрослого тайгана  Джана поубавила свои домашние заготовки против Даоса, и он в разрядившейся обстановке   наблюдал за взрослым кобелем, и как будто впитывал качества  обретенного кумира.
Через месяц приехала хозяйка Арго, и я с сожалением расстался с этим замечательным существом, источающим необычайную внутреннюю силу.
 В шесть месяцев Даос вступил в стадию полового созревания, перерос Джану, став масластым, крепким недопеском. От  разборок  с  матерыми  кобелями на улице, как это бывает, он был огражден Джаной, поэтому рос без комплексов. А вот дома Джана не унималась.  Но все заканчивается и я лишь ждал прецедента.
Я принес домой две сахарные косточки, одну дал Джане, а вторую положил рядом с Даосом. Джана с привычной бесцеремонностью подошла к чужому лакомству с намерением присвоить его себе. Но тут Даос встрепенулся, и  прыгнул на обидчицу, примяв ее под "цыпленка табака". От неожиданности Джана взвизгнула, а жена кинулась на помощь своей любимице. Но я остановил ее: - "Рано или поздно это должно было случиться, наконец-то!" Даос стоял над поверженной  собакой несколько секунд, оскалив клыки, затем спокойно взял отвовоеванную кость и стал ее демонстративно грызть.  Это была развязка  и Джана все поняла,  инцидент был исчерпан,  а стычка между питомцами  на тему : - "Кто в доме хозяин" была первой и последней.  В результате  разборки отношения между собаками в корне изменились, -Джана признала силу Даоса и прекратила свои домашние  притязания на превосходство.
 Впрочем, на прогулках Джана оставалась для Даоса примером, как более опытная и умная альфа-самка. Он никогда не упускал ее из виду, повторял траекторию ее движений, нюхал там, где нюхает она, копал землю там, где копает она, на призывный поворот головы с помахиванием хвоста  несся к ней. Как это не странно звучит, я даже стал ревновать его к Джане, но потом успокоился.  Для  оклика собак я звал Джану, и они вдвоем мчались ко мне. Пусть будет так, решил я, - природа.
К семи месяцам Даос заметно подрос, превратившись в  крепкого, жилистого кобеля с горделивой  осанкой. Почувствовав в недопеске недюжинные задатки,  Джана изменила тактику муштры "младшего по званию", и приступила к воспитанию Даоса по взрослому, - а куда денешься, у альфы самки в напарниках должен быть альфа самец! 
 До сих пор, под неусыпным оком дуэньи-надзирательницы Даос на улице вел себя довольно скромно. Но  теперь Джана преобразилась в игривую, обворожительную кокетку, всячески привлекая  внимание  встречных кобелей. Правда не знаю, случайно или намеренно, но  призывы ухажеров получались избирательными.  Вначале  "откровенно свободная"  Джана  приглашала некрупных псов, а ничего не подозревающий Даос по заведенному порядку так же подбегал  к привлекательнице.  Искрящийся энергией, без комплексов, молодой кобель появлялся «как лист перед травой»,  производил впечатление,  и после ритуального обнюхивания обескураженный жених ретировался. Случались и агрессивные ситуации, которые Джана умело гасила, не допуская разборок. Серьезного конкурента она ловко отвлекала, обвораживала легким покусыванием, ритуальными приседаниями, а затем убегала, увлекая кавалера в игру  догонялки.
Одновременно с такими учебными подставами Джана стала практиковать изучение и совершенствование со своим подопечным  бойцовых приемов. Во время игрового спарринга отрабатывались  обычные уклоны и уходы от атаки, толчки корпусом с разворота и фехтование пастью. Совершенствовались как обычные приемы из арсенала борзых,- мощный удар грудью с прыжка, касательный удар-подсечка  с разгона, подбивка лап с наскока, так  и специфические приемы тайганов, связанные с их природной маневренностью, - атакующий наскок  после серии разворотов-фуэте,  головокружительное отпрыгивание и молниеносное возвращение в боевую позицию. Некоторые  трюки по  смене позиций воочию воспринимались, как телепортация…Просто зрение наблюдателей не успевало фиксировать мгновения перемещения тел: - «что это было?»   
Даос с упоением тренировался, но в последствии,  практически не дрался, так как по натуре был не агрессивен. Можно сказать, что физкультура с Джаной  придала ему уверенности в собственные возможности, а умелые подставы закалили характер.
 К годовалому возрасту Даос превратился в спокойного альфа кобеля с непоколебимым чувством собственного достоинства. Я уверен, что это качество  он впитал в себя от «стойкого оловянного солдатика», - Аргона. При встречах с псами, -  искателями приключений,  редко оскаливал клыки,  но и не позволял застигнуть себя  врасплох.  Рядом с соперниками просто исполнял суровую  пантомиму,  пока его уверенность и непоколебимость они не начинали воспринимать, как силу. Как правило, после молчаливой «психологической» дуэли псы  спокойно исполняли  ритуальное  обнюхивание и с достоинством расходились


Рецензии
Присоединяюсь к предыдущему резензенту!

Катерина Шатрова   18.01.2020 06:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.