кИнОдЕтЕкТиВы

«Зритель любит детективы. Прекрасно смотреть фильм, заранее зная, чем он кончится». Рязанов и Брагинский от всей души порезвились на детективной почве, создав самобытную пародию, основанную на советской истории из серии ОБС (Одна баба сказала). Неповторимый Смоктуновский. Ироничнейший Ефремов. Ядовито-сатирический Евстигнеев. Характерный Ронинсон. Бесподобный Банионис. Правдивый как жизнь Жженов. Монументальный Папанов. Взлетевший ракетно Миронов. Бьющий в десятку Невинный. А рядом Добружанская, Соколова, Аросева, уводящие сюжет в теплое, тоже смешное, но очень лирическое русло.

И, как это бывает с великими произведениями, «Берегись автомобиля» не устаревает, а только сверкает все новыми красками, ускользая от примитивных и прямолинейных дефиниций. Когда фильм отвезли в Лондон и показали элитарной публике, русская служба Би-Би-Си откликнулась лапидарной рецензией: «Это история о и  советском  угонщике автомобилей, о русской разновидности Робина Гуда». То есть, «пересказав» чисто технический момент, критики на Би-Би-Си так и не смогли понять в фильме главное.

А действительно, что такое «Берегись автомобиля»? Комедийный экшен или шутливая мелодрама? Морализаторская проповедь «Не воруй, а то хуже будет»?

Кажется, чего проще --- возьми крепкий сценарий, собери вместе первоклассных актеров, разреши им резвиться и импровизировать, крикни «Мотор!»  --- и шедевр готов. Именно так сейчас и ляпают телесериалы. С другой стороны, великий Гайдай собрал на площадке целую галактику суперзвезд в киноверсии «Ревизора», а фильм не получился.

Рязанов виртуозно смешал жанры --- и детектив по форме перестал быть таковым по существу. Повернул бы ручку тонкой настройки чуть влево --- получилась бы голая эскапада с бесконечными гэгами, парад трюков, сплошная погоня, как в «Необыкновенных приключениях итальянцев в России». Добавил бы сентиментальности, появились бы вариации «Стариков-разбойников» (кстати, тоже детектив, если подходить чисто формально). То есть, рецептов хорошего детектива много, а секрет, магия, алхимия шедевра даются одному автору из многих тысяч. И тот же Тарантино пока остается создателем всего лишь одной великолепной пародии «Макулатурное чтиво» (тупо переводимой как «Криминальное чтиво») и так и не выбравшись потом из творческого тупика. Наш «Шерлок Холмс» воспринимался как хорошее so-so, пока в сериале не стали все четче пробиваться мощные иронические мотивы и тогда стало ясно, что у Масленникова с самого начала была КОНЦЕПЦИЯ, оригинальный ПОДХОД, самобытный ЗАМЫСЕЛ. А пересказать общеизвестную историю, пригласив талантливых актеров, как говорится, и дурак сможет.

Чисто коммерческий  подход к беспроигрышному детективному жанру по циничному принципу «Пипл схавают» привел к тому, что многие телезрители просто потеряли аппетит к детективу. А уж тупые подражания «ихнему стандарту» вызывают уже почти рвотную реакцию. Вне сомнения талантливый Охлобыстин потерпел полное фиаско в картине про циничного приглашенного со стороны в следственную группу «консультанта». Получилась корявая карикатура на дефективного    детектива Монка. Или «Охотники за бриллиантами» с блестящим дуэтом Аронова-Миронов и Серебрянниковым с его интеллектом дворовой шпаны и мимикой магазинного манекена.

Тут одна болотная искусствоведка ГОДАМИ повторяет, что в «Искусстве все разрешено» и «Автор творит не для общества, а исключительно для самого себя». Ну и именно по этому гениальному плану гонится дешевая пошлятина, густо приправленная кровью, матом и насилием, поскольку ничего другого у создателей нет и не будет. А потом к искусствоведке приходит такой акефальный мастурбатор и начинает битый час кичиться о том оргазме, который он испытал, рождая в муках пустую как барабан «шедевральную историю».

Детектив успешен не кассовым сбором или фальшивым рейтингом и призовыми пряниками, а когда задевает народный нерв, рождает что-то новое, свое, незаемное. Именно решив эту сверхзадачу, вошли в мировую творческую копилку мои любимые детективные шедевры:

«Это безумный, безумный, безумный мир», «Семнадцать мгновений весны», «Смерть на Ниле» с Питером Устиновым в роли Пуаро, «Ворошиловский стрелок», «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Место встречи изменить нельзя», «Признания  комиссара полиции прокурору республики», «Адъютант его превосходительства», «Черный принц», «Дело №396», «Дело Румянцева», "Чисто английское убийство", «Десять негритят» (говорухинские), «Жестокость», «Испытательный срок», «Дела давно минувших дней», «Ищите женщину», «Джентльмены удачи», «Возвращение «Святого Луки», «Два билета на дневной сеанс», половина серий из «Рожденной революцией», «Искупление в Шоушенке» (в блатном переводе «Побег из Шоушенка»), «Сквитались» (в убогом переводе «Медвежатник»), все три польских «Ва-банка», «Блеф» с Челентано, лучшее из саги о Перри Мэйсоне, то же самое из сериала про аутиста Монка…      

Там, где захватывающая интрига, где нет лобовых или шаблонных решений, где сюжет выходит за рамки голой схемы, где зрителя уважают, а не кормят голым смотривом (по А.М. Горькому), где дышат почва и судьба (по Пастернаку), там ВСЕГДА пребудут зрительские симпатии, живой интерес к историям про преступление и наказание.


Рецензии