Подделка красоты красивостью
Русский язык действительно богат и многообразен, и его богатство в эстетике и красоте слов. Об этом говорил и великий русский поэт и писатель, создатель русского литературного языка, А.С. Пушкин: «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». А.С. Пушкин – один из тех писателей, который смог прочувствовать всю глубину и ёмкость родного слова, раскрыть эту силу в своих произведениях. Его стихотворения, сказки, повести, романы, созданные с любовью, учат уважению к русскому языку, и через эту любовь читатель проникается чувством почтения к силе слова русского. С детства мы знакомимся со сказками А.С. Пушкина, и именно с этого знакомства начинается наше видение слова как искусства и зарождается какое-то необъяснимое благоговение перед его изяществом и многоаспектностью. В сказках особо ярко прослеживается стремление поэта писать на чистом русском языке: известный факт, что большинство слов с буквой «Ф» в русском языке — заимствованные и Александр Сергеевич гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» — флот. Н. В. Гоголь так говорил о А.С. Пушкине: «При Имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русской человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет».
Так как в детстве сказки А.С. Пушкина – наши настольные книги, то смело можно заявить о том, что юное поколение воспитывается на жизненных принципах и ценностях поэта. 7 июня 1880 года в речи, произнесённой за обедом Московского общества любителей российской словесности в Благородном собрании по случаю открытия памятника Пушкину, А.Н. Островский сказал: «Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть. Кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств, поэт даёт и самые формулы мыслей и чувств». Часто начинающие юные поэты воодушевляются лёгкостью и гармоничностью пушкинского слога, стараются подражать ему. Так оказал он влияние на М.Ю. Лермонтова, которое наиболее полно выразилось в стихотворении «Смерть поэта». Многие литературные конкурсы связаны с именем А.С. Пушкина, ведь его принято считать родоначальником новой русской литературы и создателем русского литературного языка. Из статьи профессора М.С. Петрова «литературно-эстетические взгляды А.С. Пушкина»: «В нашей стране глубоко человечная, свободолюбивая и мужественная поэзия Пушкина приобрела особенное значение как могучее средство нравственного и эстетического воспитания новых поколений».
Практически всё творчество Александра Сергеевича положено на музыку: А. Верстовский, В. Одоевский, Н. Титов, М. Яковлев писали романсы, М. Глинка – романсы и оперу «Руслан и Людмила». Позже – А. Алябьев – вокальные произведения, М. Мусоргский – оперу «Борис Годунов», П. Чайковский – вокальные произведения, оперы «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая Дама», Н. Римский-Корсаков – оперы «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане». В ХХ веке С. Рахманинов пишет оперы «Алеко», «Скупой царь», Г. Свиридов – хоровой цикл «Пушкинский венок», музыку к кинофильму по повести «Метель». И не случайно эти композиторы обращаются к творчеству «гения русской литературы», ведь слово в его произведениях возможно не просто услышать, но и почувствовать, вжиться в него. Слово у Пушкина – гораздо больше, чем основная структурная единица текста, это обитель чувств, кладезь эмоций и переживаний. Он очень тщательно прорабатывал свои произведения, подбирая именно то слово, которое наиболее полно способно передать чувства, волнения героя. По велению души человек, прикасаясь к классической музыке, черпает в ней гармонию мыслей и чувств, воспитывает в себе стойкость духа, развивая чувства и эстетический вкус, равно как и в классической литературе, которая из поколения в поколение формирует личность человека, воспитывая в нём истинные ценности жизни. Музыка - это диалог душ, своеобразный язык сердец, и сливаясь с мелодичностью и красотой пушкинского слога, она становится чем-то поистине невероятным, глубочайшей по смыслу и духовности вещью, дарующей нравственное очищение и просветление.
А что современность? В погоне за количеством, за новыми «звёздами» композиторы и стихотворцы забывают о качестве произведений. Большинство современных популярных музыкальных стилей ничему не учит, не пробуждает в душах слушателей высоконравственных порывов, и так происходит потому, что нет времени обращать внимание на мелочи и тонкости, наспех рифмуются строки, причём зачастую мешают английские фразы с русскими, к примеру, популярная песня Вики Дайнеко «Сотри его из memory», композиция Сати Казановой «Осень и печаль», в которой есть строки: «Не скажешь мне ни разу "baby i love you"» . К сожалению, принцип шоу-бизнеса в основном таков: чем быстрее в свет выйдет новый «шлягер», чем оригинальнее и скандальнее он будет, тем лучше. И эта спешка отчуждает, потому что быстро не может быть качественно. Бывают и исключения, но как они редки!
Обидно слышать с экранов телевизоров такие «бесцветные», «пресные» слова как «лоукостер» - бюджетный вариант, «майнд-мэп» - наглядная схема и другие. Но ещё обиднее замечать орфоэпические и грамматические ошибки, когда выступающий говорит на родном языке, ведь ошибка, которую не исправили, которой пренебрегли – это проявление неуважения к историческому прошлому языка. По этой причине преподающий в моей школе педагог русского языка и литературы не имеет дома телевизора. Людям, выросшим на поэзии и прозе Пушкина, неприятна складывающаяся ситуация в обществе, особенно среди молодого поколения. Эстетике слов выделяется очень мало внимания со стороны СМИ и агитационных программ, а ведь именно они направляют принципы и взгляды общества. И, осознавая это, невольно задумываешься: «Достойное ли мы поколение? Не краснеют ли за нас наши учителя? Имеем ли мы право внести свой вклад в развитие страны и общества?»
У Пушкина нет одинаковых слов, каждое своеобразно и уникально, имеет свой неповторимый оттенок, свой тонкий ненавязчивый аромат. Почему именно аромат? «Доброе слово – дверь в душу» - гласит осетинская пословица. Патрик Зюскинд, немецкий писатель и киносценарист, писал: «Аромат проникает в самую глубину, прямо в сердце, и там выносит категорическое суждение о симпатии и презрении, об отвращении и влечении, о любви и ненависти. Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей». Действительно, с детства нас учат, что словом можно ранить, а можно и спасти, причинить боль или подарить радость. Когда мы нюхаем цветы, мы радуемся красоте природы, её изяществу и лёгкости, сердце начинает петь, а душа стремиться к прекрасному. Так и гармоничная во всём пушкинская поэзия, какой бы теме ни была посвящена, будоражит душу, развивает тонкую душевную организацию и чувство слова в каждом читателе, заставляет «струны души» звучать чисто и искренне. Именно поэтому Пушкин навсегда останется великим учителем искусства слова. Запах и слово, эти два понятия всё-таки тесно связаны, так как оба они имеют большое воздействие на душевное состояние людей.
«Запах слова» можно определить как критерий, по которому предполагается разделить слова на следующие группы:
• Благоухающие, которые в свою очередь имеют неповторимые ароматы, являющиеся их тонкой отличительной чертой
• Затхлые
• Лишённые запаха
А также критерий, определяющий эстетическую значимость слова в формировании тонкой личности. С его помощью становится проще понять суть чуткости к слову, развивающейся у прикоснувшихся к творчеству Пушкина читателей: открывший для себя это понятие человек станет задумываться над тем, к какой категории принадлежит слово, а следовательно заведомо давать оценку окружающих при его использовании.
Слово ценно, когда оно благоухает, когда заставляет сердце трепетать от счастья. Приятный аромат источают только добрые слова, не лишённые образности и исторического смысла. Говорят, что деньги не пахнут. Зато пахнут книги. Многие читатели любят ходить в библиотеку и проводить там часы напролёт из-за этого необычного, заряженного силой мысли аромата. Библиотека – это обитель книг, хранилище вековой мудрости и великого знания, накапливающегося с древних времён. Но мысли невозможно передать, не подобрав к ним подходящую словесную оболочку. Быть может, тот запах страниц, который так приятен книголюбам, это запах старины, запах слов, проверенных временем и впитавших в себя силу и философскую глубину бытия? Есть слова и без запаха, равно как и без духовной сущности, без утончённости значения и своеобразной красоты. Это те самые неоправданно внедрённые неологизмы. От затхлого же запаха человеку дурно. Воняют только бессмысленные оскорбительные выражения, нецензурные слова, брань, роптание, и даже слова-паразиты, лестные, лживые, пошлые слова, которые, к сожалению, всё чаще звучат в повседневном разговоре многих людей. Тенесси Уильямс писал: «Нет ни одного запаха сильнее, чем запах лживости. … Он пахнет смертью». И если человек аккуратен и опрятен, ещё не значит, что его речь будет так же свежа и приятна.
Однако запах в большом количестве раздражает, каким бы он ни был. «Много ешь — не будешь чувствовать вкуса, много говоришь — обесцениваешь слова», - гласит китайская пословица. В. Г. Белинский же отмечал, что « у Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но всё в меру, всё на своём месте, конец гармонирует с началом, - и, прочитав его пьесу, чувствуешь, что от неё нечего ни убавить и к ней нечего прибавить». Часто количеством «пустых» слов мы стараемся восполнить недостаток их качества, но обдуманное использование максимально ёмких выражений исключает вероятность передачи лишней и бессмысленной информации собеседнику. Это важно как для окружающих, так и для самого человека, потому что с каждым произнесённым словом мы отдаём частичку нашей души. В добром, живом слове эта частичка будет жить, и человек не ощутит потери, наоборот, обретёт радость. В «плохом» же, «пустом» слове частичка души погибает бесцельно, не принеся никому пользы.
Поэтому для того, чтобы окружающие с уважением отнеслись к человеку, ему важно следить за своей речью так же тщательно, как и за внешним видом. Это сложный и кропотливый труд, и как замечает Р.М. Фрумкина: «Легко убедиться в том, что даже не самые сложные мыслительные конструкции с завидным постоянством плохо выражают в речи профессионалы пера и общественные деятели, а не только рядовые носители языка. У нас вообще низка культура речи, а речи публичной и официальной в особенности. Взрослый «полукультурный» индивид… не владеет разнообразными регистрами речи, легко доступными развитой «языковой личности». Отсюда – характерная смесь блатной «фени», англоязычных заимствований и просторечной лексики, которая особенно режет слух, когда этот «стиль» тиражируется телевидением, радио и прессой, а в особенности прессой и в Интернете». Но на то мы и люди, и не случайно речь – привилегия исключительно человека. Стремясь к улучшению качества своей речи, мы доказываем себе, что достойны быть носителями русского великого и могучего языка. Пушкин ценил и уважал «постоянный труд, без коего, - говорил он, - нет истинно великого».
Литература
1. А.С. Пушкин о литературе. Избранное / Сост. С.М. Петров – Москва, 1977.
2. Пушкин А.С. Стихотворения / Сост. Е. Жезлова – Москва, 1985
3. Творчество А.С. Пушкина в контексте русской и моровой культуры: современное прочтение и изучение в вузе и школе. По материалам межвузовской конференции, проходившей в МГПУ 25 мая 1999г. / Отв. ред. Пищулин Н.П. – Москва, 2000
4. 7000 золотых пословиц и поговорок / С. Ковалёва – Москва, 2004
5. Новейший полный справочник школьника: 5-11 классы. Гуманитарные науки / Под ред. Т. И. Максимовой. – Москва, 2008
Свидетельство о публикации №213103001579