Юность комсомольская моя

На фото:пионерский отряд на Галичьей горе. Придерживает шляпу кандидат биологических наук Воронежского университета Ртищева Антонина Ивановна; мужчина в майке—мастер спорта Торжков Василий Григорьевич, крайняя справа— моя сестра Некрасова Анна. ( фото автора,1962 год)

               
               В годы моей юности  быть комсомольцем значило быть застрельщиком всех благородных начинаний. Перед нами стояли образы героев подпольщиков, молодогвардейцев, не щадивших  своей жизни ради  освобождения Родины от фашистской чумы. Мы взахлёб читали «Повесть   о настоящем человеке» Бориса Полевого.  Мои современники по комсомольским путёвкам только освоили целину и  эти  примеры боевого и трудового героизма  были для нас  ориентиром.  Вот почему многие мальчишки и девчонки также хотели  быть в первых рядах строителей коммунизма. А мы абсолютно не сомневались, что в нашей стране, с нашим народом, он будет построен.  В начале шестидесятых Советский Союз был  впереди планеты всей в области  использования  в мирных целях  атомной энергии, освоении космического пространства, роста промышленного производства и социальных гарантий для своих граждан.  Тогда  у нас не было и тени сомнений в правильности выбранного курса. Да и какие могли быть сомнения у нас, ребятишек 13-15 лет, когда были открыты все пути  для самореализации: бесплатно получать  среднее и высшее  образование,  гарантированно быть  трудоустроенным  по полученной специальности, возможность  получить бесплатно  жильё от предприятия или учреждения. К великому сожалению многие  уже завоёванные позиции были бездарно  утрачены в последние  годы, так называемых, преобразований.



  В свои неполные четырнадцать лет я  решил вступить в  комсомол. Было это в июне 1962 года,  мне не хватало трёх месяцев, но так хотелось стать быстрее взрослым и  получить ответственное поручение,  и меня несколько раньше положенного времени (по Уставу ВЛКСМ  приём был с 14 лет) приняли в комсомол. Как сейчас помню этот  торжественный и волнующий момент жизни. Первый секретарь райкома комсомола Владимир Ермолаевич Мельников  пожимает  мне и нескольким  «новобранцам» руку, а мы, волнуясь, ни живы, ни мертвы,  слушаем поздравления и напутствия районного вожака молодёжи.  Кстати, через девять лет, при постановке на партийный учёт, мне вновь пришлось встретиться с В.Е. Мельниковым уже в Добринке, где он  работал секретарём  райкома КПСС по идеологии,  а  я был направлен  после армии в распоряжение районного  Управления сельского хозяйства.

 
      В  Донском районе, как и во многих других, в летнее время   работал один стационарный лагерь. Он располагался в школьном здании села Галичья Гора, в живописном месте, что рядом с биологическим  заповедником  с одноимённым названием. Моя средняя сестра, Анна,  была  пионерской вожатой в лагере и попросила  директора  зачислить меня в качестве фотографа на одну, а может и две смены, точно уже не помню.  Фотографией  в те времена   занимались немногие, а сам процесс  фотодела был на порядок сложнее, чем  сейчас, в 21 веке.  Я  к тому времени уже довольно хорошо освоил это интересное занятие,  и меня зачислили  в лагерь, как  и всех остальных детей, но  уже комсомольцем и с  конкретным поручением.     В лагере я отдыхал вместе с пионерами и попутно фотографировал всё памятное и интересное.   А интересного было  много: постоянные экскурсии в заповедник, где мы знакомились с  редкими растениями,  занятия спортом,  всевозможные игры, конкурсы и многое другое.  За этот период я сделал сотни фотографий, которые затем пошли в альбом  лагеря  и  отдыхающим детям. Кстати, до этого мне уже приходилось отдыхать в пионерских лагерях раза три. Это было невдалеке от  посёлка Новая жизнь, что под Липецком, там и  располагались  несколько лагерей  от различных заводов и предприятий.


        После восьми классов я поступил в Задонский сельскохозяйственный техникум и входил в состав  комитета комсомола.  Все его  члены  имели  поручения, в том числе и я. Поскольку  я всегда участвовал в самодеятельности, мне и доверили  отвечать  за её  организацию в техникуме.
 Обладая довольно  неплохой  дикцией, я все четыре года был ведущим концертов, а самодеятельность у нас была высокого уровня. Художественным руководителем был профессиональный музыкант, преподаватель областного культурно-просветительного училища Филатов Михаил Ильич, он же возглавлял инструментальный ансамбль, замечательно играл на скрипке. Концертмейстером  был  также преподаватель КПШ, как коротко называли это училище, Ратников Борис  Гаврилович. Мои задачи были следующие:  поиск  способных юношей (девушек в техникуме было мало) и вовлечение их  в  самодеятельность, учёт посещений репетиций, сотрудничество с КПШ (иногда переманивал музыкантов из числа студентов) и так далее.  Техникум и училище вели постоянное соперничество в концертной деятельности. Конечно, уже по определению, пальма первенства принадлежала культпросветовцам, но отдельными номерами могли блеснуть и «кулешники», как иногда нас  снисходительно величали. Техникум был основан на базе бывшего училища  механизаторов, которых во время войны и послевоенной голодовки бесплатно подкармливали кулешом, и это кулинарное прозвище сохранилось надолго.



С концертами мы проехали не один раз по всему району и даже к соседям,  в Хлевенский, к  учащимся зооветеринарного техникума.  С ними мы неоднократно  обменивались  концертами.  Там, кстати, среди учащихся больше было  девушек, и этот  немаловажный  факт имел  свои последствия:  несколько наших  юношей соединили свою жизнь с  понравившимися представителями прекрасного пола и отправились семейными парами в колхозы и совхозы.

 Каких-либо ответственных  постов в структуре комсомола я не занимал, но эта   комсомольская пора, юность комсомольская, запомнилась  на всю жизнь  чем-то светлым, добрым и интересным.  Во всяком случае,  мы были организованы, объединены одной благородной целью – быть среди первых полезными людям и обществу.   Время  пребывания в комсомоле  у каждого оставило свои впечатления, воспоминания, но в большинстве своём  они носят положительный характер.


Октябрь,2013 год


Рецензии
Спасибо за добрые, тёплые воспоминания.В отличие от прогнившей , начиная с малограмотного Хрущёва, партии комсомол до девяностых годов оставался прибежищем молодых людей с чистыми намерениями. Жаль, что такой организации теперь нет.

С уважением

Юрий Матусов   18.06.2022 00:46     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Юрий! В городах может как-то ещё и организована молодёжь, а в деревне полный штиль. Полнейшая тишина днём, а ночью вроде бы тусуются, как говорят. Только не с добрыми намерениями, и не на здоровую голову, как мне кажется. С уважением,

Виктор Некрасов   18.06.2022 15:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 65 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.