Экскурсия в Fontenbleau. из цикла Мой Париж
Посетить это чудо человеческого воображения, просто необходимо каждому человеку, при первой возможности – в эмоциональном подъеме, посетив дворец, сказал писатель Иван Бунин.
****
Первые воспоминания в летописях, об этих местах - относится к одиннадцатому веку.
В этом лесу, один феодал построил «неприступную» крепость с башнями – донжонами.
Они часто воевали друг с другом, сосед с соседом, по пустякам или были на то серьёзные причины, никто не знает, замки разрушались, грабились и вновь строились.
Крепость нашего феодала разрушили, но оставили одну башню, зачем, никто не знает. Так и стоит эта башня одиннадцатого века напоминая нам, что когда-то здесь жил знатный землевладелец, который построил донжон.
Первые короли Франции объединяли феодалов под свои знамена и вельможи вынуждены были мириться, прекращать междоусобицы.
Первый король, который построил здесь небольшой охотничий дом это Людовик седьмой.
Название Фонтенбло произошло от клички его любимой охотничьей собаки, которую звали Бло.
«Фонтен», с французского - фонтан воды.
Однажды король охотился, и потерял своих собак.
Настроение продолжать охоту исчезло, начал искать своих помощников.
Вскоре, нашел их. Они расположились вокруг родника с чистой, хрустальной водой, а любимая собака Бло лежала у ног лесной нимфы, которая гладила её голову.
На этом месте, король приказал построить замок.
Замок был построен, вскоре стал любимым местом развлечений двора французских монархов.
Если осень и зима, для дворца были временами отдыха, то весна и лето « трудился, не покладая рук».
Весь двор переезжал в Фонтенбло, и жил до первых заморозков. Охота, турниры, балы, пикники – вынуждали строить новые апартаменты.
Каждый король дополнял, построенное предшественниками.
Дворец Фонтенбло, особенно почувствовал свою важность при Франциске первом.
Этот подвижный король, много воевавший, за владение Италией с императором Священной Римской империи Карлом пятым Габсбургом, увидел, что можно жить совсем не так, как было принято во Франции.
Огромные, хмурые здания, высокие толстые стены, сырые, темные, закопченные комнаты, которые практически никогда нельзя было нагреть.
В Италии – легкие, светлые дворцы, в которых было всегда сухо, много света и радости.
Парки, сады, фонтаны, водоемы - радовали человека.
Вернувшись домой, король начал перестраивать королевские замки, в первую очередь Фонтенбло.
Шел тысяча пятьсот двадцать седьмой год.
Из Италии были приглашены архитекторы, художники, мастера парковых насаждений, чтобы воплотить мечту короля в жизнь – стиль ренессанс.
Жилли Бретон, построил для Франциска первого «Золотые ворота», это был новый вход с южной стороны замка.
Была построена галерея короля, где Росю Фройентино и Франческо Приматиччо, создали совершенно новое направление в Европейской архитектуре.
Гармоничное сочетание фресок, штукатурки и резьбы по дереву – считается шедевром стиля ренессанс, положившем начало первой школы Фонтенбло.
Король пригласил Леонардо да Винчи, и выдающийся художник переехал в этот прекрасный дворец.
Здесь, он начал работать над одной из самых знаменитых своих работ - «Мона Лиза».
Но закончил работать над этой картиной, в замках долины реки Луары, где и доживал свой век, один из величайших художников.
Картина «Мона Лиза», занимала центральное место в коллекции монарха.
Генрих второй и его жена Екатерина Медичи, достраивали бальный зал, поручив строительство и отделку итальянским мастерам Приматиччо и Абато.
Затем дворец забыли…
Он обветшал, теряя свой блеск и привлекательность.
Вторая величественная эпоха замка, начинается с приходом к власти Генриха четвертого Наварского.
Этот человек сделал очень много для страны, и считается одним из выдающихся.
Один только пример Нантский эдикт, тысяча пятьсот девяносто восьмого года, который положил конец войны гугенотов и протестантов.
С того времени, во Франции свобода вероисповедания.
Дворец Фонтенбло преображается принимая прежний блеск, величие и важность.
Король достраивает две новых галереи, по новому, перестраивает парки, особенно Английский, где находиться источник голубой воды, давший название дворцу.
Была, перестроена внутренняя церковь «Святой троицы», отделку которой осуществил итальянский мастер Фремине.
Эта работа, считается шедевром, культурным наследием человечества.
Когда в этом дворце родился будущий король Людовик тринадцатый, Генрих четвертый приказал ко дню крещения сына, построить ворота с восточной стороны и назвали их – «воротами дофина».
Ворота, очень массивные и помпезные, встречают вас не очень приветливо.
Людовик тринадцатый, замок не перестраивал. Его привлекал праздный образ жизни, балы, театр, охота.
В годы правления Людовика четырнадцатого, Фонтенбло и вовсе «загрустил».
Людовик пятнадцатый, правнук короля-солнце, во дворец практически не наведывался, жил в Версале, вся его радостная и беспечная жизнь, прошла на инерции его славного прадеда.
Людовик шестнадцатый, был человек далек от честолюбия, предпочитал жить в тени от шумных балов, приемов, торжеств.
Но произошли роковые события, которые лишили власти, а потом и жизни короля, жены Марии Антуанетты и его детей.
Все королевские замки были разграблены, разорены и опустошенны.
Версаль, стоял без дверей и окон. Угрюмый, жалкий вид его - вызывал разные чувства в путников, которые старались объехать «десятой» дорогой эти места, кишевшие разного рода бандитами.
Фонтенбло постигла та же участь, что и Версаль, даже в знаменитом храме Господа Нотр Дам де Пари, революционеры хранили картошку, соль, устроили мастерскую по ремонту колес к телегам.
Когда к власти пришёл Наполеон Бонапарт, приказал все королевские дворцы очистить от случайных людей, объявил их достоянием страны, принялся к их восстановлению.
Но войны забирали все его силы и средства, до замков практически ничего не доходило, но одно то, что здания были взяты под охрану государства, надо сказать императору огромное спасибо.
Наполеон не любил Версаль, он предпочел реставрировать Фонтенбло и поселился в нем.
Дворец переживал - третий подъем своего величия.
В этом дворце, трон императора стоял в королевских покоях под эмблемой королей Франции и Наварры.
Третий вход в замок был построенный с южной стороны, каменная стена была разобрана, установлены решетчатые ворота, через которые Наполеон уходил в ссылку, бросая Фонтенбло и Францию.
Полностью дворец и парки, были реставрированы за деньги Рокфеллера с тысяча девятьсот двадцать пятого по тысяча девятьсот тридцать первый год.
Меценат, завещал «посещения парков Фонтенбло, для всех желающих – бесплатно!»
****
Каждую ночь на полнолуние, в театре Наполеона третьего собираются духи прекрасных женщин живших в прошлые века, провести время в наслаждении игрой величайших актёров пьес Мольера и авторов ему равных.
****
Уместно, будет привести слова историка Мишле, который сказал «:- Скажите, если вы несчастливы, где будете искать убежище и утешение у природы?
- Я, поеду в Фонтенбло!
- А, если вы очень счастливы?
- Я, поеду в Фонтенбло!»
Экскурсия рассчитана на четыре часа, но это так мало…
Хочется вернуться, не уходить с этого прекрасного замка – дворца, его парков, любоваться фонтанами, голубым источником с чистой, как хрусталь водой!
Наслаждаться тишиной изредка нарушаемой плеском воды, который издают величественные лебеди, купаясь в водоемах окружающих дворец!
****
Свидетельство о публикации №213103000039