Почему Петербург?

Эссе ли это, статья или просто какая-то разновидность раздраженной прозы – не знаю, как сие обозвать, но… хочется объяснить, зачем я тратил свое время и пасту замечательной ручки pilot. Итак… устно или письменно люди слишком часто задают мне много вопросов, на которые мне либо приходится, либо не хочется, либо лень отвечать. Содержание их примерно такое: а зачем ты туда поехал? Чем ты там занимаешься? Чё там делать – там же дождь постоянно, а тут круто – тепло, море… В большинстве случаев, мне вполне понятно, почему эти вопросы звучат, ибо примерно или даже хорошо знаю этих людей. Как правило, это те, кто:
- вообще не были никогда в СПб;
- были, но 3-4 дня в рамках какой-нибудь банальной школьной экскурсии;
- приезжали, походили, пофоткались, но ничего внутри у них не «ёкнуло».
Вот три основных вида вопрошающих. Возможно, есть еще и четвертый… или подвиды этих трех! Некоторые строят догадки (и часто их озвучивают), что побудило меня и других таких же аборигенов переехать в северную столицу. Догадки порой абсурдны, порой глупы, порой резонны, но почти все попадают мимо цели: 
- на заработки (ну, эта самая абсурдная в моем случае!);
- в Петербурге красиво («красиво» - звучит однобоко и не отражает практически ничего – в России немало красивых мест. Я бы применил термин «контрастно» - великолепие здесь часто соседствует с откровенным убожеством);
- здесь живут и просто плодятся продюсеры, здесь море концертов, студий и вариантов быть замеченным! (отчасти, это предположение резонно, но… если ты – говно, ты и в Питере им успешно останешься. А если ты талантливый музыкант, то нет и не может быть стопроцентной вероятности быть замеченным в этом безумном море культурной и около культурной жизни. Даже пронырливые товарищи, чьи имена гнездятся на каждой второй афише, так и остаются в итоге никем и ни с чем…);
Так что все эти предположения имеют право на существование, но они же и ошибочны. Не все так прозрачно… есть в этом городе нечто, что описать словами тяжело или даже невозможно – это осознается на эмоциональном уровне, что ли - либо понимаешь это без слов, либо не понимаешь вообще. С абсолютно таким же успехом можно описывать словами картины импрессионистов, например, - какие они удивительные, красивые и необычные. Однако, не увидев ни одну из них своими глазами, едва ли поймешь о чем, собственно, речь! И даже увидев их, реакция может быть совершенно разной.… Один скажет: «Та я так тоже могу! Чё это за мазня!?». Другой скажет: «Ну да… симпатично. Особенно вот эта, с природой – вот бы такую на кухне повесить!». И только третьи, без слов и комментариев, просто поймут, просто влюбятся в эти размытые штрихи, в эти старинные здания, в это удивительное небо, в эту неповторимую атмосферу…
Вторая половина этого текста менее абстрактна и более зациклена на мелочах, так что для тех, кто понял о чем я, дальше не будет ничего интересного. Эта часть посвящена раскладыванию всего накопившегося хлама по полочкам.
Начнем с плюсов, которые, несомненно, имеются в городе-герое Новороссийске. Плюсов лично для меня и плюсов общепризнынных.
Первый плюс: мне есть, где жить. Я могу жить в квартире у мамы, у папы, у подруги, последний год я вообще жил у себя на работе! Свой угол – несомненно стоит чуть ли не на первом месте в нашей жизни, и на юге у меня даже несколько вариантов этих углов. Здесь халявных вариантов нет, потому приходится снимать квартиру или комнату!
Плюс №2. Как ни странно, работа! В Новороссийске у меня было две вполне неплохие, не сильно напрягающие мышцы и отнимающие время работы. НО: блюз-бар, где я работал звукооператором, благополучно закрыли, а в Дворце Культуры, где я занимал такую же должность, занимался я часто совершенно далекими от настройки звука вещами! Принято как-то у нас в государственных учреждениях работать за копейки и выполнять порой совершенно «левые» поручения. Советский атавизм что ли? Помимо моей работы на концертах и репетициях, я постоянно занимался такими вещами: вешал баннеры на фасаде здания, что-то красил и подкрашивал, махал лопатой и копался в клумбах, таскал какие-то неподъемные ведра, ходил на какие-то нелепые концерты и собрания для массовки, ну и самое страшное – ходил по два-три раза в месяц в рейды! Об этом абсурдном и страшном мероприятии можно написать отдельно целую статью. Учителя и работники муниципальных учреждений Краснодарского края меня поймут, как никто! Короче, официально я значился в ДК звукооператором, а по сути был разнорабочим с какими-то сомнительными должностными обязанностями. Так что здесь, в северной столице, мне в первую очередь морально спокойно. А заработка вполне хватает и на аренду комнаты, и на проезд, и на еду, и… на прочие прелести жизни ;. При этом, я не пашу, как папа Карло – без выходных или на тяжелой физической работе. Успеваю и работать, и ходить на концерты – выставки, и встречаться с друзьями, и репетировать, и выступать!
№3. Тепло + природа. С этим спорить действительно не буду – до декабря на юге я купаюсь в море и гоняю на велосипеде в одной рубашке! Хотя вот лето как раз куда приятней проводить здесь, в Петербурге - «ведь летом можно гулять круглосуточно…» и так далее по тексту! В Новороссийске же порой просто невыносимо жарко сидеть в городе. Конечно, регулярные выезды на природу очень скрашивают жару, НО: не просидишь же все три летних месяца в лесу! Есть же все-таки работа и дела какие-то. Я больше десяти дней подряд на природе не зависал... Тем временем, северная столица не бедна живописными местами – несколько минут на электричке и пожалуйста: леса, озера, Финский залив и не только! Да, прохладней, чем на юге, но вполне уютно и не менее красиво, просто это другая красота, северная.
Еще один безусловный плюс на юге, да и вообще в небольших городах – это относительно дешевое жилье. За одну и ту же сумму в Новороссийске можно снять квартиру, в Питере же только комнату в коммуналке. НО! Тут же возникает оговорка – заработная плата здесь и там несколько отличается! При желании и некотором количестве мозгов, можно иметь доход в три-четыре раза выше, чем в Новороссийске. И это при одинаковом количестве потраченного времени и сил! Так что, где дешевле жить – это вопрос еще довольно спорный.
Теперь плавно скатываемся к относительным плюсам моего родного города: проезд в два раза дешевле, и все рядом! Да, проезд в крупных городах и правда дороже, но это опять же компенсируется другим уровней заработной платы. А насчет «все рядом», вот уж я поспорю! Во-первых, если жить в СПб не в самых захолустных районах и пригородах, тоже все совсем не далеко. Это не Москва с ее невероятными размерами! Здесь все не так уж и далеко, ибо все самое интересное все равно происходит в центре, а он не так уж и велик. Когда-то я жил совсем в центре - напротив Мариинского театра, так я где-то месяц в метро вообще не спускался, потому что не за чем было! Абсолютно все в зоне досягаемости – или на автобусе, или вообще пешком. Помимо этого, тут можно и после полуночи спокойно добраться во все районы города. Попробуйте после двенадцати выйти на автобусную остановку в Новороссийске. Далеко ли уедите? Особенно зимой…
А теперь мы плавно приплыли к знаку минус. В первую очередь к моему субъективному минусу – для кого-то ведь многие вещи окажутся вполне приемлемыми и естественными. Но я пишу о себе и о своем отношении с этими городами, потому позволяю себе высказывать все! Для удобства и большей ясности не будем ходить далеко и копаться в истории. Просто возьмем 2012 год, первую половину которого я прожил в Новороссийске, вторую живу здесь, в Санкт-Петербурге.
Начнем с банального – концерты. В родном городе я посетил единственный действительно замечательный концерт – Нино Катамадзе в городском театре. Ее приезд, безусловно, большое и, увы, редкое культурное событие для города. Вот и все. Я в любом городе хожу на концерты часто, но тут вспомнить мне больше нечего. Теперь Петербург. Юбилейный тур Стинга (на которого я слишком давно мечтал попасть) и удивительные и любимые мною Dead Can Dance, которые не собирались вместе 16 (!) лет и не факт, что соберутся еще когда-либо. Вот так, если очень коротко и не учитываю то, что на многие концерты я не попадаю то по причине лени, то по причине моей неприязни к большому скоплению людей. На концерты же местных групп я хожу, естественно, бесплатно и не в какие-то сомнительные кафешки и забегаловки. Хожу в клубы с хорошим аппаратом и, соответственно, звуком, цивилизованным баром. Какая же альтернатива этому в Новороссийске? Ха! Бывают, несомненно, и хорошие концерты местного значения, но это всего несколько раз в год. В основном же преобладает нечто мало- или совсем непотребное! И вот тому пример - сомнительной эстетичности заведение, позиционирующее себя как арт-кафе - «Белая ворона». Присутствие слова «арт» в названии для меня, правда, до сих пор остается загадкой. В этом заведении происходят концерты. Как бы их описать, сильно не вдаваясь в подробности – не знаю, но выглядит это так: в безвкусно оформленном тесном кафе (раньше там вообще была наливайка) за деньги (!), с довольно отвратным звуком для вас играют звезды местных ГСК. И бар… даже не бар, а просто барная стойка, из-за которой вам продадут дрянное бутылочное пиво в три раза дороже, чем в обычном супермаркете (где оно и куплено). Ну и местная тусовка - это вообще бич всех небольших городов, наверное. Контингент (на концертах, выставках или чтениях), с незначительной коррекцией, практически остается неизменным. Музыканты часто этому не придают значения, но мне вот не особо интересно играть для одних и тех же людей, которые чуть ли не наизусть знают все твои песенки. Помимо этого факта, большинству зрителей на подобных концертах, абсолютно безразлично происходящее на сцене. Люди приходят в первую очередь пообщаться, потусить и выпить… под музыку. Ну и культурный уровень граждан… тоже порой оставляет только лучшего. Ибо не все люди ведут себя адекватно, испив алкоголю. У некоторых наружу начинает вылезать… все, что застоялось внутри. За 12 лет, что я посещаю всевозможные концерты, я слишком много раз наталкивался на различное быдло в косухах, гопников с ирокезами и прочие неудобоваримые сочетания… Да и вообще, отбросим конкретные мероприятия и вернемся к вопросу сравнивания двух городов. Просто представим вечер любого дня в неделе. Свободный вечер, который хочется провести как-то необычно или просто провести хорошо! Конечно, может так совпасть и невероятно повезти, что именно в этот вечер в Новороссийске будет происходить какой-то интересный концерт или открытие выставки, или «или»… Но это если ооочень повезет! Летом, можно, конечно, просто поехать на природу и жарить там мясо – вот, собственно, и вся культурная жизнь! В северной столице с вечерами все гораздо проще – почти каждый день в различных клубах, барах, выставочных залах и не только можно найти что-то достойное внимания, причем на самый разный вкус. Бывает даже так, что разрываешься между двумя мероприятиями!
…Но вернемся вновь к началу 2012-ого. Теперь затронем вопрос, касающийся поездок, путешествий – все из этой области, очень мне близкой. В конце января я съездил в снежный и оттого чудесный Ростов. Замечательно провел там три дня и благополучно вернулся. Заезжал ни раз в Геленджик, Анапу, Краснодар, может куда-то еще… но вот и все. Не спорю – конечно, я бы накопить некое количество денег и махнуть в любую точку мира, но… менталитет провинции, географическое положение или просто небольшой заработок – что-то из этого или все вместе мешало мне осуществить путешествие. Я ни раз об этом думал и пришел к такой мысли – в небольших городах чуть ли не каждый второй собирается или просто мечтает куда-то поехать. Есть и такие, которые все-таки едут, но их можно просто пересчитать по пальцам. Большинство же томно предается размышлениям, сомнительным расчетам и пустой, по сути, болтовне!
Ладно, следуем дальше – вторая половина года. Я прибыл в Питер, снял квартиру и с удовольствием пробездельничал почти все лето! Потом ко мне пришла резонная мысль – почему у меня уже три года есть загранпаспорт, а еще нигде не был!? Потому я пошел в финляндское посольство (благо, тут оно под боком!), недели через две получил визу и… наступил сентябрь. С моим товарищем Васей, мы сели в автобус и через несколько часов пересекли границу! Не буду рассказывать все наши приключения и все прелести нашей поездки – просто перечислю некоторые населенные пункты, которые посетили: Дюссельдорф, Амстердам, Роттердам, Брюссель, Париж, Прага, Будапешт… - это не считая городов, где мы были меньше одного дня или вообще проездом. Звучит несколько внушительней, чем «Ростов, Краснодар, Анапа, Геленджик», не так ли? И сразу спешу сделать оговорку, чтобы заблаговременно развеять мифы об огромной стоимости таких путешествий. Для сравнения – в России самый дешевый авиабилет из Петербурга в Краснодар стоит сейчас примерно 5200 рублей. Мы же потратили 5500 на ТРИ авиа-перелета: Лаппиеранта-Дюссельдорф, Прага-Париж и Будапешт-Турку. Этим примером я хотел развеять возможный миф, насчет нашего благосостояния. Мы не разбогатели и не нашли себе каких-то волшебных спонсоров.
Ближе к заключению, уделю внимание такой немаловажной для меня вещи, как… как бы ее назвать… внутренняя свобода что ли. Сейчас попробую объяснить. Вот захотелось мне здесь, в Питере, напялить на себя желтые очки, женскую куртку и покрасить волосы в синий. Так вот возьму и сделаю это, и никто не скажет мне ни слова. Ни соседка, ни мент, ни случайный прохожий. Вот хочется мне таким быть! Не ради какого-то нелепого вызова обществу и не потому, что я отношусь к некой субкультуре. Просто я люблю делать, что хочу, никого (замечу!) при этом не оскорбляя и не унижая. На исторической же родине, мое «хочу» сразу же подвергается жестокой цензуре. Сначала моей личной, а потом… общественной. На работе мне всенепременно сделают замечание, большинство знакомых будут смотреть с непониманием, но самое страшно – улицы. Вот тут уж каждая башка будет оборачиваться, каждая вторая гоготать, какая-нибудь остановит с насущным вопросом: «Братуха, я все понимаю, но шо это значит? Ты мне объясни!». Ну, а если совсем «повезет», то можно вполне успешно получить ****ы, оказавшись в ненужном месте в ненужное время! Проверял ни раз…
Вот и все. Просто хотелось один раз и для всех ответить на вопросы. Возможно у меня получилось это сделать, возможно, я опять что-то опустил или где-то наоборот – растекся мыслью по древу. Надоедливые вопросы, которые задают людям, потерявшим голову и всякий здравый смысл, всякую логику, люди, которые живут в этом удивительном, неоднозначном и столь притягательном городе.

2012. декабрь, дни несостоявшегося конца света.


Рецензии