Муравейчик
(рассказ-сказка)
Как-то на окраине леса в большом муравейнике произошло обычное, рядовое событие – рождение из куколок маленьких муравьишек. Среди них оказался и наш герой, о котором далее пойдёт речь.
Итак, появиться на свет крохе помог старый престарый муравей, которому исполнилось два с половиной года. Как правило, обычно муравьи живут год, полтора. Редко, кто доживает до трёхлетнего возраста. Однако тут повезло нашему главному персонажу, что его наставником стал такой умудрённый жизнью муравей. Сравнить – своего рода дядька при юном отпрыске.
Новорожденный относился к самой распространённой группе, так называемых рабочих муравьёв. Ему предстояло уже в течение нескольких дней с момента рождения выбрать себе профессию. Вот тут-то и пригодился наставник, который посоветовал пока заняться домашней работой в муравейнике, а там видно будет. К тому же в этом случае старику-патриарху было бы легче учить уму-разуму понравившегося ему малыша, оказавшегося очень смышлёным.
И действительно, наш муравьишка быстро освоился со своими трудовыми обязанностями ибо всё схватывал налету. При этом он постоянно мучил вопросами своего учителя: «А почему так? Что это такое? А как лучше сделать? Что есть хорошо, а что плохо? » Ну, и так далее. Это ничуть не тяготило старого муравья, а наоборот.
Вскоре муравьишка со своим наставником стал покидать уже и муравейник, путешествую по окрестностям в поисках источников корма, как для себя, так и для всех своих сородичей. Не секрет, что самым любимым лакомством для муравьёв считается падь (сладкие выделения некоторых видов растений и насекомых). Поэтому они и искали в первую очередь неучтённые колонии тли, где как раз можно было бы добыть пади. Но в окрестностях муравейника вся тля была уже на учёте. Тогда наставник посоветовал поискать сладости в цветущих цветках. Пыльца, конечно, славная вещь, намного полезней пади, но пчёлы окаянные составляли серьёзную конкуренцию, и от них приходилось постоянно обороняться.
Вот именно тогда, глядя на белый свет с цветочной высоты, нашего муравья заинтересовало воздушное пространство, а также его обитатели, кто мог летать. Ох, как же он им завидовал, о чём не раз говорил своему неразлучному спутнику.
К его удивлению учитель поведал, что муравьи, живущие в их муравейнике, оказывается, тоже могут летать, правда, не все, а только те, у кого в начале лета вырастают крылышки. Это так называемые самки и самцы. Но завидовать им особо не стот, хотя в основе их полёта - свадебное путешествие для продолжения муравьиного рода. Дело в том, что сам полёт длиться считанные минуты. Самцы вскоре все погибают. Живыми остаются самки. Вот разве им только и можно позавидовать, если вдруг тем удастся выжить и организовать строительство нового муравейника. Ибо только тогда, став царицами, они могут жить долго, лет двадцать, без всяких забот.
Ну, ладно, отвлеклись немножко. Так вот, в постоянных трудах и учебе текли дни за днями. Но вскоре случилось одно происшествие, круто изменившее жизнь нашего героя.
Оказывается, муравейники для многих пернатых служат лечебницей. Садясь на него, птицы топорщат перья, давая возможность муравьям выловить пухоедов и кровососов. И шустрые насекомые прилежно «вычёсывают» всё, что скопляется под перьями, а заодно и дезинфицируют тела «пациентов» остро пахнущей кислотой. Между прочим, схоже поступают и крокодилы, открывая свою пасть и давая возможность птичкам почистить их рты от остатков пищи, но это так, к слову.
Короче, как-то, находясь на поверхности муравейника, наши два умника стали свидетелями прилёта очередной птички на санитарную обработку. Старый-то знал, в чём дело, а муравейчик испугался, но тут с удивлением увидел, как снующие рядом муравьи бесстрашно полезли на птичку, а последняя даже ничуть не возражала. Учитель всё объяснил ученику, и предложил последовать примеру сородичей.
Сказано-сделано. Забравшись, они усердно среди перьев и пуха стали искать супостатов, докучавших птичке. Через какое-то время та стала водить перьями, давая понять, что, мол, собирается взлететь. Все муравьи поспешили покинуть гостью, только наш герой замешкался, выковыривая очередного вкусного пухоеда, а с ним за компанию не спешил и старый муравей.
Последний крикнул своему подопечному, что пора уносить ноги, но муравейчик не слышал, увлечённо вытаскивая свою добычу. В этот момент птичка и впорхнула. Так оба муравья и оказались в воздухе, крепко вцепившись в пух, глядя по сторонам во все глаза.
Открывшаяся им картина была незабываемо прекрасной: голубое небо рядом, родной муравейник скрылся где-то внизу, зелёные деревья стремительно проносились мимо. Птичка же между тем делала немыслимые пируэты, то камнем падала вниз, то резко набирала высоту, отчего незваных пассажиров замутило. Несмотря на это наши муравьи ещё заметили, что птичка, оказывается, налету ловила мух. Потом неожиданно летунья села в гнездо, где её ожидали похожие, но меньше размером птички. Это были птенцы, которые в нетерпении ждали, когда их покормят.
Наши муравьи, хотя головы у них по-прежнему кружились, в момент скатились с птицы и спрятались в подстилке на полу. Надо сказать, что в этой подстилке из перьев, пуха и сухой травы, еды для муравьёв было предостаточно, так что они не голодали.
Однако через несколько дней им захотелось домой, особенно старому муравью. Конечно, удрать из птичьего гнезда было не сложно, но своего муравейника ведь не найдёшь. Тогда наши путешественники решили забраться на другую птичку, которая не пахла кислотой: глядишь, она тоже, вдруг, захочет пройти санитарную обработку. И, что ж вы думаете, не прогадали.
Они только успели забраться в пух птахи, как та взмыла в небо. Опять замелькали облака, спешащее к горизонту солнце, деревья, зёленые луга, речка. До чего же красиво и необычно. Что интересно, в этот раз воздухоплавателей совсем не тошнило. Поэтому от полёта муравьи получили ещё больше удовольствия, чем в первый раз.
Наконец птичка приземлилась и прямо на их же муравейник. Путешественники тотчас определили это по знакомому запаху. Повезло, ничего не скажешь. Они в момент спустились и юркнули во внутрь муравейника. Однако там о них уже все позабыли, исключив из списочного состава, поэтому к общим работам не привлекали. Так наши герои оказались, как в отпуске, и делали, что хотели. Они, конечно, рассказывали о своём полёте, что ещё хотят полетать, но им особо не верили.
Всё бы хорошо, однако старый муравей вскоре стал сильно сдавать и как-то под вечер стал прощаться со своим учеником, чувст-вую приближение смерти. Он не стал ничего объяснять, а просто заявил своему неразлучному спутнику, что эту ночь должен провести один за пределами муравейника, и чтобы рядом никого не было.
Когда начало смеркаться и в муравейнике стали закрываться все выходы, старый муравей тихонько выскользнул наружу, спустился на землю. Подыскав высокое растение, с трудом забрался на него и замер. Сначала некоторое время он ещё шевелил головкой, а потом перестал.
Это всё видел наш муравейчик, который ослушался своего учителя и тайно наблюдал за ним. Наконец, не выдержав, муравейчик при свете луны полез проведать своего товарища. Но тот был уже мёртв.
Этой же ночью муравейчик похоронил своего учителя, ставшего ему лучшим другом, и решил навсегда покинуть родной муравейник, где его больше ничего не удерживало. Он захотел опять подняться в воздух, как понравилось не только ему, но и учителю.
На следующий день он залез на первую же птичку, прилетевшую к их муравейнику, и спрятался там. Больше его в родном доме никто не видел. Поговаривали, что воздухоплаватель, как его здесь стали в шутку называть, улетел в дальние страны. Так ли это, никто не знает.
А всё-таки это здорово, когда у рождённого ходить по земле, вдруг появляется возможность летать. Ей Богу, ради этого стоит жить!
Свидетельство о публикации №213103101078