Скитания души

                СКИТАНИЯ ДУШИ

             Выступление на юбилее Василия Вялого, состоявшегося 26 февраля 2031 года в
                Центральной городской библиотеке им. Некрасова.
 
     Уважаемые присутствующие! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поздравить нашего юбиляра, а также обсудить его новую книгу ”Пейзаж с видом на кладбище”. Уже было сказано немало теплых слов в его адрес. Трудно придумать что-то оригинальное, но я от чистого сердца желаю тебе, Василий, крепкого здоровья, долгой жизни и больших успехов в творчестве.
     С Василием Вялым я познакомился в 1992 году. Мы обменялись рукописями, и мне посчастливилось одному из первых прочесть его повесть ”Последний раунд”. Это была история молодого человека, стоящего на пороге взрослой жизни. Читая ее, я обнаружил, что у автора есть свой стиль, что, развивая сюжет, он внимательно следить за ритмом повествования, не старается поучать и не боится оставаться искренним.      
     Пожалуй, труднее всего говорить о том, чего нет на самом деле. Но в данном случае мне не пришлось кривить душой, потому что книга мне понравилась. Попросту говоря, она зацепила меня. Вот с тех пор мы и поддерживаем добрые отношения.
     Должен признаться, тогда я почти ничего не знал о литературном мире нашего города. Да, еще когда учился в школе, приходил к нам поэт Виталий Бакалдин и в актовом зале читал свои стихи. Конечно, это было не совсем то, что нам преподавали на уроках литературы, но некоторые стихотворения мне понравились. В доме напротив жил Вячеслав Пальман, и его книга ”Вещество Ариль” стояла на моей книжной полке. Также в нашей школе одно время работал учителем английского языка Вагаршак Христофорович Мхитарьян. Интересный человек, побывал в плену у немцев. В 1966 году он опубликовал книгу ”Год – тринадцать месяцев”. В ней повествовалось о школьной жизни, о работе учителей, об учениках и их судьбах. В целом она напоминала хорошо известный кинофильм ”Доживем до понедельника”. Но следует отметить, что она вышла на два года раньше фильма.
     Я приходил к нему домой, приносил свои наброски, но практически всегда получал плохие рецензии. Сам Вагаршак мучился над повестью ”Между нами меч”, которая так и не была дописана. Развернуться фантазии мешали жесткие рамки соцреализма.
     Случайно познакомился с Вадимом Неподобой. В 1969 году теплым летним вечером на улице Чапаева в десяти шагах от улицы Красной видел его пьяного, кудрявого, возбужденного, читающего своим приятелям стихи. Причем хорошие стихи. Я тоже был с друзьями. Мы просили еще, и он прочитал нам два или три стихотворения.
     Уже в 90-х, когда я принес ему свою книгу, он охотно согласился написать рецензию. Мы виделись довольно часто. Как-то раз вышли из Союза писателей и на углу Гоголя и Коммунаров возле магазина электротоваров встретили Ивана Федоровича Варраву. У меня в пластиковом пакете была початая бутылка хорошего коньяка. Я предложил выпить. Иван Федорович отказываться не стал. Пили по кругу из горлышка без закуски. Было часа четыре дня. В такое время возле рынка всегда многолюдно.
     Примерно тогда же познакомился с Юрием Николаевичем Абдашевым, человеком одновременно тонким и ответственным. Он тоже написал рецензию на мою книгу. К Виктору Ивановичу Лихоносову ездил в Пересыпь. Под хороший коньяк мы общались часа полтора. Он подписал мне экземпляр своей книги ”Тоска-кручина”. Помню его усталого и задумчивого. Много говорил о русских философах начала ХХ века. Потом сказал, что последние три дня сидел и смотрел в окно. И пришел к решению, что больше ничего писать не будет. Надо отметить, что он сдержал свое обещание, с тех пор ничего большого не написал. Литератор-краевед Виталий Петрович Бардадым резко критиковал меня за нецензурную лексику в ”Карнавале”. Я оправдывался, говорил, что грязные слова в моем произведении произносятся устами дьявола, но это его не убедило. Еще был знаком с Михаилом Ткаченко. В то время он возглавлял Союз писателей Кубани. Подарил мне свою книгу из четырех станиц. Так сказать, стихи. В общей сложности строчек пятьдесят рифмованного текста набралось. Где он сейчас, чем занимается, не знаю.    
     С Василием мы продолжали поддерживать отношения. Посещали собрания под флагом ”Молодые писатели Краснодара”. Но я быстро потерял к ним интерес, слишком непрофессионально все там было обставлено. Потом мы переместились на площадку ”Новый Карфаген”, где и сейчас довольно часто появляются наши работы. С Василием Вялым мы встречаемся не так часто, как хотелось бы, но звоним друг другу по телефону или пользуемся электронной почтой. Скажу откровенно, если у меня возникают какие-нибудь вопросы, я всегда могу обратиться к нему, зная, что он в любой момент откликнется и поможет мне.
     Часто бывает, человек долго пишет свое первое сочинение, вынашивает его, дорабатывает, шлифует. А потом не знает, что с ним делать дальше. К счастью, с Василием ничего подобного не произошло, и он не стал автором одного произведения. Не помню, чтобы он останавливался и делал долгие перерывы в своем творчестве. Он постоянно работает, ищет новые темы, новые сюжеты, новые формы. И не скрою, в этом ему можно только позавидовать.
     За это время из-под его пера вышло пять книг и большое количество рассказов. Всего им написано около 90 произведений. Он печатался в газете ”Литературная Россия”, альманахах ”Кубань”, ”Глагол Кавказа”, литературных журналах ”Новая литература”, ”Русский Глобус”, ”Топос”, ”Новый Карфаген”, ”Север”, в журнале московской патриархии ”Свиток”. В 2003 году он стал членом Союза российских писателей, в 2005 году лауреатом шолоховского конкурса Кубани, финалистом международного литературного конкурса ”Интерпроза 2008”,  серебряным лауреатом международного литературного конкурса ”Золотое перо России 2010”. И это всего лишь промежуточные итоги. Не сомневаюсь, в скором времени Василия ждут новые достойные награды.
     Теперь о новой книге нашего юбиляра. Я не собираюсь пересказывать сюжет, а тем более препарировать ее для детального анализа. Я не критик, мне кажется, правильнее, если каждый  прочтет ее и составит собственное мнение.
     Кладбищенскую тему нельзя считать простой. Это сложная, трудная тема, поскольку она является заключительной частью трагического спектакля под названием Смерть. Мы уже привыкли каждый день слышать о ней в новостях по радио, видеть ее - реальную или виртуальную - на экранах телевизоров, читать о ней на страницах газет. Видимо, кому-то очень хочется приучить нас к мысли, что умирать не так уж страшно. До поры до времени это срабатывает. Но стоит ей появиться поблизости, скрывающейся под личиной болезни, или забрать у нас близкого человека, как мы начинаем слышать за спиной ее холодное дыхание и испытывать необъяснимый страх.
     Смерть является величайшей тайной человечества. На что она похожа? Что нас ждет за последней гранью? Этот вопрос человечество задает себе с момента своего возникновения.
     Обращая взгляд в прошлое, можно обнаружить, что во многих частях света философские и религиозные учения основывались на вере в продолжение жизни души после смерти тела. Конкретные описания загробной жизни в культурах и этнических группах, разделенных исторически и географически, могли различаться, но общие представления были весьма сходны.
     Три области запредельного – Небеса, Рай и Ад – повсеместно присутствуют в различных религиях. Небеса это область радости и света, населенная высшими духовными существами и развоплощенными праведниками. Рай это место необычайного счастья, покоя и удовольствия, предназначенное для блаженных. По контрасту с Раем Ад обычно считается находящимся внизу. Это преисподняя, подземная область тьмы и мрака, ассоциирующаяся с ужасом, отчаянием и физическими страданиями. Ад населяют злобные демонические создания, находящие удовольствие в том, чтобы подвергать своих жертв невообразимым мучениям.
     Небеса, Рай и Ад в трех великих мировых религиях - иудаизме, христианстве и магометанстве - имели много общего. Душам умерших предстояло найти свое пристанище соответственно злым делам или благородным поступкам, совершенным в течение жизни. В христианстве тяжелым испытаниям соответствовали наказания за семь смертных грехов – гордыню, зависть, гнев, леность, алчность, обжорство и похоть.
     Индуизм и буддизм принесли с собой другое мировоззрение. Здесь основной идеей является циклическая непрерывность существования – череда жизней, смертей и перевоплощений. В этом контексте Рай или Ад представляют собой место промежуточного пребывания между одним и другим земным существованием.
     Жизнь полна страданий. Смерть ведет к возрождению и новым страданиям. Бесконечен неумолимый круговорот жизни и смерти. Освобождение достигается ”просветлением” - сострадательным осознанием единства всего сущего. Врата просветления ведут в ”нирвану” - освобождение от круговорота страданий и растворении во всеединстве.
     Таковы основы учения буддизма, видящего причину всех страданий в осознании своего ”эго” - иллюзии отделения себя от других. Согласно учению Будды, ни одно божество не способно помочь человеку в поисках избавления от оков этой иллюзии. Судьбу человека предопределяют его поступки и помыслы, создающие кармическую ось, управляющую движением к просветлению. Путь этот может оказаться бесконечно долгим, ведя через множество жизней в человеческом и ином воплощении, в этом и иных мирах.
     В современном индустриальном обществе реальным считается лишь материальное, лишь то, что можно пощупать и измерить. Согласно западной нейрофизиологии, сознание есть сопутствующий признак материи, продукт физиологических процессов мозга. Смерть тела, вернее мозга считается абсолютным концом всех форм деятельности сознания. Вера в жизнь после смерти, посмертное путешествие души, в перевоплощения относится к области сказочных преданий, а порой расценивается как расстройство психики.
     Биологическая смерть выглядит следующим образом: через секунды после смерти тело покидает физическая сила. Когда останавливается сердце, разложение невозможно предотвратить. Молочная кислота, находящаяся в мышцах, затвердевает и начинается окоченение. Клетки разрушаются, ферменты освобождаются и начинают поедать плоть. Бактерии беспрепятственно передвигаются, пожирая ткани тела, появляются насекомые, которые присоединяются к трапезе. Менее чем через год человеческая плоть превращается в прах.
     Напрашивается вывод, если придерживаться этой философии, все мы в скором времени будем удобрять почву. Довольно мрачные перспективы, если не сказать больше. Вызывает сомнение, что посадить дерево, построить дом, родить и воспитать сына достаточно, чтобы уйти в мир иной с чувством выполненного долга.
     Однако только в ХХ веке, когда достижения в медицинской технологии позволили оживлять, казалось бы, уже умерших людей, исследования в этой области привлекли внимание широкой публики. В последние десятилетия для медиков стало невозможным игнорировать свидетельства людей, повстречавшихся со смертью и, по всей вероятности, переживших состояние, в которых чувствовали, что их душа как бы перемещалась в иную, загробную жизнь.
     В 1975 году американский психолог и врач Раймонд Моуди опубликовал книгу ”Жизнь после жизни”.
     Он был одним из первых исследователей предсмертного опыта и описал переживания приблизительно 150 людей, пребывавших в состоянии клинической смерти.
    Люди, которые в результате аварии, либо опасного ранения или
болезни были очень близки к состоянию физической смерти, или те, которых врачи считали или объявили клинически мертвыми и которые были реанимированы, отмечали следующие ощущения.
     ”Человек умирает, и в тот момент, когда его физические страдания достигают предела, он слышит, как врач констатирует смерть. Он слышит неприятный шум, громкий звон или жужжание, и в то же время чувствует, что с большой скоростью движется сквозь длинный черный тоннель. После этого он внезапно обнаруживает себя вне физического тела, но все еще в непосредственной близости от него: видит свое тело на расстоянии, как бы со стороны. Он смотрит на попытки вернуть его к жизни как посторонний зритель, и находится в состоянии эмоционального смятения. Через некоторое время он овладевает собой и немного привыкает к своему странному состоянию. Он замечает, что обладает телом, но совсем иной природы и совсем другими свойствами, нежели то физическое тело, которое он покинул. Вскоре с ним происходят и другие события. К нему приходят души других людей, чтобы встретить его и помочь. Он видит души уже умерших родственников и друзей, и перед ним появляется светящееся существо, от которого исходит такая любовь и душевная теплота, какой он никогда не встречал. Это существо без слов задает ему вопрос, предлагая ему оценить свою жизнь, и проводит его через мгновенные картины важнейших событий его жизни. В какой-то момент он обнаруживает, что приблизился к некоему барьеру или границе, представляющей, по-видимому, раздел между земной и последующей жизнью. Однако он обнаруживает, что должен вернуться на землю, что час его смерти еще не наступил. В этот момент он сопротивляется, так как теперь он познал опыт иной жизни и не хочет возвращаться. Он переполнен ощущением радости, любви и покоя. Несмотря на свое нежелание, он, тем не менее, каким-то образом воссоединяется со своим физическим телом и возвращается к этой жизни”.
     Давайте обратимся к некоторым высказываниям людей, переживших предсмертный опыт и вернувшихся к жизни.
     ”Все страдания исчезают”.
     ”Я двигался с огромной скоростью сквозь черный, темный вакуум”.
     ”Это было ощущение полного мира и спокойствия, совсем никакого страха”.
     ”Я был в очень темной и очень глубокой долине. Позже я подумал: ”Вот теперь я знаю, что означают слова Библии – долина тени смертной, потому что я был там”.
     ”Это открылось мне, как целый мир”.
     ”После того, как я вернулась обратно, я проплакала целую неделю из-за того, что я должна была опять жить в этом мире после того, как увидела тот”.
     Раймонд Моуди был удивлен, когда после проведенных исследований стал наталкиваться на большое количество параллельных свидетельств различных стадий умирания. Эти параллельные свидетельства встречались в древних или высоко эзотерических писаниях различных цивилизаций, культур и регионов.
     Он обнаружил много общего между отчетами лиц, получивших предсмертный опыт, и древней рукописью ”Бардо Тодол”, известной на Западе под названием ”Тибетская Книга Мертвых”. Эта книга содержит подробное описание стадий, которые душа переживает после физической смерти. Соотношения между различными стадиями смерти поразительно похожи на то, о чем рассказывали люди, испытавшие клиническую смерть.
     Тибетские мудрецы верили в то, что процесс умирания является искусством, которым необходимо овладевать должным образом. ”Бардо Тодол”, которую читали умирающим в последние минуты жизни или даже умершим во время похоронного обряда, готовило человека к предстоящему переходу. Ее слова также помогали живым сформировать правильное отношение к смерти и не удерживать напрасно своей любовью умирающих в этой жизни.
     По мере движения в царство света души освобождаются от своей эмоциональной привязанности к земному существованию. В это время они могут лицезреть духовных существ, которые выступают их судьями и показывают им, как в зеркале, их жизнь и поступки. В конце концов умирающие проникаются чувством умиротворения и спокойствия, готовностью или покинуть мир навсегда, чтобы обрести полную свободу, или вновь вступить в круг рождения и смерти, однако уже в большей мере осознавая иллюзорность жизни.
     Но существуют ли хоть какие-то доказательства существования реинкарнации?
     Профессор психиатрии Медицинского колледжа при Вирджинском университете, руководитель отделения по изучению личности Ян Стивенсон являлся известным во всем мире исследователем спонтанных проявлениях памяти о прошлых жизнях у детей. Он провел тщательное исследование трех тысяч таких случаев и описал свои результаты в книгах ”20 случаев предполагаемой реинкарнации”, ”Неизучавшиеся языки” и ”Дети, которые помнят прежние жизни”. Он описал лишь несколько сот наилучшим образом отобранных, по строгим критериям и стандартам, случаев.
     В своей работе он основывался на следующих принципах:      
а) исследования проводились в основном с детьми от двух до четырех лет,
б) никогда не выплачивались денежные вознаграждения семьям, в которых имелся ребенок, помнящий свое прошлое рождение,
в) доказанным случаем считался только тот, для которого можно было получить документальные доказательства происшедшие в прошлой жизни событий.
     Хотя Стивенсона устранял любую возможность передачи информации по обычным каналам, путем независимых исследований ему удалось подтвердить истории, которые дети рассказывали о своих прежних жизнях, зачастую в самых невероятных подробностях. Иногда он отвозил детей в те деревни, которые они помнили по прежним жизням. И хотя в течение текущей жизни они там совершенно точно не были, но были знакомы с расположением улиц, могли отыскать тот дом, где жили прежде, узнавали членов своей прежней семьи и других односельчан, знали их имена.
     Причина, отчего эти дети помнят свои предыдущие жизни, может лежать в специфических обстоятельствах смерти, особенно вызывающих шок, который, возможно, пробивается через амнезию. Это соотносится с тем фактом, что зачастую наиболее яркие воспоминания относятся к событиям, непосредственно предшествующим смерти и приведшим к ней.
     Вероятно, наиболее убедительным подтверждением гипотезы о перевоплощении стал двухтомник Йена Стивенсона ”Перевоплощения и биология: вклад в этиологию родимых пятен и врожденных дефектов”, изданный в 1997 году. Он доказывает, что 35% детей, заявлявших, что они помнят свою прошлую жизнь, имеют на теле необычные родимые пятна, физические дефекты или редкие врожденные дефекты, тесно связанные с ранами, часто смертельными, или шрамами на теле умершего человека, кем, как помнит ребенок, он раньше был. В ряде случаев Стивенсону ему удалось получить доступ к медицинским документам, чаще всего к результатам вскрытия. В тех случаях, когда удавалось идентифицировать умершего, обнаруживались весьма близкие соответствия между родимыми пятнами и врожденными дефектами ребенка и ранами умершего человека. Это весомый, документально подтвержденный труд Стивенсона сделал задачу критиков реальности перевоплощения намного труднее.
     Приверженцы древней религии Тибета в течение, по крайней мере, пятисот лет вверяли духовное руководство единственному лицу, человекобогу, известному, как Далай Лама. Одаренные и прошедшие полное обучение тибетские монахи могут по различным подсказкам, полученным в видениях, при медитации и по другим каналам, выявить ребенка, ставшего перевоплощением Далай-ламы.
Когда ребенок найден, он подвергается испытаниям на подлинность своей инкарнации. В наборе предметов он должен узнать некоторые, принадлежавшие его предшественнику. Решение зависит от правильного выбора, сделанного ребенком, так как тибетские буддисты верят, что воскресшая душа сохраняет память о прошлых жизнях.
     Сам Ян Стивенсон прожил долгую и интересную жизнь. Он умер в 2007 году в возрасте 88 лет. Как человек с юмором он оставил своим коллегам своеобразное завещание. Почти 40 лет назад он закрыл кодовым замком ящик в картотеке. Замок открывается при помощи слова или предложения, известного только Яну Стивенсону. Ученые договорились, что после своей смерти Стивенсон попытается перевоплотиться в другого человека и передаст коллегам кодовое слово. Но пока наследник души ученого так и не объявился. Ученые ждут знамения, а ящик стоит закрытым.
    Идея реинкарнации существовала не только в восточных религиях. О переселении души говорили орфики, пифагорейцы, платоники, также эта концепция встречалась в раннем христианстве, но была объявлена еретической.
     Древнегреческий философ Платон, который был одним из
величайших мыслителей человечества, считал, что тело есть тюрьма души, и что смерть является освобождением из этой тюрьмы. Согласно Платону, душа приходит в человеческое тело из высшего и более священного мира; рождение есть сон и забытье, поскольку душа, родившись в теле, переходит от глубокого познания к низшему и забывает истину, которую знала в преджизни. Смерть, напротив, является пробуждением и воспоминанием. Согласно Платону душа, отделившаяся от тела, может думать и рассуждать более ясно, чем раньше, и различать вещи гораздо яснее.
     На протяжении веков тема смерти оставалась главенствующей в искусстве. Она являлась источником вдохновением для авторов многих литературных произведений.
     Один из величайших английских поэтов Перси Биши Шелли в 1821 году написал поэму ”Адонаис”. Это элегия на смерть Джона Китса (1795 – 1821), третьего (наряду с Байроном и Шелли) великого поэта младшего поколения английских романтиков.
     Хотелось бы вспомнить отрывок из этой поэмы.

     Peace, peace! he is not dead, he doth not sleep -
     He hath awakened from the dream of life -
     'Tis we, who lost in stormy visions, keep
     With phantoms an unprofitable strife,
     And in mad trance, strike with our spirit's knife
     Invulnerable nothings.-We decay
     Like corpses in a charnel; fear and grief
     Convulse us and consume us day by day,
     And cold hopes swarm like worms within our living clay.

     Не умер он; он только превозмог
     Сон жизни, сон, в котором истязаем
     Мы все самих себя среди тревог;
     Сражаться с приведеньями дерзаем,
     Ничто неуязвимое пронзаем
     Ножом духовным; это мы гнием
     Здесь, в нашем затхлом склепе; исчезаем,
     Терзаемые страхом день за днем,
     Надежды-черви нас готовы съесть живьем.

     Разве мог Перси Биши Шелли предположить, что через год утонет во время шторма в Средиземном море между Специей и Ливорно, и что написанные им стихи в полной мере могли быть посвящены ему самому?
     Совсем не хотелось бы заканчивать выступление на такой печальной ноте. Когда будете читать книгу ”Пейзаж с видом на кладбище”, обратите внимание на ХI главу. В нее вплетена история, рассказанная старой казачкой. Сюжет ее может показаться простым, но что-то неуловимое заставило меня переместиться во времени на много лет назад. И я очутился на окраине станицы, ощутил запах влажной земли, к которому примешивался дымок костра, услышал доносящуюся издалека казачью песню.
     Думаю, у нашего автора впереди много работы, интересной и захватывающей. Я не знаю никого, кто лучше Василия Вялого справился бы с ней. И я уже вижу перед собой новую книгу автора, целиком составленную из казачьих историй. Ведь это твои корни, это твоя земля, и тебе предоставляется возможность рассказать ее историю, ее традиции, ее жизнь людям.
     И поверь, лучшего подарка и для себя, и для всех нас ты сделать не сможешь.    


     26 февраля 2013 года   Г.Краснодар.


Рецензии