Эльдар Рязанов там, за кадром, за экраном

     Впечатления о  книге «Неподведённые итоги» (2000 год. Москва. Вагриус)

Это уже вторая книга режиссёра с подобным названием (первая вышла в свет в 1997 году к 70-летию автора.
Рязанова- режиссёра сегодня знает, пожалуй, весь мир, хотя «Оскаром» его так и не удостоили, и это первая несправедливость очевидная для большинства, знающих кинотворчество режиссёра. А сколько их ещё будет!!! Замалчиваний, жестоких обид, бесконечных унижений  от касты чиновников, руководивших кинопроизводством. Его (и не только) картины подвергали переделке, не украшающей их, сокращению. Вырезали целые эпизоды (часто лучшие), лишающие картину всякой логики.
А он, глубоко страдая, боролся, переделывал, вынужденно шёл на компромиссы, лишь бы картина, иногда почти готовая, выходила на экран («Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово»:
-Пожалуй в  моей биографии нет более многострадальной картины, чем « О бедном гусаре замолвите слово…». Рассказать о её печальной судьбе, о мытарствах, которые выпали на долю создателей фильма, непросто. В  нашей ленте иносказательно, на материале  девятнадцатого века, …говорилось о страшном, больном и  зловещем периоде нашей жизни – о провокациях и репрессиях сталинщины.
(Ответственный чиновник):
 - По тематическим причинам нам этот сценарий не нужен. У нас уже много картин на историческом материале.
Я ждал разговора, но  Богомолов держал вытянутую руку со сценарием и продолжал якобы читать рукопись, тем самым давая понять, что встреча наша окончена.
Я вспыхнул. Кровь бросилась мне в голову. Это был отказ, причём бесцеремонный, не обставленный хотя бы из приличия политесом и демагогией.
Я взял сценарий и произнёс:
Ну да! Сценарии о чести и совести вам действительно не нужны. Их у вас навалом.
После долгих мытарств, сценарий взяли для телевидения, но муки по его «кастрации» не прекращались. Теперь начались баталии между «Мосфильмом» и телевидением. Дважды картину закрывли. Чтобы её спасти, приходилось   соглашаться на изменения, явно уродовавшие ленту.
 - «И вот, испытывая гадливость к самому себе,…приступаешь к выполнению поправок.  Послушание – это, пожалуй, главная добродетель творческого работника в глазах руководства. За покорность, за демонстрацию лояльности отменно ублажали, и не только денежно, но и разными наградами и поощрениями.
А в результате из твоей руки выходит ублюдочное, искорёженное, странное произведение, где порой рвутся сюжетные и смысловые связи, не сходятся концы с концами».
И так с каждым фильмом, а их у Рязанова аж 23! А ведь многие замыслы так и не состоялись: глубокие отметины на сердцах двух талантливейших людей искусства так и тревожат их по сей день– не состоялся фильм «Сирано де Бержерак»: начальство не хотело видеть в главной роли Евгения Евтушенко, а Рязанов видел в этой роли только его.
Естественно, что всё это не могло не закончиться инсультом, из которого этот сильный духом и телом человек выходил опять же, работая.
Конечно, фильм не делается только режиссёром, но огромной командой, на какое-то время становящейся семьёй.
Рязанов умел сколачивать семью единомышленников. Ко многим он прикипал сердцем и работал с ними подолгу: сценаристы Э.Брагинский и Гр. Горин, композитор Андрей Петров. Многие артисты самого высокого класса «кочевали с ним из картины в картину (Л. Гурченко,А. Фрейндлих, О. Басилашвили, В.Гафт, Л.Ахеджакова, А. Мягков…
Никогда ни у кого ничего для себя не просивший, Рязанов смело стучался в любые двери, когда нужна была помощь близким, друзьям, коллегам по цеху и добивался.
Вспоминается трогательный случай: ещё живой, но больной Булат Окуджава просит Эльдара выхлопотать ему место на Ваганьковском кладбище, «чтобы жене ближе и удобнее было навещать меня».
Кладбище это, почти в центре города, уже закрыто, но Рязанову удаётся выполнить волю Булата.
Бывали времена полной комы кинематографа, тогда уже не молодой, не очень здоровый, но миру известный маститый режиссер сам ходил с протянутой рукой по банкам и другим богатым организациям: «Некоторые обещали, но «динамили». Встретились мы и с банковским надувательством. Безрезультатным попрошайничеством я занимался до марта следующего года  (из дневника 1995 года). Я даже подумывал, если удастся фильм всё-таки поставить («Привет, дуралеи!»). ( Удалось в 1996 году), может, в конечных титрах, где обычно благодарят за помощь, опубликовать название банков и концернов и ехидно  поблагодарить их за то, что не помогли. Да потом раздумал. Честно говоря, побоялся, как бы какие-нибудь крутые банкиры не подослали киллеров…».
Кино снимать становилось не только сложно, но и опасно.
Читая такие эпизоды, а их в книге масса – видимо автор  решил высказаться с предельной откровенностью – я всё чаще прикрывала книгу, чтобы ещё и ещё раз внимательно вглядеться в портрет автора на обложке.
Пожилое умное лицо, напряжённый взгляд…Но вот куда? – это открывается не сразу; нужно долго и внимательно вглядываться и тогда тебе откроется, что, обречённый взгляд умных и печальных глаз направлен не только во вне, на Вас, но и куда-то во внутрь в глубИны своего сложного мира с его богатыми и, увы, не всегда осуществленными мечтами и планами.
Книга большая и подробная. В ней больше шестисот страниц, но читается легко и с огромным интересом. К тому же она очень полифонична, многогранна: Рязанов – сценарист, писатель и поэт, телеведущий («Кинопанорама») и, наконец, кинорежиссёр.
В основном именно к этой грани мы слегка прикоснулись в нашем обзоре.
Об остальных – прочтёте в книге. И  тогда высветится ещё одна, самая важная грань:  РЯЗАНОВ – ЧЕЛОВЕК.
Счастливого прочтения.



-


Рецензии
Добрые слова об ушедшем мастере.
Но вот что вызывает удивление у меня, а, может, и не только у меня:
всем практически ведущим режиссерам фильмы не давали снимать, отправляли на полку, редактировали... но то, что мы видели на экранах, пользовалось общенародной любовью.
"Пришли иные времена" - этих же режиссеров перестала прессовать цензура...
и нет фильмов того уровня!

Александр Скрыпник   22.01.2016 12:56     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.