Золото варваров

Речь пойдет о скифах - древних племенах Северного Причерноморья, которых древние греки называли варварами из-за непонятного языка  чужеземцев и их культуры. Они жили в Северном Причерноморье с седьмого века до нашей эры до третьего века нашей эры. В четвертом веке  до нашей эры скифы объединились в Скифское  государство  с другими напродами Причерноморья, но были уничтожены готами  в третьем веке нашей эры. После того разгрома  скифы растворились среди других племен, но сохранив при этом свою культуру. Поэтому до сих пор продолжаются  археологические открытия  скифских захоронений в самых неожиданных местах, реминисценции звериного стиля  скифов живут и ныне в различных уголках, к примеру, в России в художественных поделках народа и в убранстве его домов.
В 1830 году российский император распорядился выстроить  ью располагались каменоломни, откуда строители брали материал для возведения жилья бывших моряков империи, вышедших в отставку. Царь, получивший высшее образование, не забывал и военных пенсионеров. Место  для строительства жилья  для отставников-черноморцев было выбрано близ Керчи - бывшего древнего города  Пантикапея. Рядом с Керчью располагались каменоломни, откуда строители и брали материал для возведения жилья. Они-то и стали одними из первых, кто открыл для современной истории знаменитые скифские захоронения!
Один из каменных карьеров располагался в местечку Куль-Оба. Там находился курган, который и «снесли». Каково же было удивление  строителей, когда они обнаружили , что курган - захоронение внушительных размеров. Эта новость быстро облетела окрестности. Первым среди специалистов  на месте необычной находки оказался  любитель-археолог Поль де Брюкс, работавший в о время в керченской таможне. В свободное от основной работы время этот француз собирал в окрестностях Керчи  осколки, монеты и другие вещицы, которые ему удавалось выкапывать. Но найти целое захоронение?!
23 сентября  1830 года  Поль де Брюкс пробрался внутрь захоронений  через груды камней. Поначалу он был разочарован, все было в таком беспорядке  и загромождении, что мелькнула мысль о том. Что захоронение разграблено. Но когда кладоискатель добрался  до каменного склепа  с ложным сводом, его восторгу не было предела! Он сделал одно из самых необычных археологических открытий своего времени  - погребение мужчины   и  женщины, буквально «усеянное» золотыми изделиями.
    Под насыпью кургана Куль-Оба в каменном склепе основным погребением было мужское погребение. Рядом с костяком француз обнаружил много золотых вещей: тиару, диадему, гривну. Над костяком возвышался  деревянный навес. В особом отделении лежало золотое оружие покойного. Рядом  с мужскими останками были и женские, усыпанные золотыми драгоценностями: медальоны с изображением головы Афины, серьги греческой работы, браслеты, украшенные грифонами, раздирающими оленя, золотая гривна, украшенная фигурками лежащих львов, бронзовое зеркало с ручкой, украшенное золотом. На уровне коленей  стоял знаменитый сосуд с изображением скифов, отдыхающих после битвы.
Вдоль стен была выставлена  бытовая утварь в скифском стиле, сложившемся под влиянием греческой культуры на быт местной скифской аристократии, тесно связанной  с греческими правящими кругами общими экономическими интересами.
Потом  еще долго будут  говорить о декоре склепа, о стиле найденных предметов, а особенно о том, что это самая крупная  золотая находка  в мире. Потом установят, что данное захоронение относится  к 4 веку до нашей эры, что это скифское захоронение. Аналогичные находки  будут сделаны и в других местах, а следы этой цивилизации обнаружатся и на Кавказе, и в Центральной Азии, и в Сибири…
В музеях разных стран мира, особенно в России, в частности в знаменитой Золотой кладовой  Эрмитажа, хранятся памятники искусства, найденные в скифских курганах. Многие из них выполнены в так называемом зверином стиле. Они и сейчас поражают утонченным мастерством, совершенством форм, экспрессией, выразительностью стиля. Интерес к этим памятникам  очень велик как среди специалистов, так и среди широких слоев ценителей искусства, однако до сих пор нет окончательного ответа об истоках, путях развития и первоначальном происхождении этого искусства.
Окутаны тайной и сами скифы! Ведь у них не было письменности, поэтому найденные предметы, созданные реками скифов, да греки, которые много писали о них, приоткрывают тайну этого загадочного народа "0тец истории", древнегреческий ученый Геродот   писал: "Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошел следующим обра¬зом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая они называют Зевса и дочь реки Борисфена. Такого происхождения был, по их словам, Тарги¬тай, а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай.При них упали-де с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золоте воспламенилось. По его удалении подошел второй, но с золотом повто¬рилось тоже самое. Таким образом, золото, воспламеняясь, не допускало их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось, и он отнес к себе золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство.
И вот от Липоксая-де произошли те скифы, которые носят название рода авхатов; от среднего брата Арпоксая - те, которые называются катиарами и трапиями, а от младшего царя - те, что называются пара латами; общее же название всех их - сколоты, по имени одного царя. Скифами назвали их эллины".
   За рекой Герром лежала область царских скифов, которых Геродо величал храбрейшими и многочисленными, считавшими прочих скифов своими рабами. Их территория на юге простиралась до Таврии /Крыма/, на востоке частью доходила до реки Танаис /Дона/. К северу территория царских скифов распространялась до территории меланхленов, путь от которых, считая от моря, тянулся двадцать дней. Весьма сложным по своему устройству оказался курган Чертомлыцкий, который располо¬жен в правобережной части Днепра. Там, под насыпью высотой 19 метров, на уровне почвы в 1862 году было отрыто несколько погребальных ям с большой центральной ямой.
В главной могиле были обнаружены остатки разграбленного захоронения. Здесь же археологи нашли даже скелет грабителя, погибшего под обвалом, рядом с ним - его добычу. В боковых ямах оказались отдельные захоронения слуг, в трех ямах находились костяки одиннадцати лошадей с уздечками, украшенными золотом и серебром.
   И только в угловых катакомбах археологи отрыли нетронутые погребения с множеством драгоценных вещей: вооружения и утвари. Среди ве¬щей мечи с золотой отделкой, стрелы, шейные гривны, браслеты, диадемы, бляшки. Особого внимания заслуживали серебряная амфора и обкладка горита. Все вещи были богато отделаны в скифском зверином стиле с изображениями драконов, львов, оленей. Сцены борьбы зверей перемежались с богатым растительным орнаментом.
   В кургане Солоха на побережье Днепра в 1912 году почти ничего не нашли. Зато рядом все ожидания археологов увенчались интереснейшей находкой. Был найден скелет мужчины, сплошь покрытый золотом. Мебель, оружие, одежда покойного была вся из золота и серебра. А вокруг него - останки слуг и лошадей. Скифский царь?! Возможно...
   Скифы были тесно связаны с греческим миром. Однако след в истории они оставили не только потому, что были посредниками в распространении греческой культуры. Они сами создали высокую для того времени культуру, влияние которой сказалось на огромных пространствах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Скифская держава, включавшая не только степи Северного Причерноморья и Крым, но и племена, населявшие лесостепную область, явилась звеном культурных и торговых связей между Передней и Средней Азией и Европой. Скифы вовлекли в жизнь того времени, приобщив к передовым цивилизациям древности, даже Средний и Северный Урал и Приуралье.
   До сих пор история хранит много загадок и тайн, связанных со ск¬фами. В 1947 году близ местечка Зивийе, к востоку от города Саккыза, в Северо-Западном Иране после бури обрушился склон холма. Местные жители обнаружили массу предметов из золота, серебра, слоновой кости. Началась бойкая торговля предметами древности. Значительную их часть удалось собрать в Археологическом музее Тегерана.До мнению ряда ученых, обнаруженные предметы, получившие первоначальное название "Саккызский клад", на самом деле инвентарь погребения знатного вождя, захороненного в конце УП века до нашей эры. Кто был этот вождь? Может быть, скиф? По крайней мере, многие из этих найденных предметов на¬ходят аналогии в скифском мире, а некоторые почти повторяют по обще¬му облику, изображенным сюжетам и стилистическим особенностям изделия из скифских курганов Украины и Северного Кавказа!
    А из числа крымских памятников, исследованных за последние годы, наибольшую ценность представляют раскопки Неаполя Скифского -столицы Скифского государства после 3 века до нашей эры, когда центр скифской державы из Приднестровья переместился в Крым. Город Неаполя Скифский был расположен на берегу реки Салгира на окраине Симферополя. Строители прекрасно использовали топографические условия, построив город на выступе, ограниченном отвесными обрывами, и только с одной, уязвимой стороны создали мощную стену толщиной более 8 метров.
   Описание Геродотом скифской бани, к примеру, настолько любопытно, что имеет смысл привести его полностью. "Сначала умащают и обмывают голову, а потом для очищения тела устраивают следующее: поставив три шеста, наклоненные один к другому, натягивают на них шерстяной войлок и, стянув его как можно плотнее, бросают раскаленные докрасна камни в сосуд, поставленный между этими обтянутыми войлоком шестами... Скифы берут семена конопли, входят под войлоки и бросают! семена на раскаленные каши. От брошенных семян поднимается такой дым и пар, что некая греческая паровая баня не превзойдет этой скифской. Скифы восхищаются такой баней и воют от удовольствия: это заменяет им омовение, так как они вовсе не обмывают себе тела водою».
  Коль скоро речь зашла о гигиене, приведем один косметический рецепт:"Женщины их /скифов/ трут о шероховатый камень кипарисовое, кедровое и ливанное дерево, подливая к ним воды, и полученный при это м густой массой вымазывают себе все тело и лицо. Это придает телу приятный запах, а когда на другой день снимут мазь, то тело оказы¬вается чистым и «глянцевидным».
  Для приготовления пищи скифы употребляли медные котлы на подставке и с ручками. Это довольно крупные сосуды: высотой 70-80 сантиметров и диаметром 60-70 сантиметров. Такие котлы существовали у многих народов: у сарматов и у саков, в Сибири и на Алтае. Имелись у скифов и деревянные и глиняные сосуды, но глиняная посуда не занимала в быту кочевников большого места. У них существовал совершенно ори-гинальный способ варки мяса. "Содрав кожу с животного, очищают ее от мяса, затем кладут ее в котлы... если котла не окажется, то вкладывают все мясо в желудки животных, подливают воды и зажигают кос¬ти. Они горят отлично, а очищенное от костей мясо легко умещается в желудке. Таким образом, бык сам себя варит".
  Значительную часть времени кочевой скиф, по крайней мере зажиточный, проводил на лошади. Женщины и дети передвигались от становища на становище в четырехколесных или шестиколесных кибитках-фургонах, влекомых волами. Внутри такая кибитка имела несколько отделений.
   Одежда мужчин состояла из куртки, спускавшейся ниже пояса, и длинных штанов, носившихся или навыпуск, или вправленных в невысокие мягкие полусапоги, стянутые на подъеме ремнем. Куртка без ворота запахивалась, оставляя открытой шею, и имела узор по краям и орнаментальную полосу на спине или была обшита мехом. Штаны тоже украша-лись узорами. На голове - башлык с выступом над лбом. Скифы носили длинные волосы и бороду. Кожаный пояс служил для подвешивания кол-чана с левой стороны и кинжала с правой. Он нередко покрывался металлическими бляшками.
   0 женской одежде мы знаем очень мало. Если судить по золотой пластине от женского головного убора из кургана Карагодеуашх, то можно думать, что на голове у них был убор, напоминающий башлык, с поднимающейся вверх передней частью. Они носили длинное платье, на кото¬рое надевали длинную же накидку. У некоторых женщин и голова покры¬валась накидкой. Такой женский костюм известен по ряду изображений. Одежда делалась из шерсти, из растительного волокна /конопли/ и из кожи. Естественно, скифы широко применяли украшения, часть которых имела значение оберегов. К ним следует отнести разнообразные медаль оны с изображением богинь. Найден, к примеру, великолепный медаль¬он с нагрудным изображением Артемиды, обнаруженный в Неаполе Скифс¬ком. Среди излюбленных сюжетов - пластины с изображением змееногой богини.
Геродот сохранил для нас легенду о сближении скифов с амазон¬ками из племени савромат, которое обитало к востоку от Дона,"...Когда эллины вступили в борьбу с амазонками..., то, как гласит предание, эллины, победив их в сражении при Термодонте, отплыли обратно, везя с собою на трех судах амазонок, которых им удалось захватить в плен. Последние в открытом море напали на мужчин и изрубили их, но они не знали судов и не умели обращаться ни с рулем, ни с парусами, ни с веслами и поэтому после избиения мужчин стали носиться по волнам и по воле ветра и прибыли к Кремнам на Азойтнйскож озере /Азовское море/: эти Кремны лежат в земле свободных скифов. Сойдя здесь с судов, амазонки отправились в обитаемую местность. Встретив первый табун лошадей, они захватили его, сели на лошадей и стали грабить владения скифов".
Далее Геродот рассказывает, что амазонки вступили в бой со скифами.
   В сражении скифы захватили трупы убитых амазонок и узнали, что это женщины. Тогда на совете скифы решили не вступать в бой с амазонками, а отправили к ним молодых людей, приблизительно в том числе, сколько было амазонок. Когда амазонки убедились в отсутствии воинственных настроений у скифов, то постепенно сошлись со ски¬фами.
   Геродот рассказывает всю эпопею сближения, создания одного лаге¬ря, отмечает, что амазонки выучились языку скифов. По совету амазо¬нок скифские юноши вернулись домой, взяли часть имущества и ушли к амазонкам, затем все они перешли Танаис и стали там жить вместе. "Отсюда сарматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду. Сарматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном, так как амазонки не вполне его усвоили. Относительно браков соблюдается у них общее правило: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые из них и умирают в старости безбрачными, потому что не могли выполнить этого требвания"
   В одном кургане близ села Калиновка Волгоградской области было открыто парное скифско-сарматское погребение мужчины и женщины, причем мужчина держал руку женщины. Нашли в этом погребении и так называемое "золото варваров" - символ могущества, силы и красоты этого народа.
Галина Остякова,
Слава ОРЛОВ


Рецензии