Ходит барин за сохой

Когда я первый раз исповедовался у Николая Гурьянова, мне казалось необязательно говорить свои грехи- ведь старец их и так знает… Каждое слово ему приходилось из меня «вытягивать клещами».
Теперь я понимаю, что моя душа была в грубой коросте и духовные очи были закрыты. Я до сих пор ослеплён гордыней, только теперь она приобрела вид тщеславия.(Святые молились о даровании видения своих грехов, смирение-основа добродетели, а гордость-мать порока).
Батюшка, видя мою душу, задал мне всего три вопроса. Первый: »читаю ли я утренние и вечерние молитвенное правило»? Второй:»почитаю ли я родителей»?Третий:»хожу ли я в двунадесятые праздники в храм»?Потом накрыл епитрахилью и прочитал разрешительную молитву.
Келейницы старца, у которых мы останавливались на ночлег, сказали, что батюшка ничего напрасно не говорит.»Сохрани его слова в сердце, потом поймёшь».Многие из его высказываний стали мне понятны намного позже.
Ещё один эпизод.
Идём мы с мамой от пристани, куда приходила «Ракета» из Пскова. Прошли часовню Николая Чудотворца - покровителя моряков, помолились. Подходим к храму, а на  кованой двери висит амбарный замок. Что делать? Направились сразу к домику батюшки, в надежде получить благословление. Не успели пройти половины дороги, как нам навстречу идёт сам старец своей стремительной, «летящей» походкой. Окинул нас цепким взглядом, а мы уже сложили руки для благословления…»Ох-охохоюшки-хо-хо» - нараспев начал говорить он -«ходит барин за сохой, он и сеет, он и жнёт, нашей кровушки не пьёт».Оставив нас в недоумении, старче поспешил к храму…
Запомнили его слова мы слово - в- слово и начали размышлять своим ничтожным умишком. Наверно это похвала, тому, что мы обратились к Богу. Какие мы молодцы! Так сказать: »встали на путь духовного развития».И батюшке больше не надо молиться о нас- мы сами за себя молимся. Утешившись этой мыслью, мы успокоились и перестали задумываться над тем, что означали его слова.
Следующий раз я вспомнил этот эпизод , когда в Спасо - Влахернском монастыре меня попросил рассказать о встрече с Николаем Гурьяновым поломник-трудник Сергей из Новороссийска. (У него не было одной фаланги на кисти правой руки, профессиональный матрос, моторист, отличный плотник, только вот фамилию его запамятовал). Немного помолчав Сергей сказал:»раньше в деревнях «барином, хозяином» называли нечистую силу.
Мир перевернулся у меня в голове!
Оказывается, батюшка ещё тогда видел мою последующую греховную жизнь, но сказал иносказательно, как свойственно Старцам. Получалось, что всё это время я работал врагу рода человеческого! Когда первый шок прошёл, я стал усиленно готовиться к исповеди.


Рецензии