Кому и зачем сейчас нужно жертвоприношение?

     Откуда происходит действо под названием "жертвоприношение"? Зачем люди приносят "жертвы"? Что есть "жертва"?  И откуда у людей есть уверенность, что это нужно Высшим силам? Если человек чем-то пожертвует, то есть лишится того, что ему очень ценно, то почему он верит, что это поможет?
     Если отбросить все камуфлирующие и облагораживающие обёртки,  то легко увидеть, что в сути жертвоприношения останется "взятка", или материальная форма "благодарности", или способ доказательства преданности тому, кому приносится "жертва". Это дары от страха? Благодарность? Чтобы задобрить более сильного? Чтобы лучше относился и помогал? Чтобы простил? А с чего люди уверились, что у Бога есть адекватные  человеческим  чувства обиды, огорчения, злобы, мести, благодарности? Кто их в этом убедил? Попы? Почему люди верят в это? По аналогии с собой?
     Мотивация "жертвоприношения" полностью соответствует межличностным отношениям людей и их психологическим потребностями и представлениям о справедливости. Ты мне, я тебе? Я тебе, ты мне? При чём тогда здесь Бог?
     Откуда возникли  убеждения, что Богу нужны эти людские  подачки? Люди, что, Бога ставят вровень с собой по потребностям, морали и нравственности и считают, что Ему, как и им, нужна благодарность в виде слов,  вещей или жертв, которые значимыми и ценными  являются только для жертвователей. И не для кого более. Для кого-то "жертва" - кусок хлеба,- а для кого-то - и потеря коровы небольшая "жертва".
     "Жертвоприношение" - это атавизм примитивного антропного представления об   окружающем мире,  перешедший к нам из "детства" человечества. Почему же "взрослое" человечество столь упорно воспроизводит "наивные" детские страхи?
     Зачем сейчас нужно жертвоприношение? Для соблюдения старинных ритуалов? Демонстрации преданности своему  богу. Плата Богу за свои грехи? Взятка за особое отношение и преуспеяние? Приносится "как бы" жертва в упрощённой форме ( "Жрется Агнец Божий, вземлющий грехи мира" в виде хлеба, а кровь Христова пьётся  в виде вина) и люди должны "как бы" верить, что это "как бы" нужно Богу и обязательно для них.  Но в этой ситуации и Бог выглядит довольно "как бы". И многое другое в нашем мире превратилось в "как бы"...
     Не случайно у современной молодёжи слова "как бы" занимают большое место в речи. Обратите внимание.  Без "как бы" большинство молодых людей не произносят ни одной фразы. Ещё одно "любимое" слово у них - "просто".
     Психологически это понятно: произнося по каждому поводу и без вводное слово "просто", человек тем самым как бы преуменьшает возможные негативные последствия своего неправильного, некачественного  поведения. Ты почему не сделал то-то, ты почему опоздал, ты зачем поменял местами...? На все эти вопросы молодые и разные люди начинают ответ со слова "просто"... Мол ничего серьёзного, сложного, криминального - всё мол совсем "просто" и не существенно, так что и спрос с меня должен быть по маленькому, по простому...
     Главная цель столь частого употребления  этого "просто" -  понизить собственную ответственность за содеянное или не содеянное правильно. Я просто как бы... Всё было понарошку и не существенно... Чего же с меня спрашивать?
     Цель этой заметки не дать ответы, а обратить внимание на некоторые вопросы, на которые сам автор затрудняется дать исчерпывающие ответы.
     Библейская история про жертвоприношение Авраама (Ибрагима), вовсе не о преданности человека Богу. А скорее всего о том, как Бог проверял  свое творение на  разумность использования данных ему воли и ума. Авраам с проверкой не справился: не использовал ни разум, ни волю в сложившейся ситуации,  а бездумно повиновался. И это, якобы, очень понравилось Богу. В последствии ребенка стали заменять на барана. Создатель ушел думать над доработкой своего творения. "Ангел сказал:
       - Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня."
       "И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо Исаака, сына своего."
       "И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал:
- Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.(Быт. 22:1-18).
     Весьма очеловеченные представления людей об отношении к ним Создателя. Особенно умильно и по человечески звучит оборот речи Ангела от Бога: "Мною клянусь, говорит Господь ...". Почему не "мамой"? Зачем Богу клясться?
     Очень показательна картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна "Жертвоприношение Авраама": ангел одной рукой выбивает нож из рук Авраама, а другой рукой будто хочет  дать подзатыльник потенциальному убийце Исаака.
      P.S.: Немного о грехе, поскольку "грех" прощение, покаяние  требует  в той или иной форме жертвоприношения. Согласно Катехизису Католической Церкви (приведены ссылки на пункты из главы 7):
      "Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (Рим 11,32). п. 1870
      Грех - это "слово, действие или желание, противящееся вечному закону". Он есть оскорбление Бога. Он восстает против Бога в непослушании, противоположном послушанию Христа. п. 1871
      Грех - поступок, противоречащий разуму. Он уязвляет человеческую природу и наносит ущерб человеческой солидарности. п. 1872
Все грехи коренятся в человеческом сердце. Виды и тяжесть их оцениваются, в основном, в зависимости от их предмета. п. 1873
      Избрать свободно, то есть зная и желая этого, то, что серьезно противоречит божественному закону и конечному предназначению человека, - значит совершить смертный грех. Он разрушает в нас любовь, без которой невозможно вечное блаженство. Оставленный без сокрушения, он влечет за собой вечную смерть. п. 1874
     Грех обыденный представляет собой нравственное беззаконие, поправимое любовью, которой он позволяет в нас пребывать. п. 1875
     Повторение грехов, даже обыденных, порождает пороки, среди которых мы различаем главные (коренные) грехи. п.1876


Рецензии