Трамваи Детства Моего Одесса Маршрут 4

Его особенность была в том что это был альтернативный (еще один) вариант добраться до Парка Шевченко, в то время как мы туда в основном ехали 28ым (или троллейбусов). К тому же было известно что он пересекает Центр, Молдаванку, а далее - в более отдалённые районы города которые мне малому казались, ну если не иным миром - то другой жизнью.
Решил познакомиться я с 4ым когда однажды с родителями посещал Парк Шевченко. Тогда (год не помню, наверное 1982ой) там гастролировал чехословацкий лунапарк, что добавляло конечно "своеобразны привкус" ко всему. И вот разок другой, когда мы с отцом посетили многие аттракционы лунапарка, а также пару игровых павильонов, в одном их них запомнилась игрушечная машинка в качестве приза - по моему это был тир. Короче - "пусть кто-то другой её получит в награду, я подумал" и мы решили с отцом поехать домой 4ым трамваем.
Дело было вечером, поэтому улица Успенская казалась мне "тёмным коридором" (слово тоннель я тогда не знал, с Метро тогда знаком не был) ведь и в светлое время дня она утопает в зелени. Когда я узнал что 28ой по ней не ходит, а поворачивает обратно на Белинского - мне сразу захотелось прокатиться 4ым по "темному коридору". А "темный коридор" у меня еще ассоциировался с кольцевой планировкой квартиры, и с наличием 2х путей из спальни на кухню.
Ну и тут, вы конечно знаете милую особенность нашего трамвая. До того как придёт нужный вам трамвай, пройдёт несколько другого маршрута. Так оно и было, и тут папа уже теряя терпение умоляет отложить поездку 4ым на другой раз, и поехать домой как обычно 28ым. А я всеравно на своём стою, и как назло проходит 4ый по поломанный, и eго тащит аварийка, еще пару 28ых и приходит наш 4ый. Мы на нём едем уже в город по Успенской, и всё под покровом ночи. Совсем иначе смотрятся городские улицы такие как Пушкинская Ришельевская итд. Не помню как уже дальше там было, знаком ли был я тогда с 21ым, и где мы с этого 4го сошли и как оттуда до дома - забыл. НО помню что привлек моё внимание - силуэт дамы нарисованной на одном их домов, на ул. Старопортофранковской. А под ним, водосточная канавка, показалась мне отдельной рельсом (что идёт к стрелке) Мал я тогда был но понимал что под прямым углов к рельсам трамвай ехать не должен. Не могу вспомнить ту поездку детально, т.к. после неё очень много раз ездил 4ым.Многое хороше, и даже то что на 1ым раз показалось необычным - становится банальностью, а иногда и "до тошноты знакомым", если это в часто-посещаемых местах. Уж очень много раз мне приходилось ехать 4ым в той части его маршрута - что идёт по центру.
О той части 4го маршрута, которая идёт по Прохоровской и Дальницкой - читайте в рассказе о 21ом маршруте, т.к. Застава - дело отдельное.
Ассоциативные воспоминания: В Нью Йоркском Метро - линия и маршрут понятия разные. По одним и те же перегонам идут поезда разных маршрутов. Часть из них обозначена Буквами, а часть цифрами.
Среди них есть и 4ый. Вот он у нас подземный (во всяком случае там где я им ездил) ... И тоже я им ездил из Бруклна в Ценральный Парк Нью Йорка, который конечно больше парка Шевченко.
Там же и находится Метрополитен Музей (нет это не музей метро, это музей искусства, а слово Метрополитен значит Городской) ... Так, мне в дни эт и х поездок вспоминался и Парк Шевченко, и Концерт А.Розенбаума в зеленом театре, итд. И всю дорогу в моей голове (нет не в наушниках а "в памяти") звучали песни Розенбаума.
И еще: У нас на 4ом иногда пускали старые составы, именуюшиеся "Красными Птицами". Пусть они совершенно непохожи на КТМ/КТП2 - но как они мне чисто ассоциативно их напоминали.
И даже вспомнилось как летом 1984го на 4ый что в Одессе, проникали КТМ/КТП2. Вот едешь через перекресток Успенской и Преображенской, и смотрит вместо привычной Татры на тебя КТМовская морда, и даже видно как водитель крутит контроллером, и это "старый 4ый". У парка Шевченко они конечно более привычно выглядели. 28же тогда был наполовину КТМным. Однако когда Старый 4ый поворачивал на своё кольцо с Белинского, а люди видя "старый трамвай" и думая что это 28ой шли напролом, а кто-то покрикивал на них "тебе что жизнь надоела" - а вожатая, контроллером покручивала словно гадалка над свечами - непривычность чувствовалась. ... Вот так мне видались "красные птицы" вместо привычных серебристых метровагонов, на Нью Йоркском 4ом маршруте. Такое было примерно до начала 2000ых годов. ….
Когда я посетил родную Одессу в 2002ом году, после 10летнего отсутствия, то трамваю увы уделил очень малое внимание, о чем потом жалел и в последствии для наверстывания специально поехал в Прагу. И как бы вы думали какой маршрут трамвая мы выбрали - 4ый. За 2 дня до окончания нашей побывки, дотопали до угла Успенской и Екатериненской, на остановке была та же 5ти угольная скамейка, но от дерева пень. И вот подошел трамвай. Бортовой номер 4085. Одинарный конечно.  Эх нетипично я подумал, чаше всего ездили мы же 3им и 12ым, а там другие были, и как правило парниками ходили. И вот проехали 3 остановки. Всё такое родное и забытое, те же сиденья, тот же шум, но кажется другим, 10 лет ведь не ездил. А зуммер, который срабатывает на пересечках с троллейбусной К.С. так мило звучит, и так нарутально по сравнению с факс-модемом, словно натуральным муз. инструмент по сравнению с её электронной имитацией. "...Ехал целых 5 минут долгим это был маршрут..." (Илья Резник) И всеравно Успенская мне показалась совсем другой, уж скорее на родную Молдаванку похожая. Т.е. то же самое чтобы оценить счастье надо его потерять на 10 лет, а потом снова получить.
Как известно: В 2005ом году трамвайное движение на Успенской закрыли вместе с 4ым маршрутом. К счастью - улицу реконструировали и вместо трамвая пущен троллейбус изменённого 2го маршрута. Но тем не менее  на просторах интернета можно прочитать довольно много негодования и жалости по поводу сей замены. Уж больно трамвайным кажется этот коридор.
Всё лето 2013го года с нетерпением ждал увидеть ул. Успенскую в троллейбусном варианте, чтобы "Тёмный Коридор 4го Трамвая" увидеть совсем другим. Вот и увидел, и скажу что когда я смотрел на те места, которые мне с детства знакомы - то непривычно они смотрятся без трамвайных рельсов, булыжника, и трамваев. А те - что мало знакомы, с троллейбусом вполне гармоничны. Тем более по 2му троллейбусному маршруты, который сейчас идёт по Успенской используются одни из самых новых троллейбусов в городе. На многих из них реклама сока "Садочок" - очень мило гармонируется с их дизайном, и сок довольно приятный. И вот что можно увидеть из окна трамвая, переезжающего ул. Успенскую. Вместо привычной Татры - коробка от сока, перевозяшая пассажиров, не то что (помните, я выше писал как необычно смотрелся КТМ/КТП2 на этом маршруте). Забавно, и кому-то это нравится - и мне собственно говоря тоже, т.к. новшества в транспорте я люблю. Но трамвайный коридор, проходящий по Ул. Успенской - останется в моёй памяти, и в моём сердце навсегда!


Рецензии