Раневская

Перечитала недавно "Судьба-шлюха" Раневской. Мемуарами их назвать нельзя даже с натяжкой, это кусочки, обрывки, остатки, обгрызки.... Клочки неудачной и неудавшейся жизни.
Как жаль.
Большая / язык не поворачивается сказать великая, а ведь могла ею стать!/ актриса с искореженной судьбой.
Конечно, время. До войны, во время войны, после войны, террор, застой, разлом... Голод, холод, чистка, списки, коммунистический маразм во всем, и в искусстве тоже.
Так с волками жить - по волчьи выть? Раневская и завыла. В полный голос.
Театр - клозет, в артистки идут домработницы, партнёры и режиссеры -бл..и, критики - амазонки в климаксе...
Да
this is the situation, но зачем, зачем об этом кричать в полный голос! Разве не главный талант актрисы - держать паузу?!
Не вяжется, не срастается лексикон торговки с талантом актрисы, только с непризнанным...при жизни...
Признание пришло потом, когда осталась только кинопленка с ролями не сыгранными, а прожитыми, и не потому ли очень схожими персонажами?
Тонкая натура, боготворившая Пушкина и Толстого, дружившая с Ахматовой и Шостаковичем - где она? В письмах, куцых записках и редких встречах на бегу? Почему в жизни Раневская была одинокой больной собакой, которую всем жалко, но никто не приютит?
Нежную душу подростка до конца жизни скрывал панцирь сарказма.
Защита или нападение?
Nos contro todos, todos contro nos...

И вся жизнь  -  в страданиях и муках душевных и физических, всегда напролом, начерно, где попало, как придётся; роли - эпизоды, мемуары - обрывки...

Она видела, к сожалению, только чёрную полосу в жизни: голод, безденежье, болезни... Умела радоваться  книгам, музыке, деревьям и собакам,  к людям же относилась свысока и с недоверием. И они платили ей той же монетой.

Замкнутый круг. Можно выйти, смеясь, а можно бродить всю жизнь по этому кругу, позвякивая цепями...

У неё были силы тащить вериги, но не было сил поднять голову и оглядеться вокруг.

Жалко погребенный талант. Жалко одинокую женщину. 
 
Актриса, которая не умела делать реверансы.
 


Рецензии