В благодарность учителям. Елена Дюжакова

16-го октября я пришла в Детскую школу искусств, испытывая особый трепет и радость. И дело было не только в том, что главным событием этого дня стал концерт Елены Анатольевны Дюжаковой. Дело в том, что когда-то я сама закончила эту музыкальную школу – по классу фортепиано.
 Рой воспоминаний дополнился ярким впечатлением от умиротворённой, почти по-домашнему уютной атмосферы внутри здания. Я чувствовала себя так, будто вернулась домой.
 В маленьком зале, который был заполнен целиком, царило дружелюбие и любовь к музыке. Когда появилась исполнительница – Елена Дюжакова, в струящейся по плечам накидке и изящном платье – зрители замерли. Лёгкой походкой Елена Анатольевна прошла к роялю и поклонилась.
 Концерт открыла Лариса Яковенко. В программе было две колыбельные (соч. № 16 в обработке С. Рахманинова и «Колыбельная песнь в бурю»), а также цикл «Времена года» Петра Ильича Чайковского.
 С детства знакомые, и в то же время каждый раз дарящие всё новые ощущения композиции заставили вспомнить и детство, и моих учителей музыки, сольфеджио и хорового пения. Испытав укол совести – как редко, должна признаться, я подхожу к фортепиано дома! – я решила, что в память и в благодарность своим преподавателям нельзя бросать музыку, отговариваясь нехваткой времени на неё. Моя преподавательница игры на фортепиано, Светлана Викторовна Коржикова, любила повторять: «И слушать не хочу, что ты там придумываешь о нехватке времени. Отрабатывай технику ночами, благо, они длинные». Нет, она не издевалась, она просто очень любила музыку. Сольфеджио и музыкальную литературу мне преподавала Татьяна Николаевна Смирнова, рано ушедшая из жизни. Тоже преданный музыке и ученикам человек. Учительницу пения, Москвину Людмилу Анатольевну, тоже вспоминаю (сначала на её уроках я пела в первых сопрано, но, помучившись со мной некоторое время, она меня перевела в первые альты, и всем стало легче).
 Пребывая в задумчиво-грустном настроении, я смотрела, как грациозно порхают над клавишами руки Елены Дюжаковой, поистине мастерски передающей все оттенки произведений великого русского композитора.
 Завершило концерт любимое произведение директора школы Бориса Ивановича Белоглазова (который также присутствовал на концерте) - «Адажио» из балета Чайковского «Щелкунчик», исполненное специально для него.
 Среди слушателей были и бывшие ученицы Елены Анатольевны. Когда она спросила одну из них, часто ли та играет дома, ответом было смущение, замешательство и фраза: «Ой, вы знаете, Елена Анатольевна, у нас пианино расстроенное, на нем особо не поиграешь». Преподавательница, не показав внешне, что огорчена таким отношением к музыке, произнесла в ответ: «Ну, если дело только в этом, телефон настройщика я тебе дам». Ученица, переминаясь с ноги на ногу, вручила исполнительнице букет цветов и удалилась, а я подумала: теперь знаю, к кому обратиться с вопросом настройки инструмента+)
 После выступления Елена Анатольевна любезно согласилась дать короткое интервью.
- Удивительно странная ситуация. Я приглашала на Ваш концерт многих своих знакомых, около десяти человек, - и никто не пришёл. Что бы Вы им сказали – людям, которые не приходят на концерты классической музыки? – спросила я её.
 - Не надо бояться классики, - произнесла Елена Дюжакова. – Многие люди не приходят, потому что боятся, что будет исполняться что-то трудное для восприятия, что-то такое, чего они не поймут. А нужно просто расслабиться, получая энергетический заряд, который несёт музыка. Особенно если звучит музыка русская – она понятна всем. Остаётся только хорошо сыграть, потому что если исполнитель играет плохо – это сразу видно. Других критериев здесь нет.
 - Почему Вы традиционно играете именно в октябре?
 - Во-первых, в октябре проходит День учителя. Я посвящаю эти концерты и своим преподавателям. Одна из них – Лариса Алексеевна Стародубровская – ушла из жизни два года назад. Поэтому я считаю своим долгом играть ко Дню учителя в октябре. В моей жизни было два настоящих Учителя – во-первых, Наталья Ивановна Григорьева, которая взяла меня из детской школы (я была в шестом классе) и провела через всё музыкальное училище. Благодаря ей я оказалась в мире музыки. Она перевернула мою жизнь, ведь я не собиралась становиться музыкантом. Я не знала, как можно не общаться с этим удивительным человеком. А стараниями Ларисы Стародубровской я оказалась в Москве. Своими октябрьскими концертами я выражаю благодарность своим учителям.
 - Теперь Вы тоже – учитель. Что бы Вы порекомендовали тем, кто только начинает учиться музыке?
 - Побольше удивляться тому, сколь прекрасны звуки классической музыки. Пытаться сделать так, чтобы звуки, извлекаемые из инструментов, были действительно прекрасны. И, конечно, трудиться. Все дети – способные. Конечно, когда на сцену выходит настоящий талант, это слышно, но если этот талант не огранён, то... Ведь многие способные дети не могут заставить себя трудиться. Оттого и получаются технические недочёты, и это очень обидно. Я говорю своим детям: «Если вы рождены столь красивыми внешне, вам никак нельзя играть плохо. Надо добиваться, достигать, стремиться.» Ребёнка надо с детства погружать в звуки, но в такие, чтобы детки находили в этих звуках что-то, созвучное своим эмоциям, что-то, близкое им как личностям. Иногда они интереснее взрослых, и к тому же ребёнка никогда не обмануть: если музыкант играет не слишком хорошо, дети не слушают.
 Что ж, остаётся только согласиться – ведь ярчайшим примером Личности, выросшей в атмосфере классической музыки, была Марина Цваетаева (отчёт о Цветаевской встрече ещё в наборе+)).
 Возвращаясь из ДШИ, я с трепетом думала о концерте и восхищалась чувством величайшей благодарности педагогам, которое Елена Дюжакова несёт через свою жизнь. Если бы все стали столь благодарными учениками, мир стал бы Светлее+)
21 Окт 2010, 23:17


Рецензии