Через тернии... и цветы. Ю-Питер

(концерт В. Бутусова и группы ‘Ю-Питер’ 18.10.2010, ДК Калинина)

 Я собиралась очень давно. Мне было интересно, что же Вячеслав Бутусов смог привнести в свои выступления, так же ли, как и раньше, поёт песни Наутилуса и Кино. Забегая вперед, скажу, что помимо Наутилсовских песен - свою Ю-Питерскую программу он отыграл честно. Но всё по порядку.
 В последний момент перед концертом выпускающий редактор нашей городской газеты отдала мне свой билет, сказав, что у неё просто физически не получится выбраться. Таким образом, у меня в наличии было три билета, и, взяв с собой родителей (папу пришлось уговаривать, хотя Наутилус он слушает давно+), я отправилась в ДК.
 Новый альбом Ю-Питера носит название «Цветы и тернии» - и, скажу честно, я его частично услышала только на концерте. Не то чтобы я перестала следить за творчеством Вячеслава Бутусова, не то чтобы лень искать альбом в Интернете, просто нет того восторга, который был при Наутилусе. Всё-таки то, что присутствовало в песнях Нау благодаря стихотворениям Ильи Кормильцева, испарилось из песен Ю-Питера. Появились просто песни-притчи. Почему-то, когда речь заходит о претензии песни на то, чтобы называться притчей, я вспоминаю БГ. Но БГ изящнее. Тем не менее, и Ю-Питер достоин внимания, иначе я бы просто не пошла на концерт.
 Зал был полон. Памятуя о том, что Вячеслав Геннадьевич отметил 15-го октября 49-летие, я явилась с букетом и открыткой. Но, когда я подошла к охраннику, надеясь на разрешение пройти на сцену и поздравить вокалиста, на меня посмотрели две сияющие стальным блеском льдинки вместо глаз, и стальным же голосом было сказано: «Нет». Попробуй с ним поспорь. Никакие уговоры (я же не тротил пытаюсь пронести на сцену...) не дали эффекта. Расстроенная, вернулась и села на место, означенное в билете.
 Подмостки осветились, и появились музыканты – сам Вячеслав упрятался вглубь сцены, словно пытаясь увернуться от взглядов зрителей.
 Стартовал концерт с песни «Из реки», за которой последовали «Колесницегонитель» и «Берег» (который подпевал весь зал+). Слава поприветствовал зал своей классической фразочкой: «Добрый вечер, да здравствует город Королёв». И с первых же нот слышится жесткость гитарных партий, совершенно восхитительные ударные, и окрепший, уверенный голос вокалиста создает совершенно благоприятное впечатление. В тексты – отмечу особо – надо вдумываться. Это песни-описания состояний души, там совершенно вольные полёты разума и воображения, не всегда близкие, но безусловно интересные. Автор большиства текстов «Цветов и терний» - Александр Логинов.
 Режиссёры по свету отработали прекрасно – создавалось впечатление, что сцена «разговаривает» с залом не только песнями, но и световыми эффектами, и музыканты в море фиолетовых огней походили на каких-то Perfect Strangers из песни Deep Purple+)
 «Исполин» – история человека-одиночки, «Вселенская» – о человеке и Небесах.
 Шестым номером звучит «Моя звезда» - да, та самая, из фильма «Война». Я в полном восторге, это же не Ю-Питер, это настоящие “Muse” по звучанию, не иначе+)
 Следующую песню слышу впервые, до сих пор крутится в голове строчка: «Если хочешь лета – закрой глаза, если хочешь света – закрой глаза...»
 «Скалолазы», появившиеся недавно на «Нашем Радио», как-то не впечатлили в музыкальном оформлении. Световые эффекты заставляют вспомнить Юрия Шевчука: «Расстреляли рассветами»+) Океан света устремлялся со сцены в зал, публика каждую песню встречала овациями (но эти овации стали на порядок громче, когда...)
 Когда зазвучала песня группы «Кино» - «Дети минут». Думаю, все, кто хоть изредка слушает «Наше» и помнит Виктора Цоя, песню знает. Для остальных скажу – классическая песня Цоя, врезающийся в душу и в сознание остросоциальный текст, ограненный жесткой, бескомпромиссной музыкой.
 «Легенда»... Эту песню можно слушать в любом настроении и при любой погоде. Под строчку «Но настала пора – и тут уж кричи не кричи...» чей-то ребёнок вдруг закричал так, что услышал весь зал.
 Справа от нас, кстати, сидела молодая семья, ещё один юный слушатель, едва ли достигший трёхлетнего возраста, устроился на папиных плечах и пытался в такт хлопать. Вообще-то сомневаюсь, что такую музыку следует слушать маленьким деткам. Всё-таки тяжеловата она для них, именно по звучанию. Следует ли ребёнка тащить на концерт рок-музыки, где часть зала – это пришедшие побеситься подростки, - большой вопрос. Я бы не стала. Хотя, к чести публики, приходящей на концерты Вячеслава Бутусова, бесноватые рок-фанаты встречаются очень редко (в отличие от тех, кто собирается на концерты «Алисы»+)
 Вячеслав Бутусов решил построить концерт так: сначала песни «Ю-Питера», потом – композиции «Кино», и, наконец, «Наутилус». Совершенно ясно, что он просто выстроил песни по нарастанию слушательского интереса+) Потому что половина тех, кто приходит на его концерты, идёт туда послушать не Ю-Питер. Отнюдь. А именно «Наутилус».
 «Печаль». «Кончится лето». «Спокойная ночь». «Группа крови». Исполнение последней напоминает «Мастера и Маргариту»: «Оркестр, по омерзительному выражению кота, урезал марш». Вячеслав в своем репертуаре, песни не комментирует. Звучание почти не отличается от оригинальных записей «Кино», отличие лишь в вокале – Бутусов поёт слегка флегматично, манера Цоя гораздо более экспрессивна. Была экспрессивна.
 «Звезда по имени Солнце». Вспомнила, как пела её в седьмом классе+) И озадачилась: какую же песню группа исполнит на «бис»? Раньше как раз-таки была «Звезда».
 «Все песни про звезды сегодня посвящены городу Королёву», - неожиданно бросает реплику в зал Вячеслав.
 И... «Бриллиантовые дороги» Наутилуса. Наконец-то, я уже давно жду, когда же он споёт то, что – точно знаю – я не перестану слушать никогда, эти песни не сотрутся из моей памяти даже после смерти.
 «Ален Делон» (оригинальное название песни – «Взгляд с экрана»). Не самая моя любимая песня, мягко говоря. Я надеялась, что споют хоть что-то с альбома «Титаник», но надеждам моим не суждено было сбыться. Вместо «титанических» трудов были спеты... «Скованные одной цепью». С неимоверным драйвом+) Ещё бы – песня актуальна до сих пор:
 «Можно верить и в отсуствие веры,
 Можно делать и отсутствие дела,
 Ты можешь играть про себя на трубе,
 Но, как ни играй, всё играешь отбой,
 И если есть те, кто приходит к тебе,
 Найдутся и те, кто придёт за тобой».

 «Прогулки по воде», конечно же, знакомы всем и каждому. Одна из моих любимых песен с альбома «Чужая земля».
 «Крылья»... За то, что они спели её, я прощу им неспетый «Титаник». Исполнение – точь-в-точь альбомное. Явно слышно, что Вячеслав до сих пор сам неравнодушен к этой песне, чего не скажешь о наследии «Наутилуса» в целом. Я слушала и словно бы шла под моросящим осенним дождём, и напоенный запахом листьев воздух хотел сказать, что лето если и наступит, то не скоро... Вспоминала время, когда я впервые услышала эту песню.
 «Я хочу быть с тобой» пел весь зал. А мне вспомнилась версия этой песни в исполнении Бориса Гребенщикова – оно такое, словно он говрит с Богом. Что-то я в воспоминания ударилась+)
 А музыканты тем временем, не говоря ни слова, покидают сцену. Естественно, зал никуда не расходится, аплодисментами выманивая их из-за кулис. Выманились.+) И спели песню «Триллипут» с альбома «Элизобарра-Торр». Она такая... песня-батарейка, слушаешь её – и сразу представляешь этакого маленького домовёнка Кузю+) Именно с ним у меня ассоциируется лирический герой.
 И завершает концерт «Пачка сигарет». Вот тут флегматик Бутусов замечательно сочетается с текстом песни. И снова – я практически не наблюдаю отличий от звучания «Кино». Даже странно. Создалось впечатление, что Вячеслав нарочно добивается идентичности звука. Почему-то ничуть не стремясь привнести что-то своё. Я сомневаюсь, что такой человек, как Вячеслав Бутусов, будет просто клонировать чье-то исполнение. Он профессиональный Музыкант. Наверное, он таким образом просто поминает Цоя.
 Науфанаты кричат ужасными голосами, требуя исполнения «Прощального письма» («Гудбай, Америка»). Но остаются с носом. А я – с цветами. Что мне с ними делать? И тут мой взгляд привлекает группа звукарей. Подхожу, говорю, так, мол, и так – не передадите ли цветы имениннику? Со скрипом, но соглашаются. И тут ещё одна девчонка подходит, тоже с букетом. Хором убеждаем их поздравить от нас вокалиста. Надеюсь, поздравили.

 По дороге домой интересуюсь мнением родителей. Папе в целом понравилось, хотя он совершенно не знаком с творчеством Ю-Питера, он слушает именно Наутилус, со мной за компанию+) Мама, изъявившая желание посетить концерт с самого начала, когда я ещё читала ей афишу, сказала: «Они меня басами перегрузили». Но и ей было интересно – она у меня очень уважает Цоя, Нау – поменьше.
 Вот так, пройдя через тернии – с букетом цветов наперевес, передала поздравления имениннику и услышала его новую программу.+)
04 Ноя 2010, 23:51


Рецензии