В ней что-то чудотворное горит... Фестиваль

Отчёт о Фестивале русской музыки (27.10.2010, ДК Калинина)

«В ней что-то чудотворное горит,
 И на глазах её края гранятся.
 Она одна со мною говорит,
 Когда другие подойти боятся.
 Когда последний друг отвёл глаза,
 Она была со мной в моей могиле,
 И пела, словно первая гроза,
 Иль будто все цветы заговорили»
 Анна Ахматова, «Музыка»


 После того, как я побывала на концерте Елены Дюжаковой, мы с пианисткой некоторое время переписывались – СМСками+) И она меня пригласила на фестиваль русской музыки, который состоялся 27 октября сего года. Я шла, ещё не подозревая, что за огромнейший восторг меня ждёт. Отчасти моя радость объяснялась и тем, что со мной согласилась пойти мама. Вытащить её куда-нибудь обычно не так-то легко. Но мне повезло.
 Когда мы пришли, зал постепенно заполнялся. Устроившись где-то ряду в седьмом, мы заметили, что через место от нас сидит Доброслава Анатольевна Донская. Я поздоровалась с ней, и услышала в ответ: «Здравствуйте, моя дорогая» - с интеллигентно-вежливой интонацией, которая присуща её речи. Она запомнила меня, и мне радостно было сознавать, что потихонечку – через громады опыта, жизненных препятствий – между нами выстраивается мостик, если не дружбы, то взаимоуважения и понимания. А подружиться с этим человеком мне хотелось бы.
 Концерт открыло произведение Чайковского «Памяти великого художника» в исполнении ансамбля «Лундстрем трио» (фортепиано - М. Воскресенская, скрипка – Л. Лундстрем, виолончель – В. Нор). Скрипка запомнилась на всю жизнь. Я украдкой взглянула маме в лицо и... едва узнала её. Воодушевлённое, лицо её было так непохоже на то, что я вижу каждый день, когда по утрам мы говорим друг другу «Доброе утро»!
 Тем временем на сцене звучит Музыка, «ассистентка» музыкантов переворачивает ноты, стоя у фортепиано. А вообще трио мне напомнило японское аниме «Виолончеоист Госю» - этакую сказку-притчу о музыке и человеческом стремлениип к цели.
 Далее последовали полный изящества «Этюд» (соч. 8, № 12) А Скрябина и «Сказка (соч. 20, № 2) Н. Метнера. Особенно запомнилось исполнение «Трио» А. Аренского – Е. Зорина играла так, что фортепиано звучало, будто горный поток, быстрый, музыкальный, благозвучный.
 «Русский танец» Чайковского и «Соло из сюиты «Шахерезада» Римского-Корсакова Е. Зорина исполнила дуэтом со скрипачом А. Ладейщиковым (подозреваю, что это «штатный» скрипач группы «Белая гвардия»+)
 Во время исполнения И. Батовой «Музыкальных моментов» Рахманинова меня разобрал досадный кашель. Кое-как подавив его, чтобы не мешать другим, я вслушалась... Это была музыка-молитва, она словно возносилась к звёздам, не прося ни о чём, просто благодаря за каждый день.
 «Вокализ» Рахманинова и «Ария Параши» из оперы «Мавра» (Стравинский) в исполнении Ольги Борзовой произвёли самые замечательные впечатления. Вокал Ольги я слышала уже не раз, и заметно, что голос стал увереннее, крепче, ярче. Аккомпанировали ей О. Штойк (виолончель) и Н. Журавель (фортепиано). В финале благодарные зрители взошли на сцену, чтобы вручить музкантшам цветы, а те слишком быстро ушли. Анастасии Коваленко, ведущей концерта, пришлось их «вытаскивать» из-за кулис+)
 Елена Дюжакова блестяще исполнила «Адажио» из балета Чайковского «Щелкунчик», завершило же первое отделение выступление трио «Sotto voce» (название в переводе означает «Вполголоса»: Е. Дюжакова, А. Ладейщиков, О. Штойк). Исполнялось «Трио» А. Аренского – фортепиано, скрипка и виолончель напомнили отдалённо звучание группы «Белая гвардия».
 В перерыве между первым и вторым отделениями пробралась за сцену, и, на своё счастье, обнаружила сразу трёх исполнительниц в гримёрке: Елену Дюжакову, Изабеллу Батову и Ольгу Штойк.
 - Некоторые поэты говорят, что сказали всё читателям своими стихами. Музыканты порой говорят, что общаются со слушателем только музыкой. И всё же – может, есть что-то, что вы хотели бы добавить к вашему выступлению? – спросила я.
 И все они хором заявили, что хотели бы обратиться к Администрации с просьбой устраивать подобные фестивали, как прошедший 27-го октября, почаще. Я к этой просьбе присоединяюсь+)

 Второе отделение открыл «Полёт шмеля» Римского-Корсакова. Далее же царствовал вокал. Анна Пегова и ансамбль русской музыки «Сувенир» подарили залу три композиции: «Грозный муж» (А Верстовский, сл. А. Пушкина), «Любовь и разлука» (И. Шварц, сл. Б. Окуджавы), «Соловей» (А. Алябьев, сл. А. Дельвига). Услышав А. Пегову, я вспомнила роман Жорж Санд «Консуэло» - голос ассоциировался с главной героиней и его смело можно охарактеризовать словами «Consuelo de mi alma» («Утешение моей души»).
 На фоне голоса А. Пеговой вокал А. Леушкина, исполнившего также три песни – «О, если б мог выразить в звуке» (Л. Малашкин, сл. Гр. Лишина), «Сомнение» (М, Глинка, сл. Н. Кукольника), «Бубенцы» (В. Бакалейников, сл. А. Кусикова) – не казался столь же ярким. Леушкин словно бы поёт для себя, не общается с залом, создается впечатление, что поёт через силу. Это впечатление скрасил дуэт с А. Пеговой (композиция «Ночь светла» (М. Шишкин, сл. Н. Языкова).
 И, наконец-то, настал час Академического хора им. Бориса Толочкова. Хор исполнил «Богородице, Дево, радуйся» (С. Рахманинов), и «Святый Боже» (Ю. Фалик). Не будучи религиозным человеком, тем не менее церковные песнопения я очень люблю. Они на меня действуют умиротворяюще. Как сказала моя лучшая подруга в ответ на реплику о том, что человеку, дескать, нечего будет делать, если не будет войны: «Даже в прославлении Господа игрой на арфе и в пении можно найти разнообразие и радость». Склонна согласиться+)
 Духовой оркестр М. Федорова подарил публике композицию А. Серебрякова «Ожерелье». Духовые оркестры слушать всегда интересно, то, что я услышала, безусловно профессионально и красиво, но я, честно сказать, ожидала большего.
 И в финале Академический хор спел «Славься» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» под аккомпанемент духового оркестра, поистине ошеломив слушателей яркостью исполнения.
 Но была и «вторая часть финала», а именно – краткая благодарственная речь Доброславы Донской. Удивительное дело, она, профессиональный лектор, преподаватель, - очень разволновалась, но, справивишись с волнением, произнесла своё твёрдое, извечно ободряющее «Спасибо». Музыканты заслужили эту благодарность. Ибо именно благодаря исполняемой ими Музыке ещё больше хочется жить+)
11 Ноя 2010, 22:27


Рецензии